On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

КОМПЕТЕНЦИЯ ЭДУСКУНТЫ

Конституция Финляндии устанавливает, что “суверенная власть в Финляндии принадлежит народу, представителем которого является парламент”. Но при этом она указывает, что законодательная власть осуществляется им совместно с президентом республики, а исполнительная власть, принад­лежит президенту, судебная же власть осуществляется неза­висимыми судами.

“Форма правления” 1919 г. закрепляет за эдускунтой следующие полномочия: принятие и изменение конститу­ционных законов, иных законов по различным вопросам жизни страны, утверждение государственного бюджета, ре­шение вопросов войны и мира, ратификацию международ­ных договоров, в которых затрагивается компетенция пар­ламента, определение системы государственных органов, а также принципов государственного управления и организа­ции и деятельности органов коммунального самоуправле­ния, административно-территориального управления стра­ны, контроль за деятельностью исполнительной власти — Государственного совета, а равно и административного ап­парата, контроль за законностью деятельности судов и ор­ганов местного самоуправления, руководство работой Госу­дарственного банка, контроль за денежной системой стра­ны и регулирование денежного обращения, определение своей собственной структуры и парламентской процедуры и ряд других вопросов.

Перечень предоставленных конституцией парламентских прав довольно широк. Однако при рассмотрении этих прав можно увидеть, что в некоторых областях они фактически ограничены.

Во-первых, законы, принятые эдускунтой, нуждаются в их утверждении президентом республики. И хотя его вето носит отлагательный характер, что позволяет парламенту вновь рассмотреть данный закон и принять его, но она вправе сделать это только на сессии вновь избранного пар­ламента, что ведет к значительной затяжке принятия за­кона, с которым не согласен президент. Иногда примене­ние президентом вето в отношении какого-то закона при­водило вообще к снятию его обсуждения с повестки дня. Надо сказать, что на практике президент нередко исполь­зовал это право.

После второй мировой войны парламент неоднократно принимал решения о передаче законодательных прав в эко­номической области президенту Республики и фактически отказывался от своих прав в данной области. Однако в по­следние годы парламент не придерживается этой практики. В то же время следует отметить, что президент весьма часто прибегал к толкованию законов, принятых парламентом, что нередко было фактическим законотворчеством, а не простым толкованием.

Важно отметить, что в последние годы многие вопросы законодательного регулирования решаются предварительно до их представления в парламент на основе договоренности между объединениями предпринимателей и Центральным объединением профсоюзов Финляндии или отраслевыми профсоюзами, а также правительством. Это относится глав­ным образом к вопросам экономического характера и трудо­вым вопросам. После того, как такая договоренность достиг­нута, правительство вносит законопроект в эдускунту. В ней в таком случае обычно не возникает разногласий между пар­тиями, и законопроект легко проходит через постоянные ко­миссии и сам парламент.

Значительно более активным парламент был в других об­ластях деятельности. Эдускунта принимает множество зако­нов в социально-культурной сфере жизни страны, в области образования. После второй мировой войны была осуществле­на широкая кодификация отраслевого законодательства: гражданского, земельного, семейного, водного, гражданского и уголовного судопроизводства и судоустройства и в ряде других сфер. По уровню социальной защищенности граждан законодательство Финляндии за последние годы догоняет шведское законодательство. Принято множество законов по регламентации отношений в области экономики: в направле­нии субсидирования сельского хозяйства, по оказанию помо­щи экспортным отраслям народного хозяйства, по переориентации ряда объединений и фирм, концернов на развитие перспективных отраслей экономики. Это позволило Финлян­дии обеспечить резкий рывок в социально-экономическом развитии страны. Следует также обратить внимание на то, что в последние два десятилетия осуществлена широкая ре­форма всей системы образования, начиная от начального, среднего, среднего специального и кончая высшим образова­нием.

Для повышения эффективности экономики, обеспечения социальных программ и других целей парламент активно ис­пользует финансовое законодательство и государственный бюджет. Надо отметить, что права эдускунты в финансовой области очень широкие. Они включают нормативное регули­рование, принятие государственного бюджета и финансовый контроль.

В области налоговой политики действует принцип пере­распределения средств среди населения с различным уров­нем доходов. За счет налогов пополняются примерно 90% государственного бюджета и 85% коммунальных бюджетов. Основные средства государственного бюджета используются на содержание государственного аппарата, оборону, оказа­ние помощи фирмам для повышения их конкурентоспособ­ности на внешнем рынке (субсидии, кредиты и т.д.), выпол­нение социальных программ, образование и культуру. Часть средств из государственного бюджета идет на оказание по­мощи органам коммунального самоуправления, поскольку собственные источники доходов коммун не покрывают их потребностей.

Финансовое законодательство направлено на предостав­ление государству возможностей для оказания воздействия на частнопредпринимательскую деятельность и деятельность объединений, находящихся в государственной собственности и управляемых на автономных началах. Кроме того, с по­мощью принимаемых парламентом законов оказывается воз­действие на частные банки в интересах всего хозяйства стра­ны.

Через уполномоченных госбанка и ревизоров парламента эдускунта контролирует деятельность правления этого бан­ка, она регулирует денежное обращение в стране, валютные операции.

Финансовая комиссия парламента и ее контролеры ока­зывают влияние на различные стороны работы Государственного совета и администрации, на правильность и целесообразность расходования ими государственных средств. Без согласия парламента не могут заключаться государственные займы.

Под контролем парламента находится Финляндское цен­тральное радиовещание.

Наиболее ограничены права парламента в области внеш­ней политики, поскольку главным лицом, который решает эти вопросы, является президент республики.

К числу основных прав эдускунты относится ратифика­ция международных договоров. Однако в ратификации нуждаются только те из них, в которых затрагиваются права парламента, например, конституционные вопросы, законодательные вопросы или если эти договоры требуют выделения определенных ассигнований, а равно если в них содержатся обязательства, затрагивающие государственные границы Финляндии. В ратификации нуждаются также международные договоры и соглашения, связанные с объ­явлением войны или заключением мира, поскольку вопро­сы войны и мира президент не может решать без согласия парламента, которого требуют также и решения о присое­динении Финляндии к какой-либо региональной и между­народной организации. В силу этого парламент ратифици­ровал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Финляндией и СССР 1948 г. и принимал решения о продлении срока его действия. Проводилась ратификация Торгового договора с СССР 1947 г. Эдускунтой принима­лось решение о вступлении Финляндии в Северный совет и решение о заключении Хельсинкского соглашения по воп­росам организации и деятельности Северного совета, о вос­становлении членства Финляндии в Межпарламентском со­юзе.

В последние годы парламент стал активизироваться в на­правлении усиления контроля за внешней политикой стра­ны. Эта функция возложена на постоянную комиссию пар­ламента по иностранным делам.

В области контроля за осуществлением правительством своих прав по обороне страны парламент может лишь воз­действовать на него с помощью бюджета, отказав ему в ас­сигнованиях на оборону или уменьшив либо увеличив такие ассигнования. Выше уже говорилось также, что президент не может решать вопросы о войне и мире без согласия эдускунты. В практике Финляндии после окончания второй мировой войны был случай привлечения президента и членов Госу­дарственного совета к ответственности за несоблюдение кон­ституционных норм по этому вопросу.

К компетенции эдускунты относится также право конт­роля за деятельностью Государственного совета, администра­ции, судов и органов коммунального самоуправления.

Назад       Главная       Вперёд