Материалистическое понимание
истории, при всей своей ограниченности,
позволило увидеть в прошлом борьбу классов,
каждый раз доходящую до конфликта, до
революции, ниспровергающей господство
одного класса и ставящей на его место
другой.
Оставаясь на позиции
исторического материализма, автор курсовой
работы возьмет за основу исследования
корректировку сложившихся интерпретаций
древней, средней и новой истории
государства и права, которая диктуется
реалиями прошлого и настоящего времени. Из
этого не вытекает, разумеется,
конъюнктурное отстранение от всего того
наследства, которое оставили Маркс и
Энгельс, и мы не отказываемся от
цитирования их сочинений, когда находим это
возможным и целесообразным.
Возникшее вместе с антагонизмом
классов государство, равно как и право, было
и могло быть только классовым.
Эксплуататорское государство, несмотря на
все его разновидности, представляло собой
организованную совокупную власть имущих
классов, направленную против
эксплуатируемых классов.
Соответствующее ему право
оказалось не чем иным, как выражением
господствующих в данном обществе классовых
интересов или, говоря иначе, выражением
интересов господствующих индивидов
общества. Но эти интересы не произвольны.
Они определяются каждый раз наличными
производственными отношениями, то есть
объективно обусловлены, разумеется, в
конечном счете.
В согласии со всем сказанным выше,
в курсовой работе мы сохраняем, хотя и не
без сомнений, привычную и удобную
периодизацию истории по соответствующим
социально-экономическим формациям:
рабовладение, феодализм, капитализм.
Крушение ленинско-сталинской
модели социализма и распад СССР, с одной
стороны, кардинальные перемены в
Центральной и Юго-Восточной Европе, с
другой, создали, естественно, новую
политическую ситуацию, в немалой степени
коснувшуюся всей «советской науки», в том
числе и науки истории государства и права.
Мы, собственно, затронем в
курсовой работе не всемирную историю права,
а лишь «всеобщую», то есть такую, которая
имеет дело как с наиболее общими законами
истории государства и права, так с наиболее
типичными особенностями этой истории.
История государства и права
Англии, США, Германии, Италии и других
капиталистических стран современности не
может больше игнорировать тот очевидный
факт, что мы имеем дело с государствами,
могущими называть себя правовыми и
социальными: как по уровню и степени
демократизации всех сторон
государственной жизни, так и по степени
социальной защищенности индивида, семьи,
собственности, личной свободы,
безопасности и т. д. Разумеется, что, как и
всякое научное рассмотрение вопроса,
изложение должно избегать как апологетики,
так и вульгарной, то есть тенденциозной, а
то и нарочито лживой, критики. Нам есть чему
поучиться у Запада не только в
экономической сфере, но точно также в сфере
государственности и права.
Хотелось бы, чтобы настоящая
курсовая работа способствовала изживанию
ложных, а то и вульгарных, представлений о
буржуазных государствах и их праве.
Рамки настоящей курсовой работы
позволят нам выявить следующие актуальные
проблемы.
1. Служить интересам возможно
более широкой общей подготовки студента в
вопросах государства и права, выработке у
автора особого, юридического мышления,
необходимого для усвоения и применения
права.
2. Создать необходимые
предпосылки для наилучшего усвоения
дисциплин, таких как теория государства и
права, история политических учений,
государственное и международное право, а
также всех других юридических дисциплин,
включая цивилистику, уголовное право и
процесс.
3. Способствовать выработке
научного суждения о процессах,
происходящих в нашей собственной стране и
во всем мире.
4. Развивать умение здраво и
гуманно судить о людях, ставших по
собственной воле или по воле случая
объектом или субъектом государственно-правовой
деятельности.
Автор курсовой работы
воспользовался историко-сравнительным
методом, ввел значительный иллюстративный
и пояснительный материал.
И в заключение. Нельзя не
согласиться с известным польским историком
права академиком Ю. Бардахом, справедливо
критикующим тех студентов, которые, придя
на юридические факультеты из-за «легкости
учения», игнорируют историю государства и
права, требуя ограничения преподавания
предметами специально юридическими. Эти
студенты мало заботятся о своей культуре,
их мало беспокоит то, что история
государства и права не только не отделена
от позитивного права, но служит наилучшей
предпосылкой его усвоения, понимания.
|