Характеризуя взаимоотношения эдускунты и Государственного совета,
следует указать, что, как правило, формирование кабинета, который назначается
президентом, определяется соотношением сил в парламенте. Поскольку в Финляндии
ни одна из партий не имеет абсолютного большинства мест в парламенте,
образование Государственного совета нередко затягивается и он почти всегда
коалиционный.
Президент при
решении вопроса о составе Совета и о премьер-министре советуется как с
лидерами партийных фракций, так и с председателем парламента, но в
определенных ситуациях может создать кабинет по своему усмотрению. При этом
министры не обязаны быть депутатами.
Сформированный
премьер-министром по согласованию с президентом Государственный совет не нуждается
в официальном одобрении парламента. Достаточно, что он пользуется поддержкой
парламентского большинства. Отсюда ясно, что зависимость кабинета перед
эдускунтой носит ограниченный характер. Практика не знает случаев, когда бы образованный
на основе соотношения сил в парламенте Государственный совет выступал в
эдускунте с правительственной программой.
Государственный
совет не обладает правом законодательной инициативы и инициативы внесения
проекта бюджета. Эти документы вносятся в эдускунту президентом. При этом он
может внести как законопроект, разработанный Государственным советом, так и
подготовленный в канцелярии президента или созданной им комиссии. Эдускунта
может отказать кабинету в доверии двумя путями: либо приняв резолюцию
порицания Государственному совету, либо отказав ему в одобрении законопроекта,
с которым правительство связывает вопрос о доверии. Резолюции порицания могут
приниматься в связи с обсуждением депутатского запроса кабинету или
премьер-министру. Но они могут быть вынесены и в результате обсуждения основных
направлений деятельности Государственного совета или отдельных ведомств.
Постановка вопроса о доверии в связи с обсуждением правительственного
законопроекта соответствует практике парламентов стран континентальной Европы
и отличается от практики Скандинавских стран, где отказы парламентов в
одобрении законопроектов не связываются с доверием правительству.
Парламентские
кабинеты далеко не всегда опираются на поддержку большинства в эдускунте, они
нередко основывались на непрочных коалициях, что приводило к правительственной
нестабильности.
Акт о праве
парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и
канцлера юстиции 1922 г. предоставляет эдускунте право привлекать к юридической
ответственности отдельных министров перед Государственным судом в порядке
импичмента. Мотивом привлечения являются антизаконные действия. Этот вопрос
может поставить перед парламентом его конституционная комиссия и омбудсман. В
таком случае государственным обвинителем выступает омбудсман. Предварительно он
должен сделать официальное представление правительству по данному вопросу и
обязан заслушать объяснения соответствующего министра или Государственного
совета в целом.
Государственный
суд действует в соответствии с конституционным Актом о Государственном суде
1922 г. Он создается из членов и председателей Верховного и Верховного административного
судов, трех старейших членов надворных (апелляционных) судов Финляндии, а также
одного из профессоров юридического факультета Хельсинкского университета.
В условиях
предоставления парламенту возможности привлекать Государственный совет к
политической ответственности и выносить резолюции порицания этому Совету или
отдельным министрам значение юридической ответственности не так велико. Однако
после войны Государственным судом выносились приговоры премьер-министру и
министру иностранных дел за нарушение прав парламента в решении вопросов войны
и мира.
Парламенту
Финляндии принадлежат и права использования иных форм контроля за
Государственным советом. Они предусмотрены конституцией и Регламентом
эдускунты. К ним относятся общие прения, рассмотрение отчетов правительства,
обсуждение и утверждение государственного бюджета, депутатские запросы,
финансовый контроль за исполнением бюджета и иными сторонами финансовой деятельности
Государственного совета со стороны финансовой комиссии парламента, его
Ведомства государственных счетов, контроль за законностью деятельности
Государственного совета со стороны парламентского омбудсмана.
В отличие от
Скандинавских стран Государственный совет не выступает перед парламентом с
изложением своей программы после того, как сформирован новый кабинет. Но в
повестку дня парламента на его пленарных заседаниях может включаться
обсуждение правительственной политики, чаще всего это касается ее экономических
и социальных аспектов. Кроме того, прения могут проводиться и по отчету
правительства о его деятельности, который направляется парламенту ежегодно.
Очень детально
рассматриваются проекты государственного бюджета и отчеты о его исполнении
специальным ведомством счетов, в составе избранных парламентом контролеров,
финансовой комиссией эдускунты и на пленарных заседаниях парламента.
