Парламент Финляндии был преобразован из сословно-представительного
органа в однопалатный в 1906 г., когда во всем мире еще не было однопалатных
парламентов. Однако своеобразной компенсацией верхней, контрольной палаты
служит создаваемая в течение пяти дней после созыва парламента Большая, или
Главная комиссия, которая является как бы “парламентом в миниатюре”. Она играет
решающую роль в определении судьбы вносимых в парламент законопроектов. Помимо
законопроектов на ее рассмотрение выносятся международные договоры, в которых
затрагиваются вопросы законодательного характера, а также вопросы, связанные с
депутатским вознаграждением. Большая комиссия состоит из 45 депутатов, которые
избираются в соответствии с соотношением сил в парламенте. Практически в нее
входят лидеры парламентских фракций и наиболее видные их члены.
Руководство
парламентом осуществляет председатель палаты и два вице-председателя, которые
вместе образуют президиум эдускунты. Указанные лица избираются на каждой
сессии парламента, но практически они переизбираются в данном составе парламента.
При этом, если председателем парламента является представитель одной партии, то
его вице-председатели выбираются из других фракций политических партий.
Наиболее часто указанные лица избираются из СДПФ, Национальной коалиционной
партии и Партии центра.
Председателю
принадлежат важные права по руководству работой парламента, определению
регламента ее пленарных заседаний, повестки дня, обеспечению дисциплины на заседаниях.
В случае нарушения депутатом дисциплины и депутатской этики председатель призывает
депутата к порядку и может в определенных случаях удалить его с заседания с согласия
большинства.
Председатель
является, точнее считается, лицом нейтральным и поэтому не может участвовать в
прениях и голосовании, вносить какие-либо предложения в парламент, кроме
резолюций парламента и предложений по реализации конституционных законов. Если
между председателем и большинством палаты возникают разногласия по повестке дня
пленарного заседания или регламенту, то такой спор передается в конституционную
комиссию, решение которой является окончательным.
При
председателе образуется Совет, в который наряду с ним и вице-председателями
парламента входят председатели постоянных комиссий. Этот орган является
консультативным. Он дает свои рекомендации председателю парламента по вопросам
организации работы пленарных заседаний, внесения изменений в смету расходов
секретариата (канцелярия), порядка проведения выборов во внутренние органы
парламента и его должностных лиц и их правового положения.
В течение пяти
дней после начала работы парламента нового созыва он избирает Коллегию
выборщиков в составе 45 депутатов и не менее трех их заместителей, которая
действует весь срок полномочий соответствующего созыва. Состав этой Коллегии
должен соответствовать соотношению сил в парламенте. Главной задачей Коллегии
выборщиков является подготовка выборов постоянных комиссий парламента и его
должностных лиц.
Согласно Акту
об эдускунте, кроме Большой комиссии должны быть избраны не менее пяти
постоянных комиссий в течение семи дней после начала работы парламента на весь
срок полномочий данного созыва. Коллегия выборщиков при подборе кандидатур в
постоянные комиссии также должна руководствоваться соотношением партийных сил в
парламенте. Согласно Акту об эдускунте в обязательном порядке должны
образовываться конституционная комиссия, комиссия по иностранным делам,
законодательная, финансовая и банковские комиссии. Кроме того, парламент вправе
образовывать и другие постоянные комиссии, передав им часть функций указанных
выше комиссий.
В настоящее
время наряду с вышеупомянутыми образуются следующие комиссии: по вопросам
экономики, экономического законодательства, образования, сельского и лесного
хозяйства, социального обеспечения, транспорта, обороны и вторая
законодательная комиссия. В составе финансовой комиссии работает 21 депутат,
банковской — 13, а во всех остальных —по 17 депутатов. Однако, если комиссия
сочтет необходимым увеличить число своих членов в связи с расширением объема
деятельности, она может просить эдускунту положительно решить данный вопрос.
Наряду с
членами комиссий избирается соответствующее число их заместителей, которые
могут участвовать в их работе с правом совещательного голоса — не менее 1/4
части действительных членов.
В интересах
дела любая из комиссий вправе решить вопрос о своем разделении на подкомиссии,
в которые должно входить не менее II членов. В таком случае подкомиссия
представляет парламенту свои заключения от имени всей комиссии. Она пользуется
всеми правами комиссии и действует согласно регламенту ее работы.
Если
президентом принимается решение о созыве чрезвычайной сессии, то в таком
случае образуются специальные комиссии для подготовки вопросов, вносимых на ее
рассмотрение.
