Моральное отвращение от модели,в которой врач превращается в во-
допроводчика,полностью лишенного собственных моральных установок,при-
водит к тому, что впадают в другую крайность,превращая врача в нового
священника.Социолог медицины Роберт Н. Вилсон характеризует эту модель
взаимоотношения "врач-пациент" как сакральную.
Основной моральный принцип,который выражает традицию сакрального
типа,гласит:"Оказывая пациенту помощь,не нанеси ему вреда".Этот прин-
цип созвучен с патриархатом,где слово "Отец" служило метафорой для Бо-
га и для священника.И в классической литературе по медицинской социо-
логии в отношениях между врачом и пациентом всегда употребляются обра-
зы родителя и ребенка.Такой патернализм в сфере ценностей лишает паци-
ента возможности принимать решения,перекладывая ее на врача.Тем самым
он сводит до минимума моральные основания,необходимые для сбалансиро-
ванной этической системы.Каков же набор моральных норм для современно-
го медика?
1) Приносить пользу и не наносить вреда.Ни один человек не может
снять моральную обязанность приносить пользу и при этом полностью из-
бежать нанесения вреда.Этот принцип существует в широком контексте и
составляет только один элеменет всего множества моральных обязанностей.
2) Защита личной свободы.Фундаментальной ценностью любого общест-
ва является личная свобода.Она необходима для всех.Личная свобода и
врача,и пациента должна защищаться,даже если кажется,что это может на-
нести какой-то вред.Мнение никакой частной группы не может служить ав-
торитетом при решении вопроса о том,что приносит пользу,а что наносит
вред.
3) Охрана человеческого достоинства.Равенство всех людей по их
моральным качествам означает,что каждый из них обладает оснвными чело-
веческими достоинствами.Личная свобода выбора,контроль за своим телом
и за собственной жизнью содействует реализации человеческого достоинс-
тва-это этика,развиваемая по ту сторону идей Б.Ф.Скиннера.
4) Говорить правду и исполнять обещания.Моральные обязаннос-
ти - говорить правду и исполнять обещания - столь же здравые,сколь и
традиционные,сохраняют свое место в этике,так как они необходимы для
человеческих отношений.Можно лишь сожалеть о том,что эти основания че-
ловеческого взаимодействия находятся под угрозой низведения до миниму-
ма и даже устранения ради того,чтобы провести принцип - не нанести
вреда пациенту.
5) Соблюдай справедливость и восстанавливай ее.Моральные нормы
широких слоев общества выходят за пределы обязанности оказания пациен-
ту помощи иненанесения ему вреда еще в одном требовании - требовании
справедливого распределения услуг в здравоохранении. То, что мы мета-
форически назвали социальной революцией, усилило нашу озабоченность
равенством в распределении основных медицинских услуг. Если охрана
здоровья - право,то это право - для всех. Недостаточно демонстрировать
индивидуальные случаи крепкого здоровья и благополучные статистические
данные о здоровье населения.
В данный момент истории вопрос о справедливости в распределении
медицинских услуг вызывает особую озабоченность вследствие высокого
уровня дискриминации. Справедливость требует возмещения. Здоровье тех,
кто подвергся дискриминации, должно быть поддержано и восстановлено в
первую очередь.
|