Русскую этическую мысль можно назвать э т и к о й ж и з н и. Для нее
характерно прежде всего осознание самоценности жизни,нравственное ос-
вещение жизни как фундаментальной ценности,наполненной духовным смыс-
лом.Этот духовный смысл жизни по-разному трактовался в различных фило-
софских концепциях.
Идеи православия лежали в основании этических размышлений таких
русских философов , как Н.Ф.Федоров, Ф.М.Достоевский,В.С.Соловьев,Н.А.
Бердяев, С.А.Булгаков, С.Л.Франк и др. Все они стремятся укоренить
этику в ценностях христианства,прежде всего православия,понимаемого
отнюдь не догматически.Здесь обсуждаются многие проблемы теоретической
этики - жизнь и смерть,история,место человека в космосе.Идеи правос-
лавия задавали фундаментальную систему отсчета этических построений
русских философов - от космизма этики всеединства В.С.Соловьева до
философской антропологии Н.А.Бердяева,от проекта Н.Ф.Федорова воск-
решения отцов и победе над смертью до христианского социализма С.Бул-
гакова.Как мы видим,идеи православия послужили истоком различных фило-
софско-этических концепций.
Этика составляла ядро русской религиозной философии.Даже экономи-
ческие и социологические построения,осуществленные,например,С.Булгако-
вым и С.Л.Франком,основывались на фундаментальных нравственных принци-
пах этики солидарности.Более того,в русской философии была предложена
концепция этической гносеологии,т.е. гносеологии,включающей в себя
этические регулятивы.
Этические концепции,развитые в русской религиозной философии,не
смогли стать теоретическим основанием для построения биоэтики.Они лишь
задавали ведущий вектор отношения человека к миру,к жизни,к окружающей
природе.
В отечественной философской мысли существует и другое направле-
ние,которое можно охарактеризовать как этику жизни.Это-" живая эти-
ка",развитая рядом представителей буддистской мысли.Наиболее известным
представителем этого направления является Н.К.Рерих-создатель так
называемой "Живой этики".Согласно Н.К.Рериху,наша планета вступила в
эпоху Огня,где возрастает роль психических энергий и вообще космичес-
ких энергий.Овладение психической энергией предполагает нравственное
преобразование природы.Это была этика взаимной солидарности,милосердия
и справедливости,основанная на религиозных и философских ценностях
буддизма.
Менее известно то,что К.Е.Циолковский также связывал свою "косми-
ческую этику" с буддизмом.В ряде своих работ он развивал философию
панпсихизма,которая исходит из идеи одушевленности Вселенной,допущения
бессмертия духовных атомов,блуждающих в мире и переселяющихся в разные
организмы.
Существовало в России и третье направление в этике жизни,которое
было гораздо ближе к острым коллизиям повседневной жизни и критическим
ситуациям,трпебующим морального выбора.Это направление можно назвать
натуралистическим,поскольку оно ориентируется на естественные науки,на
биологию прежде всего,хотя и указывает на ограниченность существующих
в естествознании теорий.Представителей этого направления объединяет
стремленеие осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обос-
новать этику из идеи борьбы со смертью.
Наиболее известным представителем этого направления в нач. ХХ в.
был Н.А.Умов-выдающийся русский физик.Он развивает комплекс
идей,обосновывающих этику жизни,исходя из того,что жизнь специфична по
своей организации и для ее постижения недостаточно физикалистских по-
нятий и методов.Специфика жизни заключается в ее антиэнтропийнос-
ти.Умов утверждает,что человеку не присуща "нестройность" неорганизо-
ванной природы:"Прирожденные нам стройности заключают уже в себе эле-
менты этики.Нравственные принципы не могли бы руководить поведением
существ,природа которых была бы образована из нестройностей".Он наста-
ивает на том,что основная цель этики-в стремлении устранить бедствия
человеческой жизни с помощью действенного вмешательства в жизнь приро-
ды,в превращении хаотических сил природы в организованные,"строй-
ные".Он выдвигает новую заповедь новой этики:"Твори и созидай на основе
научного знания".Этические идеалы должны быть выведены из жизни,из
первичных форм стройностей,существующих в органической жизни и разви-
вающихся до высшей формы-этических идеалов добра и любви.Тем самым
Н.А.Умов задает новый ориентир этике-ориентир борьбы с силами хао-
са,беспорядка во имя утверждения жизни."Величественная задача гения
человечества-охранение,утверждение жизни на земле".