Дела между
комиссиями распределяются следующим образом.
Конституционная
комиссия подготавливает и рассматривает проекты конституционных законов,
контролирует деятельность парламентского омбудсмана и Государственного совета,
подготавливает предложения по процедуре работы, имеет право устранять
разногласия между председателем парламента и большинством депутатов парламента
по вопросам регламента его работы. Она дает толкование по всем вопросам,
связанным с исполнением конституционных законов, их изменением и отменой.
Конституционная комиссия дает также свои заключения на законопроекты,
затрагивающие вопросы порядка выборов внутренних органов парламента и
нормативных актов, касающихся деятельности и организации работы омбудсмана
парламента. Комиссия дает свои заключения на отчеты Государственного совета и
вправе поставить вопрос о юридической ответственности этого совета, равно как
о его политической ответственности перед парламентом. Эта комиссия вправе также
проверять законность деятельности канцлера юстиции — члена правительства,
осуществляющего функции надзора за законностью в сфере ведения уголовных дел и
в местах лишения свободы, а также выступающего в качестве государственного
обвинителя по делам, рассматриваемым в Верховном суде и в Верховном
административном суде (канцлер юстиции является также юридическим советником
правительства).
В функции двух
законодательных комиссий входит подготовка передаваемых им дел, касающихся
принятия, изменения или отмены простых законов, не носящих конституционного
характера и не переданных другим постоянным комиссиям.
В соответствии
с § 48 Акта об эдускунте комиссия по иностранным делам дает свои заключения по
вопросам, касающимся международных договоров и содержащихся в них постановлений,
которые согласно конституции требуют ратификации их эдускунтой. Она рассматривает
также и иные дела, разрешение которых относится к компетенции парламента по
вопросам иностранных дел, и иные передаваемые ей дела.
В течение
довольно длительного времени на практике не соблюдалось положение Акта об
эдускунте в отношении права этой комиссии заслушивать отчеты правительства об
отношениях с иностранными государствами. Все эти вопросы фактически относились
к ведению президента республики. Однако после избрания президентом финляндской
Республики Мауно Койвисто парламентская комиссия стала постепенно отвоевывать
свои позиции по этим вопросам.
В отношении
членов комиссии по иностранным делам действует требование о соблюдении
государственной тайны, если об этом просит правительство.
Финансовая
комиссия контролирует соответствующую деятельность центральных административных
ведомств, для чего ей предоставлено право доступа ко всем отчетам и документам
казначейства. Она дает заключения по отчетам правительства, государственных
контролеров и может высказать свои соображения и предложения по вопросам,
касающимся этих отчетов, а также в целом хозяйства страны, ведения
государственного хозяйства. К компетенции финансовой комиссии относится дача
заключений по проектам государственного бюджета и иным предложениям
правительства, затрагивающим финансовые вопросы. Одновременно эта комиссия
должна высказывать свои соображения по всем проектам такого характера,
исходящим от парламента. Акт об эдускунте требует, однако, чтобы предложения
комиссии, в которых рекомендуется увеличение ассигнований, сопровождались
одновременными указаниями на источники финансирования таких предложений. В
противном случае президент Республики при подписании бюджета страны может
отказаться подписать эту часть бюджета, принятую парламентом, и рекомендовать
Государственному совету исполнять государственный бюджет без указанных
поправок парламента.
Финансовая
комиссия дает также свои заключения в отношении принятия, изменения или отмены
Инструкций для государственных контролеров.
Поскольку
Государственный банк Финляндии находится под контролем и управлением
парламента, для осуществления текущего парламентского контроля за его
деятельностью образована специальная постоянная банковская комиссия. К ее
ведению относятся все дела, касающиеся управления и положения дел в
Государственном банке, деятельности выбираемых эдускунтой уполномоченных госбанка,
его правления, управления фондами, гарантированными парламентом.
Помимо этого,
указанная комиссия вносит предложения по вопросам, затрагивающим правила
деятельности госбанка, инструкций для уполномоченных госбанка, а также должна
давать свои заключения на вносимые в парламент предложения правительства по
этим вопросам. Без заключения банковской комиссии парламент не может принять
решения в отношении распоряжения фондами госбанка.
К компетенции
банковской комиссии относятся также дела, касающиеся регламентации
деятельности всех других банков страны и денежной системы Финляндии, а равно и
валютные вопросы.
