On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

ПАРЛАМЕНТ И ПРЕЗИДЕНТ

Согласно “Форме правления”, президент Финляндской Республики избирается населением. Однако на основе Пере­ходных постановлений этого документа первый президент был избран парламентом. Но и в последующие годы прини­мались законы конституционного характера, предусматривающие выборы президента Эдускунтой. Таким путем были избраны Ристо Рюти в 1940-м и 1943 гг., Карл Густав Ман-нергейм в 1944 г., Юхо Кусти Паасикиви в 1946 г. В 1974 г. сроком на четыре года были продлены полномочия Урхо Калеви Кекконена.

После своего избрания президент приносит присягу перед парламентом, в которой дает обязательство “с верностью и добросовестностью исполнять конституцию и законы респуб­лики и всеми силами содействовать благу народа”. Прези­дент не может быть депутатом. Если же какой-либо депутат избирается на пост главы государства, он обязан оставить свой депутатский пост.

Если говорить в целом, то внешне полномочия президен­та Финляндии могут показаться сходными с прерогативами других глав государств, в которых установлена парламент­ская форма правления. Они включают право созыва и рос­пуска парламента, в том числе досрочного, право законода­тельной инициативы, право утверждения принятых парла­ментом законов и бюджета и ряд других прав. Однако президент Финляндской Республики очень активно исполь­зует свои права в этих вопросах, оказывает сильное влияние на деятельность эдускунты, на ее отношения с Государствен­ным советом.

Остановимся на каждом из этих прав. Президенту принадлежит право созыва парламентских сессий, их закрытия, созыва внеочередных сессий, но не ра­нее чем через 15 дней после принятия такого решения.

Президенту принадлежит право досрочного роспуска пар­ламента. Он осуществляет это право по собственной иници­ативе или по совету кабинета. Согласно конституционной практике. Государственный совет должен выразить свое со­гласие на роспуск парламента. Однако были случаи, когда из-за несогласия кабинета на роспуск эдускунты президент уволил правительство в отставку в полном составе и образо­вал такой Государственный совет, который выразил свое со­гласие с этим решением президента.

Причины досрочного роспуска парламента могут быть различными: политический кризис, невозможность создать устойчивое правительство, разногласия среди правительст­венных партий, совпадение очередных выборов с какими-либо политическими мероприятиями, если такое совпа­дение покажется президенту неприемлемым. Причиной может стать и конфликт между главой государства и кабинетом.

Согласно установившейся практике, президент назначает премьер-министром лидера партийной коалиции. Но он вправе назначать на этот пост лицо, которое является лиде­ром партии, не обладающей большинством в парламенте, ес­ли считает, что большинство в сложившейся ситуации под­держит назначенного им премьер-министра. Образованный таким образом Государственный совет не должен получать одобрение парламента. Он функционирует до тех пор, пока парламент не откажет ему в доверии.

Если Государственный совет не получил доверия в эдускунте по поводу законопроекта, с которым он связывал воп­рос о доверии, или если парламент принял резолюцию пори­цания Совету, то президент должен принять его отставку. Но он может просить тот же состав Государственного совета продолжать выполнять свои функции до сформирования но­вого совета на парламентской основе. Однако глава государ­ства вправе образовать новый переходный кабинет на пар­тийной или беспартийной основе.

Отказу парламента в доверии Государственному совету президент может противопоставить роспуск парламента.

“Форма правления” устанавливает, что законодательная власть принадлежит совместно президенту и парламенту. В этой области глава государства обладает следующими полно­мочиями: во-первых, он наделен правом законодательной инициативы, во-вторых, ему предоставлено право вето, то есть неутверждения принятых эдускунтой законопроектов, в-третьих, он имеет право издавать нормативные акты-ука­зы декреты), часть из которых с согласия парламента может приравниваться к законам.

В порядке осуществления законодательной инициативы президент направляет в эдускунту законопроекты, подготов­ленные Государственным советом или им одобренные. Но президент может отказаться это сделать либо существенным образом повлиять на их содержание. До передачи в парла­мент президент вправе направить законопроект на заключе­ние Верховного суда или Верховного административного су­да либо обоих вместе. Это может касаться любого проекта. С учетом этого мнения он решает, направить законопроект или отказать Государственному совету в этом. Президент иногда поручал подготовку законопроекта своей канцелярии и создавал для такой цели специальные комиссии. После из­брания на пост главы государства Мауно Койвисто такая практика не применяется.

