On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Заключение

Итак, многолетние находки и исследования ученых убедительно показывают, что человек вовсе не Божье создание, а вышел и развился из животного мира Земли, биологически тесно с ним связан, является продуктом его эволюции. В ходе этого процесса, длившегося многие миллионы лет, одни формы наших предков сменялись другими, более высокоорганизованными. Некоторые из них вымирали, другие продолжали развиваться в главном направлении - по пути к современному человеку. Научная концепция происхождения человека нанесла сокрушительный удар по религиозным мифам о происхождении человека.

Впервые научную теорию биологического происхождения человека разработал Ч.Дарвин. Она подорвала господство религиозных, метафизических представлений в науке о человеке. Однако вопрос о качественном своеобразии процесса эволюции человека смогли решить лишь К. Маркс и Ф. Энгельс, указавшие, что из животного мира человека выделил труд.

„Труд - источник всякого богатства, утверждают политике экономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.

Много сотен тысячелетий тому назад, в еще не поддающийся точному определению промежуток времени того периода в развитии Земли, который геологи называют третичным, предположительно к концу этого периода, жила где-то в жарком поясе - по всей вероятности, на обширном материке, ныне погруженном на дно Индийского океана, - необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Дарвин дал нам приблизительное описание этих наших предков. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях.

Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к чело веку.

...Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению".

„Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств...

Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Это дальнейшее развитие с момента окончательного отделения человека от обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот, продолжалось и после этого; будучи у различных народов и в различные эпохи по степени и по направлению различным, иногда даже прерываясь местными и временными движениями назад, оно в общем и целом могучей поступью шло вперед, получив, с одной стороны, новый мощный толчок, а с другой стороны - более определенное направление благодаря тому, что с появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент - общество".

Эволюция человека - чрезвычайно сложный, длительный процесс развития от животного к человеку разумному. На этом пути постепенно теряли свое значение факторы биологические и на смену им приходили факторы социальные.

„В действительности „зоологический индивидуализм" обуздала не идея Бога, обуздало его и первобытное стадо и первобытная коммуна".

В данной курсовой работе мы сделали выводы что преодоление морфологического противоречия между относительной недостаточностью естественной вооруженности австралопитековых приматов и большой насыщенностью их существования трудными и опасными ситуациями шло прежде всего через расширение и функциональное закрепление употребления природных предметов в качестве орудий, заменявших органы защиты и нападения. При этом было весьма важно, чтобы за самими предметами фиксировалось их „орудийное" значение. Следовательно, у австралопитеков должна быть наиболее полно развитой подобная биологическая особенность поведения, которая так слабо выражена у современных обезьян. Вторым важным моментом, способствовавшим прогрессивному развитию подобных видов приматов, было укрепление их стадных взаимоотношений, восполнявшее беззащитность отдельной особи и тем самым увеличивавшее силу всего сообщества.

Возникновение человека и его дальнейшая эволюция проходили путем разрешения острых противоречий.

Через весь период его становления проходило разрешение важнейшего противоречия между морфологической структурой и деятельностью. Оно снималось в основном в процессе отбора и... завершилось в конечном итоге происхождением неоантропа, существа, достигшего такого уровня строения, который делал возможным безграничное расширение и углубление его деятельности без каких-либо коренных или существенных перестроек его морфологической структуры...

Именно общество и только оно могло, расширяя кругозор индивида, обеспечить каждого возможностью выработки новых приемов, навыков и умений, взамен старых, утративших свой смысл.

Тело человека построено из атомов. Некоторые из этих атомов, возможно, возникли еще в глубине звезд (и очень вероятно, вновь будут сиять в звездах). В сосудах человека циркулируют жидкости, подобные водам первичного океана, давшего начало жизни. И ткани, и органы человека, и функции его мозга в своем развитии до и после рождения индивида повторяют его освобожодение из животного царства, совершают .восхождение" до человека и затем продолжают свое совершенствование.

Процесс восхождения" низших форм к высшим протекает диалектически в три этапа: сначала прекращается (отрицается) самостоятельное существование низших структур и функций; затем сохраняется (Консервируется) предшествующее через включение его в высшее; наконец, происходит возрождение в модифицированном виде в структурах и функциях более сложно организованных систем...

В настоящее время факт происхождения человека от первобытных человекоподобных обезьян уже не подлежит сомнению. При этом детали пути развития постоянно пересматриваются в свете новых данных и их критического толкования:, в результате чего представление об этом пути все больше приближается к истинному пониманию процесса эволюции.

Сформировавшись по законам органической эволюции, человек сохранил свою принадлежность к классу наземных млекопитающих. Вместе с тем он в ходе своего становления приобрел ряд присущих только ему одному биологических черт, обусловивших недоступные другим представителям животного мира возможности развития. Когда же его телесная и нервно-психическая организация вошла в соприкосновение с условиями и требованиями социальной жизни, он уже продолжал развиваться под контролем двух взаимодействующих программ - биологической, возникшей в процессе эволюции, и социальной, сформировавшейся на биологически подготовленном фундаменте. Иначе говоря, человек приобрел социальную природу.

Итак, в эволюции гоминид как ветви филогенетического древа жизни мы видим три основные черты.

Первая - все убыстряющийся се темп: австралопитеки жили миллионы лет, пока не появился Гомо эректус.

Прошло 1,2 миллиона лет, как на сцену вышел неандерталец, а после него уже через несколько десятков тысяч лет появился человек современного вида. Вторая - уникальная однонаправленность эволюционных изменений и громадная сложность анатомо-физиологических преобразований, связанных с развитием прямохождения, трудовой деятельности и речи - свойств, всецело зависящих от совершенствования мо.зга. И, наконец, третья - большой размах изменчивости и формообразования, как нельзя лучше соответствующий ни с чем не сравнимому разнообразию современного человека. Некоторые ученые предполагают, что во время этой „мозаичной" эволюции каждая система органов и даже каждый орган обладали собственным темпом развития.

Назад       Главная       Вперёд