On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Глава 2. Правовое регулирование государственнных доходов и методы их мобилизации

Сущность системы государственных доходов.

До перехода на рыночные отношения доходы государственно­го бюджета СССР базировались на денежных накоплениях госу­дарственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - нало­га с оборота и платежей из прибыли. Такая система просущество­вала с 1930 по 1990 гг. Введенные в 1980-е гг. нормативные плате­жи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудо­вые ресурсы и др. не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты дея­тельности отдельных предприятий.

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюд­жетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.

Представительные органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение доходов от этих источников происходит в форме утверждения нормативов отчисления от этих доходов.

Кроме того, бюджетное регулирование возможно в форме за­крепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе (не менее чем на пять лет).

Если распределение регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды.

Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышес­тоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назна­чения.

Бюджетные ссуды - это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадии его исполнения.

Налоговое регулирование как элемент системы государственных доходов.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обяза­тельные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в оп­ределенные сроки.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги вы­полняют две основные функции - фискальную и регулирую­щую. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджет­ную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зару­бежных странах получила развитие в годы после Второй миро­вой войны.

Налоговая политика влияет на процессы накопления капи­тала, ускорение его концентрации и централизации, платежес­пособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла, т.е. регулирующая функ­ция налогов связана с вмешательством государства через нало­ги в процесс воспроизводства.

Основные элементы налога: субъект, объект, источник, единица обложения, ставка налога, налоговые льготы, налогооблагаемая база, налоговый оклад.

Субъект налога - лицо (юридическое или физическое), ко­торое по закону является плательщиком налога.

Объект налога - предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом. Таким объектом могут выступать земля, имущество, дом.

Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты).

Единица обложения - единица измерения объекта (напри­мер, гектар земли по поземельному налогу).

Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорцио­нальные и прогрессивные, и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные.

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взи­маемые в ценах товаров, всегда регрессивные.

Для пропорциональных налогов взимается одна и та же став­ка налога независимо от размера дохода.

При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрес­сию. При простой прогрессии ставка налога повышается для всего дохода.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогопла-тельщика от налога в соответствии с действующим законодательством.

Налогооблагаемая база - доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Этот доход определяется путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

Налоговая система представляет собой совокупность нало­гов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.

Поскольку налоговая система Российской Федерации пост­роена по опыту налоговых систем развитых западных стран, необходимо дать краткую характеристику этих систем.

Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налого­плательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах то­варов и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавлен­ную стоимость (НДС), акцизы.

Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется множественностью налогов. Ее структура зави­сит от государственного устройства. В так называемых уни­тарных (единых, слитных) государствах налоговая система включает два звена: государственные налоги; местные налоги.

В федеративных государствах налоговая система со­стоит из трех звеньев: государственные (федеральные) налоги; налоги, закрепленные за бюджетами членов Федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии, земель-ландов в ФРГ); местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступле­ния в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К таким налогам относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечи­вает подоходный налог с населения -от 25 до 45% общей суммы доходов государственного бюджета. Он взимается по прогрессив­ным ставкам, построенным по принципу сложной прогрессии. Известны две системы обложения подоходным налогом:

-шедулярная, или английская, применявшаяся в течение дли­тельного времени в Великобритании (с 1842 по 1973 гг.) и ряде других стран. При этой системе обложение производится у источ­ника дохода не по совокупному доходу налогоплательщика, а по частям дохода;

-глобальная - обложение подоходным налогом осуществля­ется по .совокупному доходу налогоплательщика. В настоящее время в западных странах в основном используется глобальная система обложения подоходным налогом.

При обложении подоходным налогом применяется необлагае­мый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика, не подлежа­щая обложению налогом. Размер его определяется налоговым за­конодательством. Подоходный налог в большинстве зарубежных стран был введен в XX столетии (В США -в 1913 г., имперский подоходный налог в Германии - в 1920 г.). Вначале широкие слои населения не являлись плательщиком этого налога, поскольку был установлен высокий необлагаемый минимум. В настоящее время подоходный налог обрушивается на трудящихся. Превращение подоходного налога в массовый произошло в годы Второй миро­вой войны, когда был резко понижен необлагаемый минимум и уменьшены налоговые льготы по семейному положению. В США в 1980-х гг. подоходным налогом было охвачено 100 млн. человек, в 1940 г. - 8 млн., т.е. почти все самодеятельное население. Такие же процессы превращения подоходного налога в массовый налог имели место и в других экономически развитых странах.

В первый период после Второй мировой войны по подо­ходному налогу применялись высокие ставки. Так, в США с конца 1950-х и в первой половине 1960-х гг. максимальная ставка по подоходному налогу с населения составляла 91%, в 1965-1980 гг. - 70%, в 1981-1986 гг. - 50%. В 1986-1988 гг. при президенте Р. Рейгане была проведена крупная налоговая реформа, в результате которой вместо 14 налоговых ставок (от II до 50%) были введены две ставки налога: 15 и 28%.

Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого нало­гообложения в западных странах - постоянное снижение удель­ного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. В ре­зультате налоговой политики правящих кругов доля налога на прибыль корпораций в государственных бюджетах ведущих запад­ных стран резко сократилась. Так, в США накануне Второй миро­вой войны поступления по этому налогу составляли почти поло­вину всех налоговых доходов федерального бюджета, в 1955 г. - 30%, в 1969 г. - 20%, в 1975 г. - 15%, в 1980 г. - 13%, в 1995 г. -11,6%.

Во всех западных странах в 1980-гг. проведены налоговые реформы, в результате которых значительно снижены налого­вые ставки. Так, в США в результате налоговой реформы 1986 - 1988 гг. максимальная ставка по налогу на прибыль корпора­ций уменьшена с 46 до 34%. В Великобритании ставка по этому налогу сокращена с 52 до 35%.

Среди косвенных налогов наибольшее значение в зарубеж­ных развитых странах имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, ви­но, бензин). Налог на добавленную стоимость действует во всех странах Европейского Союза (ЕС), а также в Норвегии, Израиле и многих других странах. Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта вывозимые товары освобождаются от НДС .

Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при им­порте и экспорте товаров.

В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, разви­тием международного разделения труда роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в эконо­мически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращением таможенных тарифов на промыш­ленные товары в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), подписанного 23 странами в 1947 г., а также со­зданием зон беспошлинной торговли в Европейском Союзе, Ев­ропейской ассоциации свободной торговли и др. Таможенные пошлины на промышленные товары, достигнув максимума в 30-х гг. (в среднем ставки составляли почти 30% стоимости импорта), после Второй мировой войны стали снижаться. В экономически развитых странах среднеарифметический уровень пошлин на про­дукцию обрабатывающей промышленности оценивается в 6%. К началу 1998 г. средневзвешенная ставка таможенных тарифов раз­витых западных стран должна снизиться до 3%. Снижение таможенных пошлин привело к тому, что в среднем в главных зару­бежных странах на этот вид дохода приходится около 4% общей суммы доходов государственных бюджетов. Следует иметь в виду, что в экономически развитых странах экспорт товаров пошлинами не облагается. Применяются только таможенные пошлины на им­портируемые товары. Наряду с таможенными пошлинами все большее значение приобретают ежегодное контингентирование импорта и применение других нетарифных барьеров.

Назад       Главная       Вперёд