Система
государственных органов Финляндии, место каждого из них в этой системе (в том
числе и место парламента) определяется как на основе конституционных и иных
нормативных актов, так и в результате сложившейся практики.
Систему высших
государственных органов власти и управления, их компетенцию и взаимоотношения
регламентируют прежде всего четыре конституционных закона, составляющих
вместе конституцию Финляндии: “Форма правления” 1919 г., Акт об эдускунте
(парламент) 1928 г., Акт о праве парламента контролировать законность
деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922 г. и Акт о
Государственном суде 1922 г. с последующими их изменениями.
“Форма
правления” определяет Финляндию как республику во главе с президентом, который
избирается всеми лицами, обладающими правом выборов в эдускунту, путем прямых
выборов. Но если на прямых выборах за президента проголосует менее половины
всех избирателей, то он избирается путем косвенных выборов — особой коллегией
выборщиков, в которую входит 301 представитель от политических партий или
избирательных блоков партий, выбранных в день прямых выборов президента по
специальным избирательным бюллетеням.
На основе
конституции и государственно-правовой практики главное место в системе высших
органов государственной власти принадлежит президенту Республики, который не
только обладает большими правами в законодательной и
исполнительной сферах
деятельности, но и реально ими пользуется. Согласно “Форме правления”,
законодательная власть принадлежит президенту Финляндской Республики и
эдускунте, а исполнительная власть — президенту и Государственному совету
(кабинет министров). Государственный совет находится при президенте “для общего
управления страной”. Правительством является президент и Государственный
совет. При определении внутренней и внешней политики страны Государственный
совет заседает во главе с президентом.
Руководство
отдельными отраслями государственной деятельности осуществляют министерства и
различные ведомства: управления, бюро, конторы, которые не входят в состав
министерств и создаются и работают под непосредственным руководством
Государственного совета, но их руководители, в отличие от министров, не входят
в состав Государственного совета. Особенностью состава Государственного совета
является то, что в него почти постоянно включаются два или три министра по
отдельным отраслям государственной деятельности, например, первый, второй и
третий министры здравоохранения, образования, социальных дел. На них возлагается
ответственность за отдельные участки работы министерств.
Парламент
Финляндской Республики — эдускунта не занимает, в отличие от некоторых других
стран, ведущего места в государственном механизме. Но в последние годы он начал
играть более активную роль в государственной жизни страны, в определении ее
внутренней и внешней политики. Председатель парламента считается вторым после
президента лицом в государстве.
Эдускунта
состоит из 200 депутатов, избираемых сроком на четыре года. В случае
досрочного роспуска парламента по решению президента, согласованному с Государственным
советом, вновь избранный парламент может действовать в течение
всего четырехлетнего периода
полномочий, если только не будет также досрочно распущен.
|