Рассматривая древневосточные
правовые кодификации, исследователь
неоднократно сталкивается с декларациями,
провозглашающими начала «справедливости»,
«правды», «нравственности» и т. д. Возникает
воззрение, что законодательство покоится
на собственных основах, на правилах «справедливости»,
«нравственности», «правды» или религии, что
его источником является свободная воля
законодателя.
А когда к тому же появится наука
права, когда юристы, сравнивая между собой
различные кодексы или системы права,
обнаружат общее между ними, представление о
праве, содержание которого дано в нем самом,
о некоем естественном праве, данном самой
природой, о некоей вневременной
справедливости получит теоретическое
обоснование.
Между тем, как мы видели, и
Законник Хаммурапи, и Законы Ману считают
рабство справедливым. Точно так же
феодальное право будет исходить из
справедливости крепостничества. А когда
французская буржуазная революция
отвергнет и рабство и крепостничество,
основной аргумент будет тот же -справедливость!
Мы ознакомились с возникновением
государственности и права древневосточных
народов. Конечно, мы увидели немало общих
черт и черт особенных. Иначе и не могло быть.
Но главное прослеживается повсюду:
государство - восточнодеспотическое, право
- при всех своих даже и существенных
различиях - стоит на стороне богатства и
знатности.
Тем не менее именно здесь, на
Востоке, возникли и развились земледелие,
скотоводство, ремесла, архитектура и т.д., а
вместе с тем государственность и право,
юридическая литература и культура вообще,
оказавшие, как мы теперь знаем,
непреходящее влияние на культуры Древней
Греции и Древнего Рима, а значит, и на их
юридическую культуру: юридическое
мировоззрение, кодификации права, суд и
процесс вообще.
Вместе с тем нельзя не видеть, что
все основное, что происходило в
хозяйственной или правовой жизни стран
Древнего Востока, не может быть понято вне
рабства как главного фактора в
жизнедеятельности древневосточных обществ.
Вне рабства, вне того, что связано
с рабством, нет никаких сколько-нибудь
существенных правовых отношений вообще.
Имеем ли мы дело с семьей, тотчас выступают
наружу отношения, связанные с наложницей-рабыней
и ее детьми: с правом продажи в рабство
членов семьи; с рабыней, которая, обманув
хозяина, отдает своего ребенка свободной
женщине; с «дворцом», когда обнаруживается
незаконно отданный на сторону ребенок
дворцовой рабыни: с домашним рабством в его
разных формах и т. п. Имеем ли мы дело с
воином и его службой, тотчас возникают
проблемы, связанные с его возможным выкупом
из плена - рабства. Имеем ли мы дело с
договорами купли-продажи, мены или найма, мы
должны быть готовы к тому, что в качестве «предмета»
договора появится раб или рабыня и их дети.
Исследуем ли мы судоустройство и
судопроизводство, особое отношение к рабу-ответчику
станет непременной существенной частью
вопроса. Грани между свободным состоянием и
рабством и очень резки, и очень условны. На
всяком свободном, исключая, может быть,
самых привилегированных, лежит
неотвратимая печать рабства.
В заключении нельзя не сказать
несколько слов об одной из колыбелей
нынешней государственности - Греции
Во II тысячелетии до н. э.
греческие племена заселили юг Балканского
полуострова. Отгороженные друг от друга
естественными преградами горной страны,
они с тем большим рвением стали оберегать
свою обособленность. В тесных пределах
каждого из таких районов вырастет с
течением времени столица: Коринф, Мегары,
Фивы» Спарта и др.В конце II тысячелетия
греки, соединившись в единое войско и
избрав себе одного вождя, осадили
малоазиатский город Трою. О событиях этой
известнейшей из войн повествуют поэмы
гомеровского эпоса - «Илиада» и «Одиссея».
В древнегреческом обществе, как
его рисует Гомер, происходят сложные
процессы. Классов еще нет, но разделение на
простой народ и родовую знать глубоко
укоренилось. Луччие земли, большие стада,
все основные посты находятся в руках
последней.Государства еще нет. Племенем
управляют народное собрание, совет
старейшин, вождь-базилевс. Народное
собрание - вместе с тем войско, а базилевс и
старейшины - главным образом военные
предводители. Американский историк
прошлого века Л.Г. Морган назвал этот строй
военной демократией.*
По всем своим признакам период
военной демократии есть последний период
первобытнообщинного строя. Земледелие
становится главной отраслью хозяйства,
оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется
в самостоятельную отрасль. Обмен товарами
принимает регулярный характер. Появляются
купцы. Рабство все более укореняется, и уже
не только в домах и хозяйствах знати.
Образуется семья с господством мужчины.
Древняя родовая организация еще существует,
но уже подорвана. На территории фратрий и
племен селились во множестве чужаки, то
есть хотя и соотечественники, но
принадлежащие к другим племенам, фратриям и
родам. Население смешивалось и оттого
становились невозможными старые формы
управления. Все это, вместе взятое, служит
основой для перехода к государству как
новой, высшей ступени общественного
развития.
Наиболее интересным и вместе с
тем наиболее изученным представляется
процесс образования государства в двух
известных греческих полисах - древних
Афинах и Спарте. Первая являла собой
образец рабовладельческой демократии,
вторая - аристократии.
Использованная литература:
1. Алексеев С.С. Государство и
право: Начальный курс. - М.: Юрид. лит., 1994.
2.
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т.-М.:
Юрид. лит, 1981-1982. - Т. 1-2.
3. Алексеев С.С. Теория
права. - М.: Век, 1994.
4. Аннерс Э. История европейского
права: Пер. со швед. - М.: Наука, 1994.
5. Батурин Ю.М.,
Лившиц Р.З. Социалистическое правовое
государство: от идеи к осуществлению. - М.:
Наука, 1989.
6. Зивс C.Л. Источники права. - М.:
Наука, 1981.
7. Керимов Д.А. Основы философии
права. - М.: Манускрипт, 1992.
8. Монтескье Ш. О духе законов //
Избранные произведения: Пер. с фр. - М.:
Росполитиздат, 1955.
9. Очерки сравнительного права:
Сборник / Сост. В.А. Туманов. - М.: Прогресс, 1981.
10. Теория государства и права.
Теория государства. / Под ред. А. Б. Венгерова
- М.: Юрист, 1995.
11. Тилле А. Право абсурда.
Рабовладельччское право и государство. - М.:
МП КОНТ, 1992.
12. Тихомиров Ю.А. Военная
демократия. М.: Известия, 1992.
13. Соловьев С.М. Собр. соч. Т.2., М.1991.
|