Столь же
основательно исследуются предложения правительства о введении налогов или их
изменении и отмене. Налоги устанавливаются на основе законов. При этом, если в
вопросе о доходах парламент свободен в решении вопроса, то расходы,
установленные законом или специальным постановлением парламента, не могут быть
изменены. Эта деталь имеет значение для Финляндии, поскольку бюджет не
рассматривается, как закон, и принимается по особым процедурным правилам. Для
изменения закона требуется принятие нового закона или изменение принятого
ранее.
Депутатские
запросы имеют две формы: интерпелляцию и простой вопрос, заданный в устном или
письменном виде. Их значение различно. Так, простой вопрос требует лишь ответа
соответственно в устном или письменном виде. Целью вопроса является, как
правило, получение информации. После ответа на простой вопрос никаких прений
не происходит и никаких решений парламентом не принимается.
Что же
касается интерпелляции, то она рассматривается по особым процедурным правилам,
так как интерпелляция касается важных вопросов жизни страны. Если она поддержана
не менее чем 20 депутатами, то ответ на нее должен быть дан соответствующим
министром или премьер-министром в течение 15 дней. Ответ предварительно
раздается депутатам, и после этого следуют прения, которые могут, как уже
отмечалось, заканчиваться принятием резолюции порицания всему Государственному
совету или отдельному министру. Обычно в таком случае весь Государственный
совет подает в отставку. Если интерпелляция внесена меньшим числом депутатов
или даже одним депутатом, то проводятся прения о том, следует ли ее направлять
соответствующему министру. В случае разногласий между председателем парламента
и большинством его членов вопрос передается в конституционную комиссию.
Член
Государственного совета вправе сообщить эдускунте, что он не может дать ответ
на интерпелляцию. В таком случае отказ должен быть мотивирован и рассмотрен на
пленарном заседании. Парламент может принять решение о передаче вопроса на
заключение той или иной комиссии в зависимости от характера интерпелляции, но
при всех обстоятельствах интерпелляция не должна переноситься на следующую
сессию.
Контроль за
соблюдением законности в деятельности Государственного совета возложен, как
уже указывалось, на омбудсмана. В случае, когда омбудсман приходит к выводу о
необходимости возбуждения против министра дела в Государственном суде, он
направляет свое заключение на рассмотрение парламента.
Характеризуя взаимоотношения эдускунты и Государственного совета,
следует указать, что, как правило, формирование кабинета, который назначается
президентом, определяется соотношением сил в парламенте. Поскольку в Финляндии
ни одна из партий не имеет абсолютного большинства мест в парламенте,
образование Государственного совета нередко затягивается и он почти всегда
коалиционный.
Президент при
решении вопроса о составе Совета и о премьер-министре советуется как с
лидерами партийных фракций, так и с председателем парламента, но в
определенных ситуациях может создать кабинет по своему усмотрению. При этом
министры не обязаны быть депутатами.
Сформированный
премьер-министром по согласованию с президентом Государственный совет не нуждается
в официальном одобрении парламента. Достаточно, что он пользуется поддержкой
парламентского большинства. Отсюда ясно, что зависимость кабинета перед
эдускунтой носит ограниченный характер. Практика не знает случаев, когда бы образованный
на основе соотношения сил в парламенте Государственный совет выступал в
эдускунте с правительственной программой.
Государственный
совет не обладает правом законодательной инициативы и инициативы внесения
проекта бюджета. Эти документы вносятся в эдускунту президентом. При этом он
может внести как законопроект, разработанный Государственным советом, так и
подготовленный в канцелярии президента или созданной им комиссии. Эдускунта
может отказать кабинету в доверии двумя путями: либо приняв резолюцию
порицания Государственному совету, либо отказав ему в одобрении законопроекта,
с которым правительство связывает вопрос о доверии. Резолюции порицания могут
приниматься в связи с обсуждением депутатского запроса кабинету или
премьер-министру. Но они могут быть вынесены и в результате обсуждения основных
направлений деятельности Государственного совета или отдельных ведомств.
Постановка вопроса о доверии в связи с обсуждением правительственного
законопроекта соответствует практике парламентов стран континентальной Европы
и отличается от практики Скандинавских стран, где отказы парламентов в
одобрении законопроектов не связываются с доверием правительству.
Парламентские
кабинеты далеко не всегда опираются на поддержку большинства в эдускунте, они
нередко основывались на непрочных коалициях, что приводило к правительственной
нестабильности.
