Принцип разделения властей
опирается на идеи, восходящие еще к
древнегреческому мыслителю Аристотелю.
Основную разработку они получили в 18 веке у
французского философа Ш. Монтескье.
Согласно его взглядам, свобода, то есть
право делать все, что не запрещено законами,
может быть обеспечена только в таком
государстве, где власть разделена на три
ветви: законодательную, исполнительную и
судебную. В условиях демократического
режима каждая из властей обладает
определенной самостоятельностью и
уравновешивается другими властями.
Компетенция каждого органа определяется
так, чтобы исключить его господство над
другими органами. Это одна из важнейших
гарантий против произвола.
В «социалистических» странах
принцип разделения властей отвергался в
пользу принципа «единства власти»,
выражающегося в «полновластии»
представительных органов (в нашей стране
такая власть получила название советской
власти, власти представительных органов -
советов) на которые переходило
осуществление народного суверенитета. И
исполнительная, и судебная власти
подотчетны советам, и они могут даже брать
на себя функции этих властей. В
действительности такая модель служит
прикрытием всевластия аппарата компартии,
который реально руководит и
законодательной, и исполнительной, и
судебной властью, а не редко осуществляет
государственно-властную деятельность.
Пример достаточно жесткого
разделения властей дала конституция США.
Согласно ее ст. 1 полномочия
законодательной власти принадлежат
парламенту - Конгрессу США, согласно ст. 2
полномочия исполнительной власти
принадлежат Президенту США, а согласно ст. 3
полномочия судебной власти принадлежат
Верховному Суду США и нижестоящим судам,
учреждаемым Конгрессом. Впоследствии
принцип разделения властей стал
именоваться системой «сдержек и
противовесов». Впоследствии эта модель
разделения властей была воспринята рядом
других государств, особенно
латиноамериканских.
|