При использовании своего права вето на принятые пар­ламентом законопроекты президенту достаточно не подпи­сать в течение трех месяцев полученный им проект закона. Согласно § 20 “Формы правления” подпись президента под законопроектом должна быть подтверждена подписью (контрассигнована) премьер-министра и соответствующего министра, к ведению которого относится данный вопрос. По­сле этого закон публикуется Государственным советом в “Своде законов Финляндии”. Перед подписанием законопро­екта президент может направить его на заключение Верхов­ного или Верховного административного судов, либо обоих вместе.

В практике Финляндии это право глава государства ис­пользовал активно. Причем поводы бывали различные: в од­них случаях указывалось, что по данному вопросу разраба­тывается правительственный законопроект, в других — что он противоречит конституции, в третьих — что он недопу­стим по каким-либо причинам. Иногда вето было проявле­нием независимости президента, а иногда — слабости пар­ламентских позиций Государственного совета.

Президентское вето носит относительный характер, пото­му что эдускунта вправе вновь вернуться к этому вопросу и после того, как законопроект, отклоненный президентом, будет вновь одобрен парламентом нового созыва, глава госу­дарства обязан подписать законопроект и дать указание о его публикации.

Особо следует выделить права президента по подписанию принятого парламентом бюджета. Поскольку проект подго­тавливался Государственным советом и направлялся в парла­мент президентом, то его подписание после парламентского одобрения считается чисто формальным актом. Однако если в проект бюджета парламентом были внесены изменения в на­правлении увеличения ассигнований на те или иные цели, то такой кредит считается “условным” и его можно использо­вать, только если президент согласился его подписать. При этом президент может отказать в использовании кредита, подписать его вместе с бюджетом или в более позднее время, когда будут изысканы средства для указанных целей. Подпись президента под бюджетом не нуждается в контрассигновании.

Президент на основе принятых парламентом законов может издавать указы, представляющие собой акты толко­вания закона, его практического применения. Теоретиче­ски они не должны отменять или изменять законы либо представлять собой новое законодательство. Однако на практике парламент, особенно в 50-е гг. предоставлял пра­вительству право издания путем президентских указов за­конов в экономической сфере жизни. Многие указы, свя­занные с внешнеполитической сферой, также фактически имеют силу закона.

В истории Финляндии имели место случаи, когда в пери­од объявления в стране чрезвычайного положения на основе решения правительства отменялось действие и конституци­онных законов в области прав личности в соответствии с § 16 “Формы правления”. В ходе обсуждения вопросов измене­ния конституции Финляндии высказывались предложения о лишении президента законодательных прав и о расширении прав парламента. Но ныне избранный президент Финляндии пока воздерживается от использования прав в области зако­нодательства.

Касаясь вопросов ответственности главы государства, следует сказать, что он отвечает лишь за антиконституци­онные действия, “государственную измену или измену Ро­дине”. Если канцлер юстиции или Государственный совет считают, что президент совершил действия, которые вле­кут за собой его ответственность, они обязаны сообщить об этом президенту. При отказе президента воздержаться от таких действий, вопрос переносится канцлером юстиции в парламент. Решение о возбуждении против президента преследования перед Верховным судом принимается парла­ментом 3/4 голосов. После этого глава государства пере­стает исполнять свои обязанности до вынесения приговора. В случае обвинительного приговора он отстраняется от должности.

Особенностью Финляндии является вопрос об ответствен­ности политического характера. Если министры не согласны с президентом, они могут заносить свое несогласие в прото­кол заседаний правительства, но это не освобождает их от ответственности, если они остались на своих постах и не уш­ли в отставку. А на практике немало президентских реше­ний, особенно в области внешней политики и обороны, во­обще не представляются на одобрение членов Государственного совета, которые тем не менее несут за них политиче­скую ответственность, если не ушли в отставку.

Парламент ежегодно получает отчеты назначаемого пре­зидентом канцлера юстиции о его деятельности и о замечен­ных им нарушениях законности. На основе отчета парла­мент может принимать необходимые законы.

Поскольку президент является верховным главнокоман­дующим вооруженными силами Финляндии, его действия в этой области также не контрассигнуются, кроме наиболее важных. На практике эти вопросы рассматриваются на засе­даниях правительства. Однако эдускунта имеет важное сред­ство воздействия на президента с помощью контроля за ис­пользованием ассигнований на военные нужды.

Хотя право помилования принадлежит президенту и он может отменить или уменьшить наказание преступнику, это не относится к помилованию канцлера юстиции и члена Го­сударственного совета, в отношении которых вопрос может решать только парламент. В то же время вопрос об общей амнистии решается на основе особого закона.

