Сущность системы государственных
доходов.
До перехода на рыночные
отношения доходы государственного
бюджета СССР базировались на денежных
накоплениях государственных предприятий.
Они занимали более 90% общей суммы доходов
бюджета и в основном состояли из двух
платежей - налога с оборота и платежей из
прибыли. Такая система просуществовала с
1930 по 1990 гг. Введенные в 1980-е гг. нормативные
платежи из прибыли в виде платы за
производственные фонды, трудовые ресурсы
и др. не смогли изменить систему платежей, и
она продолжала ориентироваться на
индивидуальные результаты деятельности
отдельных предприятий.
В условиях перехода на рыночные
механизмы доходы бюджетной системы
претерпели коренные изменения. Основными
доходами в Российской Федерации, как и в
странах с развитой рыночной экономикой,
стали налоги.
Представительные органы власти
территорий вышестоящего уровня утверждают
перечень регулирующих источников доходов.
Само же распределение доходов от этих
источников происходит в форме утверждения
нормативов отчисления от этих доходов.
Кроме того, бюджетное
регулирование возможно в форме закрепления
за бюджетами нижестоящего уровня
регулирующих источников доходов на
долговременной основе (не менее чем на пять
лет).
Если распределение регулирующих
источников доходов не привело к
сбалансированности бюджета, то применяются
такие формы бюджетного регулирования, как
дотации и субвенции, а также бюджетные
ссуды.
Дотация - это денежная сумма,
выделяемая из бюджета вышестоящего уровня,
если закрепленных и регулирующих доходов
недостаточно для формирования
минимального бюджета нижестоящего уровня.
Выделение дотаций осуществляется на
безвозмездной и безвозвратной основе, а их
использование не имеет целевого назначения.
Бюджетные ссуды - это денежная
сумма, предоставляемая в тех же случаях, что
и дотации и субвенции, однако на возвратной,
а иногда и на возмездной основе. Ссуда может
предоставляться из бюджета любого уровня
бюджету любого уровня, причем не на стадии
формирования бюджета, а на стадии его
исполнения.
Налоговое регулирование как
элемент системы государственных доходов.
Налоги представляют собой часть
национального дохода, мобилизуемую во все
звенья бюджетной системы. Это обязательные
платежи юридических и физических лиц,
поступающие государству в заранее
установленных законом размерах и в определенные
сроки.
Сущность налогов проявляется в
их функциях. Налоги выполняют две основные
функции - фискальную и регулирующую.
Фискальная функция была присуща налогам
всегда. Она состоит в возможно большей
мобилизации средств в бюджетную систему.
Регулирующая функция налогов в ведущих
зарубежных странах получила развитие в
годы после Второй мировой войны.
Налоговая политика влияет на
процессы накопления капитала, ускорение
его концентрации и централизации, платежеспособный
спрос населения. Налоги активно
используются для сглаживания
экономического цикла, т.е. регулирующая
функция налогов связана с вмешательством
государства через налоги в процесс
воспроизводства.
Основные элементы налога:
субъект, объект, источник, единица
обложения, ставка налога, налоговые льготы,
налогооблагаемая база, налоговый оклад.
Субъект налога - лицо (юридическое
или физическое), которое по закону
является плательщиком налога.
Объект налога - предмет, наличие
которого дает основание для обложения его
владельца налогом. Таким объектом могут
выступать земля, имущество, дом.
Источник налога - доход, за счет
которого уплачивается налог (зарплата,
прибыль, проценты).
Единица обложения - единица
измерения объекта (например, гектар земли
по поземельному налогу).
Налоговая ставка - размер налога
на единицу обложения. Ставки налога
подразделяются на регрессивные, пропорциональные
и прогрессивные, и соответственно налоги
бывают регрессивные, пропорциональные и
прогрессивные.
При регрессивных налогах процент
изъятия дохода налогами уменьшается при
возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые
в ценах товаров, всегда регрессивные.
Для пропорциональных налогов
взимается одна и та же ставка налога
независимо от размера дохода.
При прогрессивных налогах ставка
налога повышается при возрастании дохода.
Различают простую и сложную прогрессию.
При простой прогрессии ставка налога
повышается для всего дохода.
Налоговые льготы - полное или
частичное освобождение налогопла-тельщика
от налога в соответствии с действующим
законодательством.
Налогооблагаемая база - доход, по
отношению к которому применяется налоговая
ставка. Этот доход определяется путем
вычета из валового дохода
налогоплательщика разрешенных
законодательством налоговых льгот.
Налоговый оклад - сумма налога,
уплачиваемая его субъектом.
Налоговая система представляет
собой совокупность налогов, действующих
на территории страны, методы и принципы
построения налогов.
Поскольку налоговая система
Российской Федерации построена по опыту
налоговых систем развитых западных стран,
необходимо дать краткую характеристику
этих систем.
Все налоги делятся на прямые и
косвенные. Прямые налоги предполагают
непосредственное изъятие части доходов
налогоплательщика. К ним относятся
подоходный налог с населения, налог на
прибыль корпораций, поимущественный налог
и ряд других. Косвенные налоги - это налоги,
взимаемые в ценах товаров и услуг.
Косвенные налоги включают налог на
добавленную стоимость (НДС), акцизы.
Современная налоговая система
развитых зарубежных стран характеризуется
множественностью налогов. Ее структура
зависит от государственного устройства. В
так называемых унитарных (единых, слитных)
государствах налоговая система включает
два звена: государственные налоги; местные
налоги.
В федеративных государствах
налоговая система состоит из трех звеньев:
государственные (федеральные) налоги;
налоги, закрепленные за бюджетами членов
Федерации (штатов в США, провинций в Канаде,
кантонов в Швейцарии, земель-ландов в ФРГ);
местные налоги.
