Становление
буржуазного парламентаризма проходило в Италии в XIX в. в процессе объединения
страны. Альбертинский статут 1848 г. распространил свое действие на
присоединяемые к Пьемонту территории, а с 1861 г. — с созданием Итальянского
королевства — стал Конституцией всей Италии.
В Статуте было
предусмотрено осуществление законодательной власти королем, сенатом, целиком
им назначаемым из представителей 21 категории наиболее привилегированных
слоев общества, и избираемой избирательными коллегиями палатой депутатов.
Исполнительная власть контролировалась по Статуту королем. В процессе эволюции,
однако, законодательная власть перешла фактически целиком к избираемой
населением палате депутатов, при сохранении за королем и сенатом права вето, а
правительство, по-прежнему назначавшееся королем, должно было получить
поддержку палат. Соответственно возникла практика формирования правительства
из парламентского (палаты депутатов) большинства. Таким образом, в первые
десятилетия своего существования Альбертинский статут, формально не подвергаясь
изменениям, способствовал прогрессивному конституционному и, в частности,
парламентскому развитию страны.
Ситуация
изменилась в 1922 г. с приходом фашизма к власти, когда парламент под угрозой
разгона оказал доверие новому кабинету и предоставил премьер-министру
чрезвычайные полномочия. В условиях террора, развязанного созданной на основе
этих полномочий фашистской милиции, правительству удалось навязать парламенту
принятие реакционного избирательного закона и получить подавляющее большинство
в парламенте, а затем и лишить депутатских мандатов депутатов оппозиции.
Таким образом,
на этапе прихода к власти, который завершился созданием авторитарного режима
при наличии если не однопартийного, то единого профашистского парламента,
Муссолини активно использовал механизмы старой парламентской системы, а равным
образом отсутствие каких-либо конституционных сдерживающих начал. Смена
политического режима внешне проходила в формально законных и вне законных
(незапрещенных) рамках. Не оказывавший противодействие предшествовавшей
либерализации страны, Альбертинский статут и вовсе оказался бессильным перед ее фашизацией.
Переход от
авторитаризма к тоталитаризму во второй половине 20-х гг. характеризовался,
помимо отмены многопартийности, слиянием органов партии и государства, расширением
полномочий репрессивных органов, так же и отказом от традиционного
парламентаризма. Этот последний процесс связан главным образом с тремя
законами. Первый, 1925 г., посвященный прерогативам главы правительства,
ликвидировал парламентский контроль. Парламент был лишен всех прав влиять на
назначение и смещение министров. Кроме того, парламенту запрещалось включать в
повестку дня какой бы то ни было вопрос без согласия правительства, то есть
ликвидировалось фактически право самостоятельной законодательной инициативы.
Законом 1926
г. “О праве исполнительной власти издавать юридические нормы” правительству
присваивалась по сути дела законодательная власть, включая право отмены
парламентских законов.
Наконец,
законом о реформе политического представительства 1928 г. фактически была
ликвидирована выборность палаты депутатов. Кандидаты выдвигались общенациональными
органами фашистских профсоюзов и некоторыми другими организациями. Большой
фашистский совет — подчинявшийся главе правительства верховный орган партии и
государства, также наделенный законодательной функцией, — составлял из
представленных и собственных кандидатов список в 400 человек, который и выносился
на одобрение населения. “Голосование” осушествлялось по списку в целом.
В 1939 г.
палата депутатов была упразднена и заменена палатой “фаший и корпораций”,
назначавшейся лично главой правительства по партийно-производственному принципу
из руководящих органов фашистской партии (фашии — партийные комитеты) и 22
корпораций — объединений работодателей и работников соответствующих отраслей. В
1943 г. в процессе краха режима парламент был вообще упразднен.
После
ликвидации фашизма и окончания второй мировой войны 2 июня 1946 г. итальянцы
ввели путем референдума республиканскую форму правления и избрали учредительное
собрание для выработки новой конституции. Она была принята 22 декабря 1947 г. В
стране был создан режим нового для Италии типа, характеризующийся прежде всего
абсолютным верховенством Конституции и под-конституционным — парламента:
верховенство Конституции ограничивает законодательную власть парламента конституционными
рамками. Ни один закон не может быть принят, если он так или иначе нарушает
конституционную норму, которая может быть отменена либо заменена только путем
сложной процедуры. Если же конституционная норма все же будет нарушена, вступит
в действие Конституционный суд — независимый орган, на который парламент
может оказывать лишь косвенное влияние, участвуя в его формировании.
Важно
отметить, что на первое место в конституционном регулировании в Конституции
1947 г. выдвинута проблематика прав человека, которые признаны неотъемлемыми,
то есть не подлежащими конституционному пересмотру. В соответствии с
принципами парламентской республики, какой является Италия, президент и
правительство подчинены парламенту.
Со времени
принятия Конституции, ее положения, касающиеся парламента, подвергались
изменению лишь дважды. В 1963 г. было установлено твердое число депутатов и
сенаторов, а также одинаковый срок полномочий обеих избираемых палат. В 1989 г.
были ликвидированы судебные функции палат в отношении уголовного преследования
членов правительства. Регламенты палат республиканского парламента, впервые
принятые в 1948 г., подверглись общей реформе в 1971 г.
|