Функции
остальных постоянных комиссий определяются их названиями. Следует при этом
отметить, что ни одна из комиссий, кроме банковской, не имеет права
законодательной инициативы, то есть не может предлагать парламенту
подготовленные ею законопроекты.
Постоянные
комиссии работают за закрытыми дверями. Председатель и вице-председатели
комиссий формально избираются ими самими. Но фактически об их кандидатурах
договариваются лидеры парламентских фракций политических партий с тем
расчетом, чтобы в их числе были представители фракций пропорционально их
удельному весу в парламенте.
Аппарат,
обслуживающий деятельность эдускунты, состоит из лиц, не являющихся
депутатами. Важную роль в организации и деятельности парламента играет
канцелярия (секретариат). В ее состав входят: генеральный секретарь, его
заместитель, старшие секретари и секретари, их помощники, управляющий делами,
секретари постоянных комиссий парламента и омбудсмана, их заместители и
помощники, начальник и секретарь информационного отдела, начальник службы
безопасности, переводчики, а также ряд других лиц.
Для контроля
за ее деятельностью избираются шесть депутатов во главе с председателем
парламента, составляющих Управление канцелярией. Одновременно избираются также
их заместители.
Значительная
часть контрольных полномочий, принадлежащих парламенту, осуществляется
избираемыми специальными лицами. К их числу относятся уполномоченные Государственного
банка, ревизоры парламента, доверенные, ом-будсман парламента.
Контроль за
деятельностью Государственного банка Финляндии осуществляется специальными
уполномоченными в составе девяти депутатов, избираемых по списку, подготавливаемому
Коллегией выборщиков парламента. Из девяти уполномоченных эта комиссия выделяет
трех депутатов, составляющих малый комитет. При подготовке списка уполномоченных
Коллегия выборщиков учитывает расстановку сил в парламенте. В случае
разногласий между партийными фракциями проводится закрытое голосование в
парламенте. Малый комитет осуществляет оперативный контроль за правлением
госбанка. Решение большого комитета действительны при наличии на его
заседаниях не менее шести членов. Регулярно раз в год уполномоченные
докладывают парламенту о результатах своей работы, о недостатках, обнаруженных
в деятельности правления госбанка. Срок
полномочий указанных лиц соответствует сроку полномочий самого парламента.
В том же
порядке, что и в отношении выборов уполномоченных госбанка, проводятся выборы
ревизоров и их заместителей в составе пяти ревизоров для проверки управления
госбанком, правильности расходования банковских фондов на текущий финансовый
год после проверки отчета госбанка об использовании этих фондов. Эти выборы
проводятся сроком на один год.
Национальный
пенсионный фонд в Финляндии является автономным. Для контроля за его
деятельностью парламент выбирает 12 доверенных лиц из числа депутатов и по два
их заместителя. Выборы осуществляются на срок полномочий парламента, и
доверенные сохраняют свои полномочия до выборов эдускунтой новых доверенных
лиц. Списки доверенных также подготавливаются Коллегией выборщиков эдускунты,
которая учитывает при этом соотношение сил в парламенте. В случае разногласий
выборы проводятся по пропорциональной системе путем тайного голосования.
Представляемые
в парламенты отчеты о финансовой деятельности государства (исполнительной
власти) проверяются специально для этой цели создаваемым “Ведомством ревизии
счетов”, в которую входят пять контролеров, уполномоченных следить за
состоянием и управлением государственной казны. Парламент избирает этих
контролеров и их заместителей по тем же правилам, что и выборы уполномоченных
госбанка и доверенных лиц Национального пенсионного фонда.
На одной из
очередных сессий парламента в соответствии с той же процедурой, которая
предусмотрена для выборов председателя эдускунты, выбирается в качестве
омбудсмана парламента лицо, “наиболее сведущее в праве”. Через два года на тот
же четырехлетний период избирается заместитель омбудсмана, который наряду с
ним исполняет указанные функции и в случае, если омбудсман не может осуществлять
свои обязанности, замещает его в работе. Но право контроля за деятельностью
Государственного совета и канцлера юстиции может осуществлять только сам
омбудсман. В случае ухода омбудсмана со своего поста его преемник остается на
этом посту только до окончания срока его законных полномочий.
Согласно
принятой парламентом в 1919 г.
