On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Правовой режим лесного фонда. Понятие и состав лесного фонда

Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его состав входят:, леса, земли, покрытые лесом либо предназначенные для лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лес- ного фонда (болота, дороги, гари, просеки и т.д.) .

Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают ле са. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как сово куп ность земли, древесной, кустарниковой и травянистой раститель ности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружаю щей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Данное определение имеет три недостатка, о которых необходимо знать в практической работе. Первый касается терминологии. Закон упот ребляет неизвестное слово окомпонентып окружающей природной среды. За кон РФ оОб охране окружающей природной средып такого понятия не знает. Он знает понятие ообъектовп окружающей природной среды.

Второй недостаток относится к функциям лесов. Закон не раскры ва ет экологическую функцию лесов, ибо не подчеркивает воздействия, кото рое лес обязательно оказывает на состояние растительных и живот ных сообществ не только внутри, но и во вне - в окружающей его природной среде. Наконец, третий недостаток, который не позволяет лес как сово купность древесно-кустарниковой растительности отличить от других крупных растительных массивов типа парков, бо танических садов, денд рария. Такого признака Основы законодатель ства не указывают. А им должен стать правовой режим земель, состав ляющих понятие лес: произ растание растительности на землях лесного фонда. Отсюда следует опре деление леса как составная часть природной среды, представляющей сово купность земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других объ ектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на окружающую природную среду.

Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечительные функ ции: экологическую, экономическую, культурно-оздоровительную. Экологи ческая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую (а не только природную) среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующее, почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение. Экономическая,функция леса состоит в том, что он является источником древесины и другой дродукции народного хозяйства. Культурно-оздоровительная функция проявляется в том, что лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеком природы.

В понятие "1лес" входят несколько видов природных ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, нау ке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные тр.авы, соки, смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п.

Относительно леса и его ресурсов законодательство употребляет че тыре основных понятия: рациональное использование, воспроизводство, охрана и защита.

Рациональное использование леса (как трактует это комментирующая литература) есть получение максимального количества лесной продукции с минимальных лесных площадей. При этом необходимо сказать об экологи ческой стороне: опри условии соблюдения правил охраны окружающей при родной среды.

Воспроизводство лесных ресурсов - меры по повышению продуктивнос ти лесов, улучшению их качества и породного состава

Охрана лесов - меры по ограждению лесов от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу

Защита леса - система биологических мер, направленных на борьбу с болезнями и вредителями леса.

Правовое регулирование использования и охраны леса направлено на предотвращение и устранение таких негативных явлений, вызванных хо зяйственным развитием, как истощение и загрязнения лесов.

Истощением лесов следует считать не только физическое уничтожение лесов как природного фактора, но и снижение их продуктивных функций (например, почвозащитных, водоохранных и т.д.). Источниками истощения лесных массивов являются нерациональное ведение лесного хозяйства, вырубка лесов без научно обоснованной системы воспроизводства, пожары, незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных.

Загрязнение леса - внесение в окружающую лесную среду веществ и препаратов, причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим в лесах. Подобное воздействие превращает лес из активного защитника при роды и человека в жертву технического прогресса.

Другим элементом лесного фонда является земля. Она представлена в двух значениях: как составная часть земельного фонда (ст. 3 ЗК РСФСР) и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двой ная правовая функция данной категории. В качестве составной части земельного фонда земля служит объектом правового регулирования со стороны земельного законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соот ветствовать Земельному кодексу. Этот же документ определяет порядок возникновения и прекращения права пользования землями лесного фонда. В то же время в качестве составной части лесного фонда земля подвержена влиянию правовому регулированию использования охраны лесов.

Во втором значении наблюдается"сращивание" некоторых понятий. Например, рациональное использование лесов одновременно означает раци ональное использование земель, занятых этими лесами. Охрана лесных зе мель от самовольного занятия рассматривается не только как земельное, но и лесное правонарушение. В этом смысле рациональное использование, земель лесного фонда есть прежде всего рациональное исполнение лесов, охрана их и защита.

Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной раститель ностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур. Конкретное земельно-лесное пространство распределяется по субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектам лесопользо вания, имеющим право на сдачу лесов в аренду.

Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда решается органами лесного хозяйства.

Из взаимосвязи земель и древесно-кустарниковой растительности оп ределяется и собственность на лесной фонд.

Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве собс твенности на леса в РФ. Согласно Конституции РФ, леса могут быть в собственности государственной, муниципальной и частной.

Основная часть лесного фонда находится в государственной собс твенности. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребнос ти городов и районов. В частной собственности закон допускает нахожде ние небольших лесных участков лесфонда.

Государственная собственность на леса в данный период развития российского общества является доминирующей среди других форм собствен ности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации производится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации.

Третьей структурной частью лесного фонда является_1 животный мир_0. Подним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитаю щих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего оби тания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоя тельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным законодательством.

УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ

Под управлением лесным фондом понимается севокупцочть функций по организации и ведению лесного хозяйства либо сама деятельность госу дарственных и муниципальных органов, наделение их соответствующими полномочиями и отграничение их компетенции.

Согласно Конституции РФ владение, пользование, распоряжение лес ным фондом отнесено к совместным полномочиям Федерации и субъектов Фе дерации.

К ведению Федерации Основы лесного законодательства относят сле дующие вопросы: определение основных направлений государственной поли тики в области лесного хозяйства; учет лесного фонда и ведение лесного кадастра; определение порядка организации и деятельности органов уп равления лесным фондом; установление порядка распределения лесов по группам и категориям защитности; назначение системы платежей за поль зование лесным фондом; утверждение расчетной лесосеки; правил отпуска леса на корню, рубок леса, условий передачи участков лесного фонда в аренду и т.д.

В ведение субъектов Федерации Основы законодательства включают разработку региональных программ по развитию лесного хозяйства; учас тие в совершенствовании лесного законодательства; распоряжение сов местно с РФ лесным фондом; утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в рамках расчетной лесосеки; экологическое воспитание и образо вание населения с обеспечением его необходимой экологической информа цией и т.п. (ст. 4, 5.Основ).

К компетенции местных органов самоуправления лесным фондом отно сятся участие в разработке федеральных и региональных программ разви тия лесного хозяйства; согласование с вышестоящими органами управления лесным фондом принципов определения ставок и размеров лесных податей, арендной платы за пользование лесным фондом. Районные исполнительные органы совместно с владельцами лесного фонда принимают решения о пере даче в аренду участков лесного фонда. Этим органам принадлежит право выбора лесопользователя на основе прямых переговоров, конкурса, лесных торгов. Они имеют право принимать решения о приостановлении, ограниче нии или прекращении права на пользование лесным фондом в случае нару шения закона, условий пользования, причинения вреда лесу.

Несколько иной перечень полномочий у исполнительных органов горо дов по управляемым ими городским лесам, лесопарковым зонам и иной рас тительности, отнесенной к категории лесного фонда. Лесная раститель ность внутри городов, пригородных, зеленых зон городов и крупных про мышленных центров не имеет эксплуатационного значения. Основная функ ция этой категории лесов защитно-санитарная, рекреационнап. Сообраз но этому полномочия городских органов направлены на реализацию рекреа ционной и культурно-оздоровительной функции леса.

Государственное управление лесофондом состоит из органов общей и специальной компетенции. К органам_1 общей компетенции_0 закон относит Президента РФ, Федеральное собрание, правительство, представительные и исполнительные органы субъектов федерации и муниципальных органов.

В систему специально уполномоченных органов управления лесным хо зяйством входят федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз) , имеющая подведомственные ей управления лесного хозяйства в субъектах Федерации, лесхозы в районах и городах, лесничества.

Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз) , соглаено Поло жению, утвержденному Правительством РФ 5 июля 1994 г., разрабатывает основные направления государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и развития лесного хозяйства, обеспечивает непрерывное, неистощительное лесопользование, сбережение и приумножение лесных богатств.

С этой целью Рослесхоз ведет учет лесного фонда и организует ввдение лесного кадастра, классифицирует леса по определенным группам и категориям защитности, утверждает расчетные лесосеки, разрабатывает рекомендации по ведению побочных лесных пользований, организует управ ление национальными природными парками, учебными лесными и опытными лесными хозяйствами, ведает охотничьим хозяйством и регулированием охоты в тех лесхозах, на которые возло жены данные функции.

Федеральная служба лесного хозяйства организует лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы, авиационную и наземную охрану лесов от пожаров, от незаконных порубок и других действий, причиняющих вред лесу. Закон предоставляет органам Рослесхоза при влекать лесона рушителей к административной ответственности. Кроме того, своим реше нием они вправе ограничивать, приостанавливать, прекращать деятель ность предприятий, организаций, учреждений, нарушающих лесное законо дательство и причиняющих вред лесу.

Рослесхоз владеет государственным имуществом на праве оперативно го управления и вправе распоряжаться им только с согласия Росгосиму щества.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Основная функция федеральной службы лесного хозяйства состоит в организации лесного хозяйства - работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом.

Основные требования к ведению лесного хозяйства (ст. 12 Основ лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных отноше ний: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его пород ного состава; эффективность ведения лесного хозяйства.

Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается эко логическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хо зяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения пот ребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит на оборот) .

Основные требования ведения леснол) хозяйства, зафиксированные в ст. 12 Основ лесного законодательства, разумеется, относятся не толь ко к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяют ся на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации. Эти требо вания положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в со ответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным функциями.

Все леса России по их экологическому , экономическому , культурно-оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное де ление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подт верждает его правовое и организационное значение.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно эко логические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей террито рии России. Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполни тельными органами субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противо речит целям охраны леса.

К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плот ностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где ле са недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограничен но эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощител тости в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе расчетной лесосеки.

