Актуальность, цели и задачи
настоящей курсовой работы обусловлены
следующими положениями. Любому государству
присущ достаточно широкий, перечень
функций: социальное управление, оборона
страны, поддержание порядка и т.п.
Осуществление этих функций невозможно без
достаточного материального обеспечения. В
условиях господства товарно-денежных
отношений привлечение и использование
денежных средств естественнее всего
осуществлять в денежной форме.
Таким образом, финансы - это
система экономических отношений по
созданию, распределению и использованию
государственных и муниципальных денежных
средств.
Финансовая деятельность
государства - это осуществление им функций
по собиранию, распределению (перераспределению)
и использованию государственных и
муниципальных денежных средств.
Экономические отношения по
собиранию, распределению и использованию
государственных денежных средств можно
дифференцировать исходя из форм и методов
аккумуляции и распределения этих средств.
Группа однородных отношений образует
финансовый институт или звено финансов.
Совокупность всех финансов и их
взаимосвязь образуют финансовую систему
государства.
Финансовая система Российской
Федерации состоит из следующих звеньев.
Бюджетная система РФ - это
основанная на экономических отношениях и
юридических нормах совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов
федерации и бюджетов муниципальных
образований. С помощью бюджетной системы
образуются денежные фонды государственных
и муниципальных образований, которые
используются для осуществления функций
Российской Федерации, субъектов РФ,
муниципальных образований.
Средства бюджетной системы
образуются в основном за счет обязательных
платежей физических и юридических лиц:
налогов, сборов, пошлин. Кроме того, к
источникам формирования бюджетов
относятся добровольные взносы денежных
средств (приобретение облигаций, других
ценных бумаг, вклады населения в
государственных банках и т.п.). Однако
подавляющее количество средств
аккумулируется с помощью налогов. Поэтому
налоговые отношения составляют важнейший
пединститут финансовой системы Российской
Федерации.
Внебюджетные фонды -это денежные
фонды строго целевого характера, средства
которых образуются за счет обязательных и
добровольных платежей и отчислений
юридических и физических лиц (Пенсионный
фонд, Фонд службы занятости, Фонд
обязательного медицинского страхования и т.д.).
Финансы юридических лиц - это
обособленные денежные фонды, создаваемые в
каждом конкретном юридическом лице.
Страхование - это система
общественных отношений по созданию и
использованию страховых фондов.
Кредит - это совокупность
отношений между государством, кредитными
учреждениями, гражданами по привлечению
свободных средств физических и юридических
лиц, государства, предоставляемых для их
использования на принципе возвратности.
Существует ряд вопросов, которые
тесно связаны с финансовой деятельностью
государства: 1) необходимо разделить
компетенцию Российской Федерации,
субъектов РФ и муниципальных образований в
сфере финансовой деятельности; 2) весьма
важным является определение круга органов
государственной власти и государственного
управления, непосредственно
осуществляющих финансовые функции
государства, а также определение их
компетенции в этой сфере; 3) немаловажен
вопрос финансового контроля, т.е.
государственного контроля за образованием,
распределением и использованием
государственных денежных средств.
Государство регулирует все
вышеперечисленные вопросы с помощью
финансового права. Таким образом,
финансовое право - это совокупность
правовых норм, регулирующих общественные
отношения, связанные с собиранием,
распределением и использованием денежных
средств Российской Федерации, субъектов РФ
и муниципальных образований, необходимых
для осуществления их функций.
|