On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

ПАРЛАМЕНТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Британский парламент — один из старейших парла­ментов мира (часто его называют “праматерью” — точнее было бы говорить “праотцом” — парламен­тов). Он возник в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.

Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемствен­ность. Британский парламент — удивительный пример соче­тания старых и новых форм, их напластований, сосущество­вания. Эта особенность находит отражение во многих сторо­нах его организации и деятельности.

Само понятие “парламент” употребляется здесь в разных смыслах. Когда говорят о парламенте как верховном законо­дательном органе, имеют в виду не только обе палаты пар­ламента — палату общин и палату лордов, но и монарха, ибо только единство всех названных элементов образует в правовом смысле то, что называют парламентом. Иногда термин “парламент” употребляют для обозначения обеих па­лат парламента, но чаще всего под парламентом подразуме­вают его основную часть — палату общин. Члены палаты общин именуются “членами парламента”. Правительство не­сет ответственность только перед палатой общин, и эта от­ветственность именуется “парламентской”. Именно палата общин осуществляет то, что называют “парламентским кон­тролем над финансами”.

Своеобразие британского парламента — весьма современ­ного по самой своей сути учреждения —проявляется и в той роли, которую в организации его деятельности играют раз­личного рода церемонии. Пышно и торжественно, с соблю­дением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие парламентских сессий. Специальное должностное лицо пала­ты лордов — герольдмейстер приглашает членов палаты об­щин в палату лордов, чтобы заслушать тронную речь коро­левы. Должностные лица палат проводят заседания, обла­ченные в судейские парики и мантии. Обе палаты имеют свои символы — черный жезл и булаву. С глубокими исто­рическими традициями связано и само место, где палаты проводят свои заседания. Вестминстерский дворец, возведен­ный еще до норманнского завоевания, в течение длительного времени служил главной резиденцией королей. В 1941 г. по­мещение, где заседала палата общин, было разрушено не­мецкой бомбой. Позднее его восстановили в прежних разме­рах, хотя мест на депутатских скамьях не хватало для всех членов палаты.

Особенностью британского парламента является  то, что он функционирует в уникальных условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые правила, относящи­еся к его организации и деятельности, содержатся в обычных законах страны (их очень мало), другие — в неписаных нор­мах конституции, конституционных соглашениях. Положе­ние парламента в конституционной системе определяется двумя фундаментальными принципами — парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правле­ния. Реальное же функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартий­ной системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса — начиная от выдвижения канди­датов, деления страны на избирательные округа и кончая способом подсчета голосов избирателей. Она оказывает оп­ределяющее воздействие на внутреннюю организацию и де­ятельность парламента. Под ее влиянием сложились наибо­лее существенные конституционные соглашения, обусловли­вающие весь комплекс отношений между парламентом и правительством.

При двухпартийной системе обе партии попеременно сме­няются у власти. В таких условиях правительство, как пра­вило, располагает поддержкой большинства в палате общин, и это дает ему весьма сильные позиции в парламенте. Фак­тором усиления роли правительства стало также необычайное возрастание значения в государственном управлении по­стоянного, профессионального чиновничества. Оба назван­ных фактора содействовали вытеснению классической моде­ли парламентарного правления, названной “вестминстер­ской” (по месту расположения парламента), новой — “моделью Уайтхолла”, названной так по месту расположения правительства.

Процесс перемещения центра власти от парламента к правительству весьма остро поставил вопрос о самом пред­назначении представительного органа, его реальном положе­нии в конституционной системе. В последние два десятиле­тия в Англии были проведены серьезные реформы, общий смысл которых сводился к тому, чтобы повысить эффектив­ность деятельности парламента, обеспечить парламентариям более широкие возможности для участия в осуществлении основных функций представительного органа. Была реорга­низована система парламентских комитетов, создана долж­ность омбудсмена, приняты меры по повышению професси­онализма депутатов и пр. При этом “праотец” парламентов изучал и осваивал новый опыт других стран и часто заимст­вовал ту практику, которую считал для себя выгодной и по­лезной (американская система комитетов по расследованию деятельности министерств, институт уполномоченного по контролю за недолжными действиями государственных орга­нов и должностных лиц и пр.).

Британский парламент — чрезвычайно активное пред­ставительное учреждение. Он имеет длительные политиче­ские традиции и накопил богатый опыт ведения публич­ных дебатов и дискуссий. Его действительная роль опреде­ляется не столько формально принадлежащими ему полномочиями, сколько реальным положением в качестве форума, на котором публично и гласно обсуждаются воп­росы внутренней и внешней политики, важные обществен­ные и политические дела, волнующие население страны. Эта роль парламента со всей очевидностью обнаруживается в моменты острых политических и социальных кризисов, когда он становится центром политических дискуссий, фо­кусом всей политической жизни. Парламент способен вли­ять на ход событий, общественное мнение, политику пра­вительства.

Главная       Вперёд