Согласно “Форме правления”, президент Финляндской Республики избирается населением. Однако на основе Пере­ходных постановлений этого документа первый президент был избран парламентом. Но и в последующие годы прини­мались законы конституционного характера, предусматривающие выборы президента Эдускунтой. Таким путем были избраны Ристо Рюти в 1940-м и 1943 гг., Карл Густав Ман-нергейм в 1944 г., Юхо Кусти Паасикиви в 1946 г. В 1974 г. сроком на четыре года были продлены полномочия Урхо Калеви Кекконена.

После своего избрания президент приносит присягу перед парламентом, в которой дает обязательство “с верностью и добросовестностью исполнять конституцию и законы респуб­лики и всеми силами содействовать благу народа”. Прези­дент не может быть депутатом. Если же какой-либо депутат избирается на пост главы государства, он обязан оставить свой депутатский пост.

Если говорить в целом, то внешне полномочия президен­та Финляндии могут показаться сходными с прерогативами других глав государств, в которых установлена парламент­ская форма правления. Они включают право созыва и рос­пуска парламента, в том числе досрочного, право законода­тельной инициативы, право утверждения принятых парла­ментом законов и бюджета и ряд других прав. Однако президент Финляндской Республики очень активно исполь­зует свои права в этих вопросах, оказывает сильное влияние на деятельность эдускунты, на ее отношения с Государствен­ным советом.

Остановимся на каждом из этих прав. Президенту принадлежит право созыва парламентских сессий, их закрытия, созыва внеочередных сессий, но не ра­нее чем через 15 дней после принятия такого решения.

Президенту принадлежит право досрочного роспуска пар­ламента. Он осуществляет это право по собственной иници­ативе или по совету кабинета. Согласно конституционной практике. Государственный совет должен выразить свое со­гласие на роспуск парламента. Однако были случаи, когда из-за несогласия кабинета на роспуск эдускунты президент уволил правительство в отставку в полном составе и образо­вал такой Государственный совет, который выразил свое со­гласие с этим решением президента.

Причины досрочного роспуска парламента могут быть различными: политический кризис, невозможность создать устойчивое правительство, разногласия среди правительст­венных партий, совпадение очередных выборов с какими-либо политическими мероприятиями, если такое совпа­дение покажется президенту неприемлемым. Причиной может стать и конфликт между главой государства и кабинетом.

Согласно установившейся практике, президент назначает премьер-министром лидера партийной коалиции. Но он вправе назначать на этот пост лицо, которое является лиде­ром партии, не обладающей большинством в парламенте, ес­ли считает, что большинство в сложившейся ситуации под­держит назначенного им премьер-министра. Образованный таким образом Государственный совет не должен получать одобрение парламента. Он функционирует до тех пор, пока парламент не откажет ему в доверии.

Если Государственный совет не получил доверия в эдускунте по поводу законопроекта, с которым он связывал воп­рос о доверии, или если парламент принял резолюцию пори­цания Совету, то президент должен принять его отставку. Но он может просить тот же состав Государственного совета продолжать выполнять свои функции до сформирования но­вого совета на парламентской основе. Однако глава государ­ства вправе образовать новый переходный кабинет на пар­тийной или беспартийной основе.

Отказу парламента в доверии Государственному совету президент может противопоставить роспуск парламента.

“Форма правления” устанавливает, что законодательная власть принадлежит совместно президенту и парламенту. В этой области глава государства обладает следующими полно­мочиями: во-первых, он наделен правом законодательной инициативы, во-вторых, ему предоставлено право вето, то есть неутверждения принятых эдускунтой законопроектов, в-третьих, он имеет право издавать нормативные акты-ука­зы декреты), часть из которых с согласия парламента может приравниваться к законам.

В порядке осуществления законодательной инициативы президент направляет в эдускунту законопроекты, подготов­ленные Государственным советом или им одобренные. Но президент может отказаться это сделать либо существенным образом повлиять на их содержание. До передачи в парла­мент президент вправе направить законопроект на заключе­ние Верховного суда или Верховного административного су­да либо обоих вместе. Это может касаться любого проекта. С учетом этого мнения он решает, направить законопроект или отказать Государственному совету в этом. Президент иногда поручал подготовку законопроекта своей канцелярии и создавал для такой цели специальные комиссии. После из­брания на пост главы государства Мауно Койвисто такая практика не применяется.

