On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

ПАРЛАМЕНТ ФИНЛЯНДИИ

Система государственных органов Финляндии, место каждого из них в этой системе (в том числе и место парламента) определяется как на основе конститу­ционных и иных нормативных актов, так и в ре­зультате сложившейся практики.

Систему высших государственных органов власти и уп­равления, их компетенцию и взаимоотношения регламенти­руют прежде всего четыре конституционных закона, состав­ляющих вместе конституцию Финляндии: “Форма правле­ния” 1919 г., Акт об эдускунте (парламент) 1928 г., Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922 г. и Акт о Государственном суде 1922 г. с последующими их измене­ниями.

“Форма правления” определяет Финляндию как респуб­лику во главе с президентом, который избирается всеми ли­цами, обладающими правом выборов в эдускунту, путем прямых выборов. Но если на прямых выборах за президента проголосует менее половины всех избирателей, то он изби­рается путем косвенных выборов — особой коллегией выбор­щиков, в которую входит 301 представитель от политиче­ских партий или избирательных блоков партий, выбранных в день прямых выборов президента по специальным избира­тельным бюллетеням.

На основе конституции и государственно-правовой прак­тики главное место в системе высших органов государствен­ной власти принадлежит президенту Республики, который не только обладает большими правами в законодательной и

исполнительной сферах деятельности, но и реально ими пользуется. Согласно “Форме правления”, законодательная власть принадлежит президенту Финляндской Республики и эдускунте, а исполнительная власть — президенту и Госу­дарственному совету (кабинет министров). Государственный совет находится при президенте “для общего управления страной”. Правительством является президент и Государст­венный совет. При определении внутренней и внешней пол­итики страны Государственный совет заседает во главе с пре­зидентом.

Руководство отдельными отраслями государственной дея­тельности осуществляют министерства и различные ведомст­ва: управления, бюро, конторы, которые не входят в состав министерств и создаются и работают под непосредственным руководством Государственного совета, но их руководители, в отличие от министров, не входят в состав Государственного совета. Особенностью состава Государственного совета явля­ется то, что в него почти постоянно включаются два или три министра по отдельным отраслям государственной деятель­ности, например, первый, второй и третий министры здра­воохранения, образования, социальных дел. На них возлага­ется ответственность за отдельные участки работы мини­стерств.

Парламент Финляндской Республики — эдускунта не занимает, в отличие от некоторых других стран, ведущего места в государственном механизме. Но в последние годы он начал играть более активную роль в государственной жизни страны, в определении ее внутренней и внешней политики. Председатель парламента считается вторым после президен­та лицом в государстве.

Эдускунта состоит из 200 депутатов, избираемых сро­ком на четыре года. В случае досрочного роспуска парла­мента по решению президента, согласованному с Государ­ственным советом, вновь избранный парламент может дей­ствовать в  течение  всего четырехлетнего  периода полномочий, если только не будет также досрочно распу­щен.

Главная       Вперёд