Акт о праве
парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и
канцлера юстиции 1922 г. предоставляет эдускунте право привлекать к юридической
ответственности отдельных министров перед Государственным судом в порядке
импичмента. Мотивом привлечения являются антизаконные действия. Этот вопрос
может поставить перед парламентом его конституционная комиссия и омбудсман. В
таком случае государственным обвинителем выступает омбудсман. Предварительно он
должен сделать официальное представление правительству по данному вопросу и
обязан заслушать объяснения соответствующего министра или Государственного
совета в целом.
Государственный
суд действует в соответствии с конституционным Актом о Государственном суде
1922 г. Он создается из членов и председателей Верховного и Верховного административного
судов, трех старейших членов надворных (апелляционных) судов Финляндии, а также
одного из профессоров юридического факультета Хельсинкского университета.
В условиях
предоставления парламенту возможности привлекать Государственный совет к
политической ответственности и выносить резолюции порицания этому Совету или
отдельным министрам значение юридической ответственности не так велико. Однако
после войны Государственным судом выносились приговоры премьер-министру и
министру иностранных дел за нарушение прав парламента в решении вопросов войны
и мира.
Парламенту
Финляндии принадлежат и права использования иных форм контроля за
Государственным советом. Они предусмотрены конституцией и Регламентом
эдускунты. К ним относятся общие прения, рассмотрение отчетов правительства,
обсуждение и утверждение государственного бюджета, депутатские запросы,
финансовый контроль за исполнением бюджета и иными сторонами финансовой деятельности
Государственного совета со стороны финансовой комиссии парламента, его
Ведомства государственных счетов, контроль за законностью деятельности
Государственного совета со стороны парламентского омбудсмана.
В отличие от
Скандинавских стран Государственный совет не выступает перед парламентом с
изложением своей программы после того, как сформирован новый кабинет. Но в
повестку дня парламента на его пленарных заседаниях может включаться
обсуждение правительственной политики, чаще всего это касается ее экономических
и социальных аспектов. Кроме того, прения могут проводиться и по отчету
правительства о его деятельности, который направляется парламенту ежегодно.
Очень детально
рассматриваются проекты государственного бюджета и отчеты о его исполнении
специальным ведомством счетов, в составе избранных парламентом контролеров,
финансовой комиссией эдускунты и на пленарных заседаниях парламента.
Столь же
основательно исследуются предложения правительства о введении налогов или их
изменении и отмене. Налоги устанавливаются на основе законов. При этом, если в
вопросе о доходах парламент свободен в решении вопроса, то расходы,
установленные законом или специальным постановлением парламента, не могут быть
изменены. Эта деталь имеет значение для Финляндии, поскольку бюджет не
рассматривается, как закон, и принимается по особым процедурным правилам. Для
изменения закона требуется принятие нового закона или изменение принятого
ранее.
Депутатские
запросы имеют две формы: интерпелляцию и простой вопрос, заданный в устном или
письменном виде. Их значение различно. Так, простой вопрос требует лишь ответа
соответственно в устном или письменном виде. Целью вопроса является, как
правило, получение информации. После ответа на простой вопрос никаких прений
не происходит и никаких решений парламентом не принимается.
Что же
касается интерпелляции, то она рассматривается по особым процедурным правилам,
так как интерпелляция касается важных вопросов жизни страны. Если она поддержана
не менее чем 20 депутатами, то ответ на нее должен быть дан соответствующим
министром или премьер-министром в течение 15 дней. Ответ предварительно
раздается депутатам, и после этого следуют прения, которые могут, как уже
отмечалось, заканчиваться принятием резолюции порицания всему Государственному
совету или отдельному министру. Обычно в таком случае весь Государственный
совет подает в отставку. Если интерпелляция внесена меньшим числом депутатов
или даже одним депутатом, то проводятся прения о том, следует ли ее направлять
соответствующему министру. В случае разногласий между председателем парламента
и большинством его членов вопрос передается в конституционную комиссию.
Член
Государственного совета вправе сообщить эдускунте, что он не может дать ответ
на интерпелляцию. В таком случае отказ должен быть мотивирован и рассмотрен на
пленарном заседании. Парламент может принять решение о передаче вопроса на
заключение той или иной комиссии в зависимости от характера интерпелляции, но
при всех обстоятельствах интерпелляция не должна переноситься на следующую
сессию.
Контроль за
соблюдением законности в деятельности Государственного совета возложен, как
уже указывалось, на омбудсмана. В случае, когда омбудсман приходит к выводу о
необходимости возбуждения против министра дела в Государственном суде, он
направляет свое заключение на рассмотрение парламента.
|