Итак, многолетние находки и
исследования ученых убедительно
показывают, что человек вовсе не Божье
создание, а вышел и развился из животного
мира Земли, биологически тесно с ним связан,
является продуктом его эволюции. В ходе
этого процесса, длившегося многие миллионы
лет, одни формы наших предков сменялись
другими, более высокоорганизованными.
Некоторые из них вымирали, другие
продолжали развиваться в главном
направлении - по пути к современному
человеку. Научная концепция происхождения
человека нанесла сокрушительный удар по
религиозным мифам о происхождении человека.
Впервые научную теорию
биологического происхождения человека
разработал Ч.Дарвин. Она подорвала
господство религиозных, метафизических
представлений в науке о человеке. Однако
вопрос о качественном своеобразии процесса
эволюции человека смогли решить лишь К.
Маркс и Ф. Энгельс, указавшие, что из
животного мира человека выделил труд.
„Труд - источник всякого
богатства, утверждают политике экономы. Он
действительно является таковым наряду с
природой, доставляющей ему материал,
который он превращает в богатство. Но он еще
и нечто бесконечно большее, чем это. Он -
первое основное условие всей человеческой
жизни, и притом в такой степени, что мы в
известном смысле должны сказать: труд
создал самого человека.
Много сотен тысячелетий тому
назад, в еще не поддающийся точному
определению промежуток времени того
периода в развитии Земли, который геологи
называют третичным, предположительно к
концу этого периода, жила где-то в жарком
поясе - по всей вероятности, на обширном
материке, ныне погруженном на дно
Индийского океана, - необычайно
высокоразвитая порода человекообразных
обезьян. Дарвин дал нам приблизительное
описание этих наших предков. Они были
сплошь покрыты волосами, имели бороды и
остроконечные уши и жили стадами на
деревьях.
Под влиянием в первую очередь,
надо думать, своего образа жизни,
требующего, чтобы при лазании руки
выполняли иные функции, чем ноги, эти
обезьяны начали отвыкать от помощи рук при
ходьбе по земле и стали усваивать все более
и более прямую походку. Этим был сделан
решающий шаг для перехода от обезьяны к
чело веку.
...Прежде чем первый кремень при
помощи человеческой руки был превращен в
нож, должен был, вероятно, пройти такой
длинный период времени, что в сравнении с
ним известный нам исторический период
является незначительным. Но решающий шаг
был сделан, рука стала свободной и могла
теперь усваивать себе все новые и новые
сноровки, а приобретенная этим большая
гибкость передавалась по наследству и
возрастала от поколения к поколению".
„Сначала труд, а затем и вместе с
ним членораздельная речь явились двумя
самыми главными стимулами, под влиянием
которых мозг обезьяны постепенно
превратился в человеческий мозг, который,
при всем своем сходстве с обезьяньим,
далеко превосходит его по величине и
совершенству. А параллельно с дальнейшим
развитием мозга шло дальнейшее развитие
его ближайших орудий - органов чувств...
Развитие мозга и подчиненных ему
чувств, все более и более проясняющегося
сознания, способности к абстракции и к
умозаключению оказывало обратное
воздействие на труд и на язык, давая обоим
все новые и новые толчки к дальнейшему
развитию. Это дальнейшее развитие с момента
окончательного отделения человека от
обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот,
продолжалось и после этого; будучи у
различных народов и в различные эпохи по
степени и по направлению различным, иногда
даже прерываясь местными и временными
движениями назад, оно в общем и целом
могучей поступью шло вперед, получив, с
одной стороны, новый мощный толчок, а с
другой стороны - более определенное
направление благодаря тому, что с
появлением готового человека возник
вдобавок еще новый элемент - общество".
Эволюция человека - чрезвычайно
сложный, длительный процесс развития от
животного к человеку разумному. На этом
пути постепенно теряли свое значение
факторы биологические и на смену им
приходили факторы социальные.
„В действительности „зоологический
индивидуализм" обуздала не идея Бога,
обуздало его и первобытное стадо и
первобытная коммуна".
