Правовая система - это целостный
комплекс правовых явлений, обусловленный
объективными закономерностями развития
общества, осознанный и постоянно
воспроизводимый людьми и их организациями (государством)
и используемый ими для достижения своих
целей.
Правовое своеобразие
стран позволяет говорить об их
самобытности, о том,
что каждая из них образует свою правовую
систему - совокупность всех правовых
явлений (норм, учреждений, отношений,
правосознания), существующих в ее рамках (правовая
система в узком смысле). Однако наряду с
особенностями, отличиями, в этих правовых
системах можно заметить и общие черты,
элементы сходства, которые позволяют их
группировать в “правовые семьи” (правовые
системы в широком смысле), объединяющие
несколько родственных в правовом отношении
стран.
Существует несколько критериев
объединения, классификации правовых систем
различных государств.
1. Общность исторической
судьбы и исторических
корней. Иначе говоря,
системы связаны между собой исторически,
имеют общие государственно-правовые корни (произрастают
из одного древнего государства, основаны на
одних и тех же правовых началах, принципах,
нормах).
2. Общность источников,
форм закрепления и выражения норм права.
Имеется в виду внешняя форма права, то,
где и как фиксируются его нормы (в законах,
договорах, судебных решениях, обычаях), их
роль, значение, соотношение.
3. Структурное единство,
сходство. Правовые
системы стран, входящих в одну правовую
семью, должны обладать сходством
структурного построения нормативно-правового
материала. Как правило, это находит
выражение на микроуровне - на уровне
строения нормы права, ее элементов, а также
на макроуровне - на уровне строения крупных
блоков нормативного материала (отраслей,
суботраслей, институтов).
4. Общность принципов
регулирования общественных отношений.
В одних странах это идеи свободы
субъектов, их формального равенства,
объективности правосудия и т.д., в других -
теологические, религиозные начала (например,
мусульманские страны), в третьих -
социалистические, национал-социалистические
идеи и т.п.
5. Единство терминологии,
юридических категорий и понятий, а также
техники изложения и систематизации
норм права. Родственные
в правовом отношении страны обычно
используют тождественные или сходные по
своему значению термины, что объясняется
единством их происхождения. По этой же
причине законодатели стран, входящих в одну
правовую систему, при разработке правовых
текстов применяют одинаковые юридические
конструкции, способы построения
нормативного материала, его упорядочения,
систематизации.
С учетом изложенного
в науке выделяют следующие правовые
системы:
англосаксонскую (Англия, США, Канада,
Австралия, Новая Зеландия и др.);
романо-германскую (страны
континентальной Европы, Латинской Америки,
некоторые страны Африки, а также Турция);
религиозно-правовые (страны,
исповедующие в качестве государственной
религии ислам, индуизм, иудаизм);
социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР,
Куба);
систему обычного права (экваториальная
Африка и Мадагаскар).
В фундамент современной правовой
системы США положено три основных политико
правовых принципа - разделение властей,
федерализм и судебный конституционный
надзор.
Принцип разделения властей,
реализуемый через систему "сдержек и
противовесов", предполагает
организационную независимость трех "ветвей"
государственной власти - законадательной,
исполнительной, судебной - и разграничения
между ними соответствующих функций. На
федеральном уровне три "ветви"
представлены конгрессом, президентом и
Верховным судом.
Федерализм - конституционный
принцип, предполагающий относительно
жестко разграничение сфер компетенции
федеральных властей и властей
штатов, при этом значительная часть
прав "суверенных" штатов передана
федеральному правительству.
Судебный конституционный надзор
- заключается в том, что суды имеют
право признать не соответствующими
конституции и тем самым недействительными
законы конгресса и акты исполнительной
власти.
Высшим органом конституционного
надзора является Верховный суд
США. Его решения по вопросам толкования
конституции являются окончательными и
обязательными для всех государственных
органов.
|