1. По объему и количеству
нормативных документов, изданных с 1992 года,
систему налогового законодательства можно
назвать ведущей в отечественной правовой
системе, насчитывающей на настоящий
момент в общей сложности более полутора
тысяч актов. Другой особенностью
современного налогового законодательства
можно назвать его «сверхдинамизм» и
постоянную изменчивость. Так, практически в
каждый налоговый закон изменения и
дополнения вносятся в среднем 2 раза в год, а
в инструкцию по конкретному налогу - 4-5 раз в
год (!).
В связи с этим два года назад в
периодической печати широко начали
обсуждать вопрос о возможности внутренней
систематизации налогового
законодательства путем его кодификации и
принятия Налогового кодекса.
В то же время, наблюдая за ходом
кампании по разработке и принятию
Налогового кодекса, анализируя его
официальный проект; разработанный группой
специалистов Министерства финансов, а
также рассматривая материалы его
обсуждения, можно сделать вывод, что его
принятие обусловлено принципом «кодекс
ради кодекса». Именно этим можно объяснить
тот факт, что к проекту кодекса уже изданы
объемные комментарии^.
Без сомнения, ныне действующее
налоговое законодательство не
соответствует потребностям времени, а
несовершенство налоговых законов стало
серьезным препятствием для дальнейшего
развития налоговых и финансовых отношений
в стране. Именно этим обусловлено то, что
налоговое законодательство требует
своего немедленного реформирования. Однако
любые предпринятые шаги в деле
совершенствования такого сложного и
тонкого механизма, как налогообложение,
должны быть подготовлены и выверены. В этой
связи можно только присоединиться к мнению,
высказанному некоторыми ведущими
юристами страны, а также Российской
Ассоциацией налогового права о
несвоевременности принятия Налогового кодекса
на современном этапе^
2. Особенно вредной
представляется своеобразная «романтизация»
Налогового кодекса, присутствующая в
широких кругах общественности. Судя по
некоторым выступлениям, все налоговые
беды страны - только от отсутствия
Налогового кодекса, которому и уготована
роль некой панацеи от всех налоговых и
бюджетных бед, а также от правового
беспредела.
Однако, несмотря на большое
количество интересных, своевременных и
правильных идей и положений, содержащихся в
проекте Налогового кодекса, значение его,
тем не менее, нельзя переоценивать,
поскольку для права и налогового
правопорядка завышение возможностей
нормативного акта такого уровня так же
вредно, как и недооценка. Кроме того, та или
иная совокупность нормативных актов,
регулирующих отношения в сфере экономики,
не может находиться в отрыве от экономики
как таковой, от степени ее развития и уровня
функционирования. Иными словами, не может
быть «хороших» законов в «плохой»
экономике.
Хотелось бы специально отметить,
что нельзя также принятием одного
нормативного акта, даже такого высокого
уровня систематизации, как Кодекс, решить
проблемы, источником которых в
большинстве своем являются не юридические,
а макроэкономические (неплатежи, бюджетный
дефицит и т. д.) и политические (бюджетные
войны, разделение компетенций между
центром и регионами и т. д.) факторы.
По мнению доктора экономических
наук В. May, причины кризиса собираемости
налогов в 1996 году кроются непосредственно в
политической ситуации в России. Динамика
налоговых недоимок за последние пять лет
свидетельствует о тесной связи этого
феномена с политическими кризисами в
России вообще и с ослаблением федеральной
власти, ограничением сферы ее возможного
маневрирования в особенности. Так, первый
заметный скачок просроченной
задолженности по налогам произошел в конце
лета 1993 года, т. е. совпал с пиком
противостояния законодательной и
исполнительной ветвей власти. Именно тогда
экономические субъекты поняли, что
неустойчивость федеральной власти не
позволит ей принимать решительные меры по
отношению к неплательщикам. Далее, пишет В.
May, следующий скачок недоимок приходится
на январь 1996 года, что явилось отражением
начала предвыборной кампании Б. Н. Ельцина,
так как она не могла сопровождаться
ужесточением действий по отношению к
будущим избирателям, что исключало
решительность мер по недоимкам".
3. Представляется бесспорным, что своего
кодекса достойны только те отрасли или
правовые институты, которые достигли
определенного уровня развития, имеют
высокую степень научно-теоретической
разработки, а также свои сложившиеся
правоприменительные традиции. Кодекс есть
высшая форма бытия законодательства вообще
и нормативного акта в частности. Однако
ничего подобного в налоговом
законодательстве пока нет. Правовое
регулирование налоговых отношений в стране
до сих пор очень сильно зависит от
политической конъюнктуры.
