On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Модель сакрального типа.

Моральное отвращение от модели,в которой врач превращается в во- допроводчика,полностью лишенного собственных моральных установок,при- водит к тому, что впадают в другую крайность,превращая врача в нового священника.Социолог медицины Роберт Н. Вилсон характеризует эту модель взаимоотношения "врач-пациент" как сакральную.

Основной моральный принцип,который выражает традицию сакрального типа,гласит:"Оказывая пациенту помощь,не нанеси ему вреда".Этот прин- цип созвучен с патриархатом,где слово "Отец" служило метафорой для Бо- га и для священника.И в классической литературе по медицинской социо- логии в отношениях между врачом и пациентом всегда употребляются обра- зы родителя и ребенка.Такой патернализм в сфере ценностей лишает паци- ента возможности принимать решения,перекладывая ее на врача.Тем самым он сводит до минимума моральные основания,необходимые для сбалансиро- ванной этической системы.Каков же набор моральных норм для современно- го медика?

1) Приносить пользу и не наносить вреда.Ни один человек не может снять моральную обязанность приносить пользу и при этом полностью из- бежать нанесения вреда.Этот принцип существует в широком контексте и составляет только один элеменет всего множества моральных обязанностей.

2) Защита личной свободы.Фундаментальной ценностью любого общест- ва является личная свобода.Она необходима для всех.Личная свобода и врача,и пациента должна защищаться,даже если кажется,что это может на- нести какой-то вред.Мнение никакой частной группы не может служить ав- торитетом при решении вопроса о том,что приносит пользу,а что наносит вред.

3) Охрана человеческого достоинства.Равенство всех людей по их моральным качествам означает,что каждый из них обладает оснвными чело- веческими достоинствами.Личная свобода выбора,контроль за своим телом и за собственной жизнью содействует реализации человеческого достоинс- тва-это этика,развиваемая по ту сторону идей Б.Ф.Скиннера.

4) Говорить правду и исполнять обещания.Моральные обязаннос- ти - говорить правду и исполнять обещания - столь же здравые,сколь и традиционные,сохраняют свое место в этике,так как они необходимы для человеческих отношений.Можно лишь сожалеть о том,что эти основания че- ловеческого взаимодействия находятся под угрозой низведения до миниму- ма и даже устранения ради того,чтобы провести принцип - не нанести вреда пациенту.

5) Соблюдай справедливость и восстанавливай ее.Моральные нормы широких слоев общества выходят за пределы обязанности оказания пациен- ту помощи иненанесения ему вреда еще в одном требовании - требовании справедливого распределения услуг в здравоохранении. То, что мы мета- форически назвали социальной революцией, усилило нашу озабоченность равенством в распределении основных медицинских услуг. Если охрана здоровья - право,то это право - для всех. Недостаточно демонстрировать индивидуальные случаи крепкого здоровья и благополучные статистические данные о здоровье населения.

В данный момент истории вопрос о справедливости в распределении медицинских услуг вызывает особую озабоченность вследствие высокого уровня дискриминации. Справедливость требует возмещения. Здоровье тех, кто подвергся дискриминации, должно быть поддержано и восстановлено в первую очередь.

Назад       Главная       Вперёд