Инструкции для омбудсмана, он должен выполнять функции контроля за законностью
Государственного совета, канцлера юстиции, должностных лиц, судебных органов и
органов коммунального самоуправления. Он может исследовать как соблюдение
материального закона, так и правил процедуры, с помощью которых исследовано то
или иное дело и принято решение. При этом широко трактуется как понятие
законности, так и понятие должностного лица.
При
рассмотрении вопроса о законности действий того или иного должностного лица или
органа учитывается, не превышены ли пределы свободы полномочий этого лица, установленные
законом, приняты ли во внимание юридически значимые факты, своевременно ли
принято решение и т.д.
Омбудсман не
вмешивается в работу судебных органов и не может отменять их приговоров или
решений. Но он вправе возбуждать дела против тех судей, которые грубо нарушают
законность, пренебрегают своими обязанностями.
Омбудсман
контролирует законность деятельности всех государственных служащих и служащих
органов коммунального самоуправления. Под понятие “должностные лица” подпадают
все те лица, которые в соответствии с уголовным кодексом несут ответственность
за должностные преступления. Юрисдикция омбудсмана включает даже законность деятельности
должностных лиц евангелическо-лютеранской и ортодоксальной церкви и других
религиозных общин в той мере, в какой их деятельность затрагивает светские
вопросы (например, регистрация брака или его расторжение).
Наиболее
важным источником информации являются жалобы населения. Любой гражданин,
обладающий полной правоспособностью, может подать омбудсману жалобу на действия
должностного лица. При этом жалоба может быть подана в письменном виде или
лично передана в канцелярию омбудсмана, в которой работают опытные юристы. Следует
отметить, что в отношении почты к омбудсману и получения ответа на жалобы от
омбудсмана, цензура не осуществляется.
Другим важным
источником информации для омбудсмана являются инспекционные поездки, посещения
соответствующих учреждений, ознакомление со всеми документами государственных
органов, судов и органов коммунального самоуправления, присутствие на сессиях
и заседаниях Государственного совета, судебных заседаниях, при разборе дел в
полицейских участках. Однако ограниченность штатов не дает возможности
омбудсману и его заместителю полностью пользоваться предоставленными ему
возможностями.
Установлено
правило, что перед решением вопроса о возбуждении дела против должностного
лица ему предоставляется возможность дать свои разъяснения по делу. Иных
процедурных правил для работы омбудсмана нет. Все дела докладываются
омбудсману или его заместителю. Ответ должен быть ими одобрен. При этом в
ответе на жалобу в случае отказа в ее рассмотрении может быть дан совет подавшему
жалобу, как ему следует поступить в дальнейшем.
Омбудсману
предоставлено право возбуждать уголовные дела против должностных лиц в случае,
если деяния этого лица подпадают под действие уголовного закона. В иных случаях
омбудсман предлагает соответствующему лицу учесть замечания или направляет
материалы в вышестоящую инстанцию. Ежегодно омбудсман должен направлять в
парламент отчет о своей деятельности.
Парламент
избирает 18 представителей из числа депутатов в Северный совет —
консультативный орган сотрудничества Северных стран (Дания, Исландия,
Норвегия, Финляндия и Швеция).
Большую роль в
деятельности эдускунты, как и в парламентах других стран, играют партийные
фракции. Все наиболее важные вопросы, связанные с выборами в парламенте,
парламентской процедурой, повесткой дня пленарных заседаний, президиум
эдускунты согласовывает с лидерами партийных фракций. Они же оказывают влияние
на деятельность своих представителей в постоянных комиссиях парламента,
избираемых им должностных лиц — уполномоченных, доверенных и др. Но их статус
в конституции не урегулирован. В ней говорится лишь о пропорциональных выборах
в парламенте.
Структура каждой из партийных фракций различна. Так, во фракции
Демократического союза народа Финляндии — ДСНФ наряду с ее председателем
имеются различные подкомиссии: по международным вопросам, по экономической,
социальной и культурной политике, сельскому хозяйству, налогам, транспорту, по
делам коммунального самоуправления. Эти подкомиссии направляют работу
депутатов, входящих в соответствующие комиссии парламента, оказывают этим
депутатам необходимую помощь в работе. Фракция выступает с законодательными
инициативами, вносит предложения по бюджету, следит за выполнением наказов
избирателей, принимает делегации трудящихся, организует выступления своих
депутатов в печати по важным политическим вопросам, проводит встречи с
избирателями, ведет широкую разъяснительную работу о политике ДСНФ. Фракция
издает брошюры, листовки, а также специальную газету, выходящую примерно раз в
квартал.
|