Провозглашенный на уровне государственной
политики современного периода принцип «налоги
- дело политическое», обуславливает
неправовые методы формирования доходной
части бюджета: создание ВЧК, привлечение к
собиранию налогов органов МВД, фактическое
приостановление некоторых положений
Гражданского кодекса и т. д. Однако какие-либо
защитные механизмы от фискально-политического
произвола в нашем налоговом
законодательстве отсутствуют даже в
зачаточном виде, а проект Налогового
кодекса, кроме нескольких декларативных
положений, не содержит ничего конкретного.
По поводу правоприменительной
практики можно сказать, что в этой области
до сих пор нет стабильности и последовательности.
За пятилетний период действия налоговых
законов практика их применения постоянно
менялась, и в настоящий момент трудно
назвать какой-либо стабильный и
безупречный налоговый прецедент. А в
последнее время в некоторых судебных
решениях по налоговым делам очень часто
проявляются тенденции к ревизии аксиом и
постулатов права^.
4. Особо хотелось бы сказать о том,
без чего вообще невозможно эффективное
принятие и действие кодифицированного
нормативно-правового акта о налогах, - об
общей концепции налогообложения как
наиважнейшего государственного атрибута,
а также о принципах налогового
законодательства.
В настоящее время в прессе мы
имеем возможность наблюдать конкуренцию
проектов Налогового кодекса, представленных
разными группами разработчиков. Однако, по
нашему мнению, предварительно необходимо
сформулировать четкую концепцию
налогообложения в России (экономические
принципы налогообложения), а также
определить основные правовые идеи
взимания налогов (юридические принципы
налогообложения).
В связи с этим перед принятием
Налогового кодекса необходимо, во-первых,
определить место налогового законодательства
в системе публично-финансового
законодательства, а также выявить точное
соотношение налогового законодательства и
других отраслей права, и в первую очередь
его взаимосвязь с правом гражданским. Во-вторых,
необходимо установить четкую правовую
дефиницию налога - что есть налог, чем налог
отличается от любого другого
государственного изъятия, так как налог
есть только одна из разновидностей
фискального изъятия государством.
5. О неэффективности Налогового
кодекса в настоящих условиях
свидетельствуют и технико-юридические
недостатки проекта, в частности чрезмерно
большой объем Кодекса (более 1000 статей!),
тяжеловесность слога, «наукообразность»,
витиеватость и надуманность многих его
положений и разделов, например, о понятии
экономической деятельности, о понятии
имущества, о консолидированной группе
налогоплательщиков, о налоговом учете и т. д.
Кодекс стремится ввести дуализм правового
регулирования, так как всем привычным и
устоявшимся правовым понятиям и явлениям в
проекте дано свое особое «налоговое»
содержание. Так, в проекте Кодекса дано свое
определение залога, благотворительности,
а остальные категории используются «для
целей налогообложения».
Кроме того, необходимо учитывать
негативный опыт США, где Кодекс внутренних
доходов насчитывает более 3500 страниц. Здесь
следует согласиться с А. Козыриным, который
считает, что в подобных условиях
усваиваемость населением налоговых норм
обратно пропорциональна объему такого
кодекса, который становится доступным для
понимания лишь узкому кругу специалистов.
6. По мнению авторов, в системе
налогового законодательства еще не
сложились объективные предпосылки для его
кодификации. Налоговое законодательство в
ближайшие годы должно претерпеть
достаточно большие изменения. Создание
налогового кодекса - это дело текущего
пятилетия.
В настоящий момент для
налогового законодательства более
актуальна проблема его качественного
совершенствования путем закрепления и
внедрения юридических принципов налогообложения,
решения проблем собираемости налогов, улучшения
работы налоговых органов, а также защиты
прав и интересов налогоплательщиков.
Данные проблемы можно было бы эффективно
решать не путем принятия Налогового кодекса,
работу над которым нужно продолжать, а
путем принятия в новой редакции Закона «Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации» и других нормативных актов в
ранге закона". Нс случайно в этой связи
появление альтернативных проектов
Налогового кодекса.
Следует помнить, что налоговому
законодательству нет еще и пяти лет, а
налоговый опыт страны до 1992 года
практически отсутствовал. Поэтому нет
ничего удивительного, что все современное
налоговое нормотворчество естественным
образом носит характер первых шагов и
экспериментов. Что-то в нашей налоговой
системе приживется, что-то себя не оправдает.
Процесс воспитания налогоплательщика,
формирования налоговой дисциплины и
налоговой культуры осуществляется
медленно и постепенно, но неотвратимо.
В то же время принятие новых
законодательных актов по налогообложению и
изменение уже принятых носит характер «латания
дыр» и заполнения пробелов. В таких
условиях Налоговый кодекс может выступить
в качестве очередной «заплатки». Иными
словами, его преждевременное принятие не
оправдает надежд, которые на него
возлагаются, а скомпрометирует саму идею
Налогового кодекса как такового и выступит
очередным примером негативного результат?
благих намерений.
|