В Основах лесного законодательства РФ расчетная лесосека опреде ляется как норма подлежащей вырубке древесины. Это не совсем точно. Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной вы рубки исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины по республике, области, краю, району, лесхозу. Причем невыборка древе сины, в рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для сохранения этого количества на следующий год.

Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном пред назначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хо зяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.

В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы - это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и ис чезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Расчетная лесосека устанавливается органами лесного хозяйства по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации на основе принципов непрерывности и неистощительности лесопользования и с учетом рубок главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному хозяйству. Расчетная лесосека утверждается федеральной службой лесного хозяйства по согласованию с органами власти Федерации и субъектов Фе дерации.

Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для ис пользования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с разрешения правительства РФ. Перевод лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства (строительство дорог, предприя тий по переработке лесной продукции и т.п.), производится с разрешения государственных органов управления лесным хозяйством области, края, Москвы и Санкт-Петербурга.

ПРАВО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА

Субъектами права землепользования на землях лесного фонда являют ся лесхозы, заповедники, национальные-природные парки, колхозы, совхо зы, другие сельскохозяйственные формирования, учебные лесные и опытные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства. Объектами права землепользования служат земельные участки лесного фонда. Причем у кол хозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорга низации колхоза (или совхоза) в другое формирование ему передается лесной фонд этого колхоза (или совхоза)

Землепользователи лесного фонда не являются собственниками лесов. Между ними и центром идет распределение полномочий по совместному ве дению и управлению. Для землепользователей земель лесайго фонда харак терно то, что они наделяются законом полномочиями вла дения лесным фондом.

Владение - одно из правомочий собственника лесного фонда, вклю чающее право на пользование в соответствии с целевым назначением и распоряжение в пределах предоставленных законом права.

Владелец, лесного фонда выполняет разнообразные функции: учет, предоставление уччстков лесного фонда в краткосрочную или долго сроч ную аренду, отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов, выдача лесных билетов на побочные лесные пользования, противопожарное и санитарное обустройство лесов, воспроизводство и повышение продуктивности лесных деревьев, контроль за лесопользованием.

Работа по выполнению указанных функций в полном объеме характер на для таких владельцев лесного фонда, как лесхозы. В то же время за поведники, национальные парки и подобные субъекты права земле пользо вания и права владения по своим задачам не имеют полномочий на сдачу земель в аренду, на предоставление лесосек, лесорубочных и лесных би летов. Ограниченные возможности в осуществлении подоб ных функций име ют и иные владельцы лесного фонда колхозы, учебные, опытные хозяйс тва.

Предоставление в аренду участков лесного фонда производится на основании совместного решения владельца лесного фонда и местной адми нистрации по согласованию с соответствующим органом охраны окружающей среды. Отношения по аренде участков лесного фонда регулируются Положе нием, утвержденным Правительством РФ 23 ию ля1993г.

Арендатор по договору имеет право: самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности, проводить все виды рубок (при договоре на заготовку древесины), возводить объекты, связанные с пользованием ле сами, их охраной и защитой. В то же время арендатор обязан: соблюдать правила охраны лесов, почв и окружающей среды, проводить противопожар ные меропоиятия, лесовосстановительные работы. По окончании работ арендатор должен привести лесные участки в состояние, пригодное для использования их по назначению. Арендатор определяется в соответствии с заявками на основе прямых переговоров либо, лесных торгов и конкур сов. Передача в аренду производится путем выдачи лицензии. Предельные нормы арендуемых участков устанавливаются органами лесного хозяйства. Аренда открывается для следующих видов лесных пользований: заготовки древесины, заготовки живицы заготовки второстепенных лесных материа лов, побочных лесных пользований. Арендаторами имеют право быть юриди ческие лица, в том числе иностранные, и граждане, обладающие правом на лесные пользования.

За пользование земельным участком лесного фонда арендатор вы пла чивает арендную плату.

Величина арендной платы зависит от количества и качества исполь зуемых лесных ресурсов, их вида, расположения. Принципы арендной платы разрабатываются субъектами Федерации, конкретные размеры - устанавли ваются местной администрацией либо определяются на лес ных торгах.

Владелец лесного фонда ведет постоянный контроль за выполнением арендатором своих обязательств. В случаях нарушения правил лесапользо вания владелец вправе приостановить аренду участка, расторгнуть дого вор, предъявить п суде иск о возмещении ущерба.

Действие лицензии на аренду участков лесного фонда прекращается по истечении срока, при отказе арендатора от договора, систематическом нарушении законодательства, невнесении платежей за пользование лесным фондом и т.п.

Заключение и действие договора аренды участков лесного фонда не отменяет ст. 29 Основ лесного законодательства о пребывании граждан в лесах в целях отдыха, туризма, сбора ягод, грибов, охоты. Эти положе ния не распространяются на территории, имеющие закрытый режим природо пользования типа заповедников, различного рода административных зон.




Литература - Общие темы - Земельное право