При использовании своего права вето на принятые пар­ламентом законопроекты президенту достаточно не подпи­сать в течение трех месяцев полученный им проект закона. Согласно § 20 “Формы правления” подпись президента под законопроектом должна быть подтверждена подписью (контрассигнована) премьер-министра и соответствующего министра, к ведению которого относится данный вопрос. По­сле этого закон публикуется Государственным советом в “Своде законов Финляндии”. Перед подписанием законопро­екта президент может направить его на заключение Верхов­ного или Верховного административного судов, либо обоих вместе.

В практике Финляндии это право глава государства ис­пользовал активно. Причем поводы бывали различные: в од­них случаях указывалось, что по данному вопросу разраба­тывается правительственный законопроект, в других — что он противоречит конституции, в третьих — что он недопу­стим по каким-либо причинам. Иногда вето было проявле­нием независимости президента, а иногда — слабости пар­ламентских позиций Государственного совета.

Президентское вето носит относительный характер, пото­му что эдускунта вправе вновь вернуться к этому вопросу и после того, как законопроект, отклоненный президентом, будет вновь одобрен парламентом нового созыва, глава госу­дарства обязан подписать законопроект и дать указание о его публикации.

Особо следует выделить права президента по подписанию принятого парламентом бюджета. Поскольку проект подго­тавливался Государственным советом и направлялся в парла­мент президентом, то его подписание после парламентского одобрения считается чисто формальным актом. Однако если в проект бюджета парламентом были внесены изменения в на­правлении увеличения ассигнований на те или иные цели, то такой кредит считается “условным” и его можно использо­вать, только если президент согласился его подписать. При этом президент может отказать в использовании кредита, подписать его вместе с бюджетом или в более позднее время, когда будут изысканы средства для указанных целей. Подпись президента под бюджетом не нуждается в контрассигновании.

Президент на основе принятых парламентом законов может издавать указы, представляющие собой акты толко­вания закона, его практического применения. Теоретиче­ски они не должны отменять или изменять законы либо представлять собой новое законодательство. Однако на практике парламент, особенно в 50-е гг. предоставлял пра­вительству право издания путем президентских указов за­конов в экономической сфере жизни. Многие указы, свя­занные с внешнеполитической сферой, также фактически имеют силу закона.

В истории Финляндии имели место случаи, когда в пери­од объявления в стране чрезвычайного положения на основе решения правительства отменялось действие и конституци­онных законов в области прав личности в соответствии с § 16 “Формы правления”. В ходе обсуждения вопросов измене­ния конституции Финляндии высказывались предложения о лишении президента законодательных прав и о расширении прав парламента. Но ныне избранный президент Финляндии пока воздерживается от использования прав в области зако­нодательства.

Касаясь вопросов ответственности главы государства, следует сказать, что он отвечает лишь за антиконституци­онные действия, “государственную измену или измену Ро­дине”. Если канцлер юстиции или Государственный совет считают, что президент совершил действия, которые вле­кут за собой его ответственность, они обязаны сообщить об этом президенту. При отказе президента воздержаться от таких действий, вопрос переносится канцлером юстиции в парламент. Решение о возбуждении против президента преследования перед Верховным судом принимается парла­ментом 3/4 голосов. После этого глава государства пере­стает исполнять свои обязанности до вынесения приговора. В случае обвинительного приговора он отстраняется от должности.

Особенностью Финляндии является вопрос об ответствен­ности политического характера. Если министры не согласны с президентом, они могут заносить свое несогласие в прото­кол заседаний правительства, но это не освобождает их от ответственности, если они остались на своих постах и не уш­ли в отставку. А на практике немало президентских реше­ний, особенно в области внешней политики и обороны, во­обще не представляются на одобрение членов Государственного совета, которые тем не менее несут за них политиче­скую ответственность, если не ушли в отставку.

Парламент ежегодно получает отчеты назначаемого пре­зидентом канцлера юстиции о его деятельности и о замечен­ных им нарушениях законности. На основе отчета парла­мент может принимать необходимые законы.

Поскольку президент является верховным главнокоман­дующим вооруженными силами Финляндии, его действия в этой области также не контрассигнуются, кроме наиболее важных. На практике эти вопросы рассматриваются на засе­даниях правительства. Однако эдускунта имеет важное сред­ство воздействия на президента с помощью контроля за ис­пользованием ассигнований на военные нужды.

Хотя право помилования принадлежит президенту и он может отменить или уменьшить наказание преступнику, это не относится к помилованию канцлера юстиции и члена Го­сударственного совета, в отношении которых вопрос может решать только парламент. В то же время вопрос об общей амнистии решается на основе особого закона.

Назад       Главная       Вперёд