В данной курсовой работе мы
сделали выводы что преодоление
морфологического противоречия между
относительной недостаточностью
естественной вооруженности
австралопитековых приматов и большой
насыщенностью их существования трудными и
опасными ситуациями шло прежде всего через
расширение и функциональное закрепление
употребления природных предметов в
качестве орудий, заменявших органы защиты и
нападения. При этом было весьма важно, чтобы
за самими предметами фиксировалось их „орудийное"
значение. Следовательно, у австралопитеков
должна быть наиболее полно развитой
подобная биологическая особенность
поведения, которая так слабо выражена у
современных обезьян. Вторым важным
моментом, способствовавшим прогрессивному
развитию подобных видов приматов, было
укрепление их стадных взаимоотношений,
восполнявшее беззащитность отдельной
особи и тем самым увеличивавшее силу всего
сообщества.
Возникновение человека и его
дальнейшая эволюция проходили путем
разрешения острых противоречий.
Через весь период его
становления проходило разрешение
важнейшего противоречия между
морфологической структурой и
деятельностью. Оно снималось в основном в
процессе отбора и... завершилось в конечном
итоге происхождением неоантропа, существа,
достигшего такого уровня строения, который
делал возможным безграничное расширение и
углубление его деятельности без каких-либо
коренных или существенных перестроек его
морфологической структуры...
Именно общество и только оно
могло, расширяя кругозор индивида,
обеспечить каждого возможностью выработки
новых приемов, навыков и умений, взамен
старых, утративших свой смысл.
Тело человека построено из
атомов. Некоторые из этих атомов, возможно,
возникли еще в глубине звезд (и очень
вероятно, вновь будут сиять в звездах). В
сосудах человека циркулируют жидкости,
подобные водам первичного океана, давшего
начало жизни. И ткани, и органы человека, и
функции его мозга в своем развитии до и
после рождения индивида повторяют его
освобожодение из животного царства,
совершают .восхождение" до человека и
затем продолжают свое совершенствование.
Процесс восхождения" низших
форм к высшим протекает диалектически в три
этапа: сначала прекращается (отрицается)
самостоятельное существование низших
структур и функций; затем сохраняется (Консервируется)
предшествующее через включение его в
высшее; наконец, происходит возрождение в
модифицированном виде в структурах и
функциях более сложно организованных
систем...
В настоящее время факт
происхождения человека от первобытных
человекоподобных обезьян уже не подлежит
сомнению. При этом детали пути развития
постоянно пересматриваются в свете новых
данных и их критического толкования:, в
результате чего представление об этом пути
все больше приближается к истинному
пониманию процесса эволюции.
Сформировавшись по законам
органической эволюции, человек сохранил
свою принадлежность к классу наземных
млекопитающих. Вместе с тем он в ходе своего
становления приобрел ряд присущих только
ему одному биологических черт,
обусловивших недоступные другим
представителям животного мира возможности
развития. Когда же его телесная и нервно-психическая
организация вошла в соприкосновение с
условиями и требованиями социальной жизни,
он уже продолжал развиваться под контролем
двух взаимодействующих программ -
биологической, возникшей в процессе
эволюции, и социальной, сформировавшейся на
биологически подготовленном фундаменте.
Иначе говоря, человек приобрел социальную
природу.
Итак, в эволюции гоминид как
ветви филогенетического древа жизни мы
видим три основные черты.
Первая - все убыстряющийся се
темп: австралопитеки жили миллионы лет,
пока не появился Гомо эректус.
Прошло 1,2 миллиона лет, как на
сцену вышел неандерталец, а после него уже
через несколько десятков тысяч лет
появился человек современного вида. Вторая
- уникальная однонаправленность
эволюционных изменений и громадная
сложность анатомо-физиологических
преобразований, связанных с развитием
прямохождения, трудовой деятельности и
речи - свойств, всецело зависящих от
совершенствования мо.зга. И, наконец, третья
- большой размах изменчивости и
формообразования, как нельзя лучше
соответствующий ни с чем не сравнимому
разнообразию современного человека.
Некоторые ученые предполагают, что во время
этой „мозаичной" эволюции каждая
система органов и даже каждый орган
обладали собственным темпом развития.
|