On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕПУТАТОВ

Правовое положение депутатов регулируется в целом конституцией Финляндии. Но наиболее детально оно опре­деляется Регламентом парламента 1927 г., а также рядом других нормативных актов. К их числу относятся: Закон о депутатском вознаграждении 1947 г., Закон о пенсиях депу­татам 1967 г., Закон о пенсиях семьям депутатов 1968 г., Закон о замещении функций депутата в случае его смерти представителем от соответствующей партийной фракции 1979 г., Положение о парламентских уполномоченных Госу­дарственного банка 1926 г., Положение о ревизорах Финлян­дского банка 1984 г., Закон о финляндской делегации Север­ного совета 1960 г., Положение об уполномоченных Нацио­нального пенсионного фонда 1938 г. В эти нормативные акты впоследствии был внесен ряд существенных изменений.

Мандаты вновь избранных депутатов действительны, со­гласно Акту об эдускунте, сразу же после выборов и со­храняют свое действие до новых выборов парламента. Де­путат не вправе отказываться от исполнения депутатских обязанностей, если только эдускунта не признает выдвинутые депутатом причины уважительными, а также если та­кие основания установлены в законе. Его функции призна­ются выполнением важного общественного долга перед страной.

Парламентарии считаются представителями всего народа и поэтому не обязаны выполнять волю своих конкретных из­бирателей, их наказы. Они не могут быть досрочно отозваны теми, кто их выдвинул и избрал. Но на практике все партии исходят из необходимости регулярных встреч депутатов от этих партий с избирателями, проведения приемов избирате­лей. Для приема граждан и их делегаций в дополнительном здании парламента отведены специальные помещения.

Депутатская неприкосновенность носит ограниченный ха­рактер. За исполнение своих депутатских обязанностей в парламенте и вне его стен парламентарий не может быть подвергнут преследованию. Но в то же время согласно Акту об эдускунте она может 5/6 голосов своих членов принять решение об исключении из этого правила. В довоенный пе­риод норма, разрешающая квалифицированному большинст­ву парламента привлекать депутатов к ответственности и лишать их неприкосновенности, неоднократно применялась не только к отдельным депутатам, но и к целым парламен­тским фракциям (к коммунистам, левым социалистам и всем, несогласным с режимом). В послевоенный период эта норма никогда не применялась.

Депутата можно подвергнуть преследованию за соверше­ние уголовных преступлений. Если он застигнут на месте преступления или суд дал разрешение на его арест и пре­ступление карается наказанием на срок не менее шести ме­сяцев, то следственные органы вправе начать расследование дела и арестовать такого депутата без согласия парламента. В иных случаях во время сессии требуется согласие эдускунты. По ходатайству следственных органов председатель пар­ламента обязан поставить этот вопрос на пленарное заседа­ние. За такое решение должно проголосовать абсолютное большинство ее членов. Если депутат арестован во время проезда на сессию, председатель эдускунты должен быть из­вещен об этом немедленно.

Депутат пользуется особой защитой государства. Так, его оскорбление во время проезда на сессию или с сессии, если оскорбивший знал, что имеет дело с депутатом, считается обстоятельством, отягощающим вину.

Депутату созданы все необходимые условия для его эф­фективной работы. В пристроенном к основному зданию до­полнительном здании парламента у каждого парламентария имеется свой рабочий кабинет. Для приема посетителей они могут использовать кафе парламента.

Акт об эдускунте обязывает депутата при исполнении своих полномочий “действовать в духе справедливости и правды”, исполнять конституционные законы, но не связы­вает его никакими условиями в его деятельности.

Формально депутат обладает довольно широкими права­ми. Но процедурные правила ставят его деятельность в до­вольно жесткие рамки, не дающие ему возможности полно­стью использовать свои права.

Регламент Эдускунты предусматривает четыре вида депу­татской инициативы:

1) внесение законопроектов, поправок и дополнений к ним, предложений об отмене закона;

2) внесение финансовых резолюций, предложений и по­правок к проекту государственного бюджета;

3) подачу петиций с обращением к правительству осуще­ствить те или иные мероприятия, входящие в его компетен­цию;

4) обращение с запросами к Государственному совету или отдельным министрам.

Законопроекты, поправки к ним, предложения об отмене или изменении закона должны быть оформлены в соответст­вии с теми требованиями, которые предъявляются к законо­проектам правительства. Они могут вноситься только в пре­делах сроков, установленных в Регламенте.

Второй вид депутатской инициативы — финансовые ре­золюции — должны быть предварительно одобрены финан­совой комиссией парламента. Только после этого они могут поступать на рассмотрение пленарных заседаний палаты.

В связи с этим следует отметить, что если депутат предлагает в резолюции введение дополнительных ассигно­ваний из бюджета на те или иные нужды и не указывает источники их финансирования, то такая резолюция не рас­сматривается.