В это же самое время П.А.Кропоткин разрабатывает этику альтруиз-
ма,которая,по его словам,представляет собой новую реалистическую науку
о нравственности,освобожденную от религиозного догматизма,суеверий и
метафизической мифологии и вместе с тем одухотворенную высшими чувс-твами и светлыми надеждами,внушаемыми нам современными знаниями о че-
ловеке и его истории.Наука должна дать основы этики.Принимая за науч-
ное обоснование этики теорию Дарвина,Кропоткин решительно критикует ее
принцип борьбы за существование.Он дополняет этот принцип принципом
взаимопомощи:"Взаимная помощь- важнейший фактор эволюции".В своих ра-
ботах Кропоткин уделяет много внимания описанию различных форм взаимо-
помощи в животнм мире для того,чтобы показать-этические нормы укоре-
нены в природном мире,истоки альтруизма-в инсинкте взаимопомощи и об-
щительности,присущих уже животным.Этика обретает сциентистское обосно-
вание.В то же время Кропоткин развивает этику анархизма:"Мы признаем
полнейшую свободу личности.Мы хотим полпоты и цельности ее существова-
ния,свободного развития всех ее способностей.Мы не хотим ничего ей на-
вязывать..." За обществом отрицается право наказания отдельных его
членов,тем самым свобода подменяется своеволием человека.Но если исхо-
дить из интересов общества,то это неумолимо приводит к отрицанию само-
ценности личности,ее свободы и нравственного выбора.При ближайшем
рассмотрении этическое учение П.А.Кропоткина раскололось на два уче-
ния,нестыкующихся друг с другом.
В 1903 г. В.Вересаев писал:"Как это ни печально,но нужно сознать-
ся,что у нашей науки до сих пор нет этики.Нельзя же разуметь под нею
ту специально-корпоративную врачебную этику,которая занимается лишь
нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между
собою.Необходима этика в широком,философском смысле,и эта этика прежде
всего должна охватить во всей полноте...вопрос о взаимном отношении
между врачебной наукой и живой личностью.Между тем даже частичные воп-
росы такой этики почти не поднимаются у нас и почти не дебатируют-
ся".Вересаев видит главную задачу этики "во всестороннем теоретическом
выяснении вопроса об отношеннии между личностью и врачебной наукою в
тех границах,за которыми интересы отдельного человека могут быть при-
носимы в жертву интересам науки.Он подчеркивает:"вопрос и о правах че-
ловека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно ста-
новится коренным,центральным вопросом врачебной этики".
То,что было в начале века нравственным уродством отдельных вра-
чей,после 1917 г. стало безнравственной государственной политикой.
В 1925 г. нарком здравоохранения Н.А.Семашко объявил врачебную тайну
пережитком старой кастовой врачебной практики и старых глупых предрас-
судков и подчеркнул,что советское здравоохранение держит "твердый курс
на уничтожение врачебной тайны,пережитка буржуазной медицины".
Тоталитаризм подавлял права человека и стремился разрушить про-
фессиональную этику врачей.Он не допускал даже обсуждения проблем про-
фессиональных этических норм и тем более философских проблем медицинс-
кой этики.Но он не смог подавить свободных философско-этических раз-
мышлений в работах В.Ф.Войно-Ясенецкого,В.И.Вернадского,Д.П.Филато-
ва,А.А.Любищева.
В 1940 г. выдающийся советский биолог Д.П.Филатов начинает пи-
сать работу"Норма поведения,или мораль с естественно-исторической точ-
ки зрения".Увязывая этику с теорией эволюции и этологией,Филатов про-
водил мысль,что человек на первых фазах эволюции унаследовал от живот-
ного мира норму оборонительпого поведения,эгоистическо-инстинктивное
начало в поведении.Для морали будущего,по мнению Филатова, как раз и
будет характерно повышение антиэгоистических норм морали и поведения
людей.Обращает на себя внимание то,что Д.П.Филатов,сохраняя ориентацию
на науку,пытается построить этику,выходящую за границы и натуралисти-
ческой,и христианской этики.Свою этику он называет этикой любви к
жизни.
В это же самое время В.И.Вернадский разрабатывает учение о пере-
ходе биосферы в ноосферу,т.е. сферу,созданную человеческим разу-
мом,воплощенным в науке и технике.Этическая компонента в учении Вер-
надского о ноосфере выражается прежде всего в его оптимизме и утверж-
дении того,что законы развития ноосферы не противоречат,а продолжают
законы эволюции биосферы.Вернадский неоднократно подчеркивает единство
биосферы и ноосферы.Он развивает оптимистическую концепцию перехода
биосферы в сферу разума,где решающую роль играет не только наука,но и
этический разум объединенного человечества.Ноосфера объединяет в себе
научный разум человечества с его нравсвенным разумом и техникой.В его
учении разум поднимается не сциентистски и не технократически.Это
прежде всего нравственный разум,воплощающийся как в науке, так и в
технике.Истина,добро и красота едины в ноосфере.
В 1952 г.А.А.Любищев написал статью"Основной постулат этики".Эти-
ка,развиваемая А.А.Любищевым,мыслится как универсальная,научная и син-
тетическая.Основной постулат этики заключается,по его мнению,в утверж-
дении необходимости борьбы за торжество духа над материей.
Подводя итог рассмотрению этических концепций,развитых в русской
мысли,можно наблюдать стремление преодолеть разрыв нравственности и
жизни,укоренить этику в жизни и вывести из нравственных начал и пра-
во,и познание,и даже религию.Важнейшей чертой этических размышлений в
России является стремление понять единство факторов эволюционного про-
цесса и этических ценностей,осмыслить жизнь во всей целостности ее
проявлений.Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс.Жизнь-это
борьба со смертью и неорганизованностью природы,борьба за утверждение
ноосферы,за торжество духа над материей,-все это разные формулировки
общего исходного принципа этики.И этот общий принцип этики просветлен
одним умонастроеием,пронизывающим все нравственные поиски русских мыс-
лителей,-любовью к жизни.
|