Основные налоги, обеспечивающие
наибольшие поступления в бюджет,
закреплены за государственным бюджетом. К
таким налогам относятся подоходный налог с
населения, налог на прибыль корпораций,
налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы,
таможенные пошлины.
Наибольшие поступления среди
прямых налогов обеспечивает подоходный
налог с населения -от 25 до 45% общей суммы
доходов государственного бюджета. Он
взимается по прогрессивным ставкам,
построенным по принципу сложной прогрессии.
Известны две системы обложения подоходным
налогом:
-шедулярная, или английская,
применявшаяся в течение длительного
времени в Великобритании (с 1842 по 1973 гг.) и
ряде других стран. При этой системе
обложение производится у источника дохода
не по совокупному доходу налогоплательщика,
а по частям дохода;
-глобальная - обложение
подоходным налогом осуществляется по .совокупному
доходу налогоплательщика. В настоящее
время в западных странах в основном
используется глобальная система обложения
подоходным налогом.
При обложении подоходным налогом
применяется необлагаемый минимум, т. е.
часть дохода налогоплательщика, не подлежащая
обложению налогом. Размер его определяется
налоговым законодательством. Подоходный
налог в большинстве зарубежных стран был
введен в XX столетии (В США -в 1913 г., имперский
подоходный налог в Германии - в 1920 г.).
Вначале широкие слои населения не являлись
плательщиком этого налога, поскольку был
установлен высокий необлагаемый минимум. В
настоящее время подоходный налог
обрушивается на трудящихся. Превращение
подоходного налога в массовый произошло в
годы Второй мировой войны, когда был резко
понижен необлагаемый минимум и уменьшены
налоговые льготы по семейному положению. В
США в 1980-х гг. подоходным налогом было
охвачено 100 млн. человек, в 1940 г. - 8 млн., т.е.
почти все самодеятельное население. Такие
же процессы превращения подоходного налога
в массовый налог имели место и в других
экономически развитых странах.
В первый период после Второй
мировой войны по подоходному налогу
применялись высокие ставки. Так, в США с
конца 1950-х и в первой половине 1960-х гг.
максимальная ставка по подоходному налогу
с населения составляла 91%, в 1965-1980 гг. - 70%, в
1981-1986 гг. - 50%. В 1986-1988 гг. при президенте Р.
Рейгане была проведена крупная налоговая
реформа, в результате которой вместо 14
налоговых ставок (от II до 50%) были введены
две ставки налога: 15 и 28%.
Одна из наиболее ярких тенденций
в области прямого налогообложения в
западных странах - постоянное снижение
удельного веса поступлений по налогу на
прибыль корпораций. В результате
налоговой политики правящих кругов доля
налога на прибыль корпораций в
государственных бюджетах ведущих западных
стран резко сократилась. Так, в США накануне
Второй мировой войны поступления по этому
налогу составляли почти половину всех
налоговых доходов федерального бюджета, в
1955 г. - 30%, в 1969 г. - 20%, в 1975 г. - 15%, в 1980 г. - 13%, в 1995
г. -11,6%.
Во всех западных странах в 1980-гг.
проведены налоговые реформы, в результате
которых значительно снижены налоговые
ставки. Так, в США в результате налоговой
реформы 1986 - 1988 гг. максимальная ставка по
налогу на прибыль корпораций уменьшена с 46
до 34%. В Великобритании ставка по этому
налогу сокращена с 52 до 35%.
Среди косвенных налогов
наибольшее значение в зарубежных развитых
странах имеют налог на добавленную
стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие
спиртные напитки, пиво, вино, бензин). Налог
на добавленную стоимость действует во всех
странах Европейского Союза (ЕС), а также в
Норвегии, Израиле и многих других странах.
Из ведущих зарубежных стран НДС не
применяется в США и Японии. На долю этого
налога приходится от 30 до 50% и более всех
косвенных налогов. Во Франции НДС
составляет 80% всех косвенных налогов. В
целях стимулирования экспорта вывозимые
товары освобождаются от НДС .
Таможенные пошлины - это налоги,
взимаемые при импорте и экспорте товаров.
В связи с интернационализацией
хозяйственной жизни, развитием
международного разделения труда роль
таможенных пошлин как доходного источника
после Второй мировой войны в экономически
развитых западных странах постоянно
снижалась. Это связано с общим сокращением
таможенных тарифов на промышленные товары
в рамках Генерального соглашения о тарифах
и торговле (ГАТТ), подписанного 23 странами в
1947 г., а также созданием зон беспошлинной
торговли в Европейском Союзе, Европейской
ассоциации свободной торговли и др.
Таможенные пошлины на промышленные товары,
достигнув максимума в 30-х гг. (в среднем
ставки составляли почти 30% стоимости
импорта), после Второй мировой войны стали
снижаться. В экономически развитых странах
среднеарифметический уровень пошлин на продукцию
обрабатывающей промышленности оценивается
в 6%. К началу 1998 г. средневзвешенная ставка
таможенных тарифов развитых западных
стран должна снизиться до 3%. Снижение
таможенных пошлин привело к тому, что в
среднем в главных зарубежных странах на
этот вид дохода приходится около 4% общей
суммы доходов государственных бюджетов.
Следует иметь в виду, что в экономически
развитых странах экспорт товаров пошлинами
не облагается. Применяются только
таможенные пошлины на импортируемые
товары. Наряду с таможенными пошлинами все
большее значение приобретают ежегодное
контингентирование импорта и применение
других нетарифных барьеров.
|