Вообще надо отметить, что предложения депутатов, кото­рые не поддержаны правительством или крупной партийной фракцией в парламенте, имеют мало шансов на успех. Так, согласно официальным данным за период работы парламента созыва 1975—1979 гг., депутатами было внесено в общей сложности более 8600 предложений, из них принято всего лишь около 100, более 4700 предложений было отклонено, а остальные даже не рассмотрены.

В Финляндии предусмотрено три вида депутатских запро­сов Государственному совету или отдельным министрам: ус­тный вопрос, письменный вопрос и интерпелляция. Этим правом депутаты финляндского парламента пользуются до­вольно широко. За указанный выше период полномочий бы­ло задано более 1500 письменных вопросов и более 12 тыс. устных. Но интерпелляций было внесено только пять.

На письменный вопрос должен быть дан письменный от­вет. После ответа на вопросы никаких прений не проводится и никаких решений не принимается. Эти вопросы преследу­ют цель получения депутатом информации от правительства или отдельного министра.

Что же касается интерпелляции, то депутаты обращаются с ней по вопросам, имеющим важное значение для страны. Как уже отмечалось, ее обсуждение в парламенте после от­вета на нее может заканчиваться принятием резолюции по­рицания.

Петиции правительству об осуществлении тех или иных мероприятий не обсуждаются в парламенте и через предсе­дателя эдускунты прямо направляются в Государственный совет или президенту республики, в зависимости от харак­тера петиции.

Депутат имеет право выступать в прениях в парламенте, быть избранным в постоянные или временные комиссии, в Большую комиссию, с правом совещательного голоса высту­пать в этих комиссиях, если не является их членом. Если же депутат избран в тот или иной орган парламента, то он обя­зан участвовать в его работе. Он также обязан присутство­вать на пленарных заседаниях.

Дисциплинарный пункт Дкта об эдускунте устанавлива­ет, что если депутат не посещает такие заседания, то к нему применяются соответствующие меры. Так, за частые пропу­ски без уважительных причин заседаний комиссий, в кото­рые он избран, депутат может быть исключен из состава ко­миссии. За каждый пропущенный без уважительной причи­ны день заседаний парламента или комиссии депутат может быть лишен соответствующей части его депутатского вознаг­раждения.

Депутату вменяется в обязанность “достойное поведение”. Акт об эдускунте допускает возможность наказания парла­ментария в случае употребления им неподобающих и оскор­бительных выражений по отношению к правительству, ми­нистрам или иным лицам, другим депутатам. Сначала его просто призывают к порядку, затем председатель парламен­та вправе лишить его слова, а также строго предупредить. При серьезных и неоднократных нарушениях порядка, неэ­тичного поведения Эдускунта может принять решение об удалении депутата из зала пленарных заседаний на срок до двух недель.

В своей деятельности депутат практически связан реше­ниями своей парламентской фракции. Это касается как вне­сения законопроектов и финансовых резолюций, а равно за­просов, так и голосования в комиссиях и на пленарных за­седаниях. Но в ряде случаев фракции предоставляют депутатам право свободного голосования. При нелояльном отношении депутата к решениям своей фракции партия мо­жет не выдвинуть это лицо на новых выборах в парламент. А это опасно для депутата, который самостоятельно пройти в парламент практически не может.

Законодательство не запрещает депутату переходить из одной фракции в другую. Но при образовании новой фрак­ции после раскола старой или выхода из нее некоторых депутатов финансовая помощь от государства, которую получает партия в зависимости от числа мандатов в парла­менте, не оказывается новой фракции, если при этом из старой фракции вышло менее половины депутатов. Выход депутата из фракции и переход в другую не служит осно­ванием для лишения депутата его полномочий, а отзыв депутата его избирателями законодательством не предус­матривается.

За свою деятельность в эдускунте депутат получает го­дичное вознаграждение. Его сумма меняется в зависимости от индекса цен. В настоящее время оно приравнивается к годичному окладу члена Государственного совета (министра) седьмого разряда.

Помимо оклада депутату полагаются суточные, которые составляют от 30 до 50% дневного оклада в зависимости от места проживания депутата. Размер суточного вознагражде­ния определяется как 1/365 часть годичного вознагражде­ния. Если парламентарий проживает далее 30 км от столицы Хельсинки, он имеет право на оплату проезда от дома до здания парламента.

Парламентариям возмещаются все расходы, связанные с выполнением ими своих депутатских обязанностей. Кроме того, подлежит оплате содержание минимального штата по­мощников.

К числу парламентских привилегий относится льготное пенсионное обеспечение депутатов. Оно наступает с более раннего возраста — с 60 лет — по сравнению с гражданами, не являющимися депутатами. Исчисление размера пенсии, если депутат состоял членом парламента не менее двух со­зывов, осуществляется из депутатского вознаграждения. Льготное пенсионное обслуживание полагается и семьям де­путатов. Особое вознаграждение положено депутатам, из­бранным уполномоченными Государственного банка. Поезд­ки депутатов за границу по поручению правительства или соответствующей комиссии, на заседания Северного совета, а также иных международных или региональных организа­ций оплачиваются особо.

Назад       Главная       Вперёд