On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Пути совершенствования банковского обслуживания в России

Яков Дубеиецкий

Накануне международной конференции «Инвестиции в России», организуемой Министерством экономики РФ, Центральным банком РФ, Министерством финансов РФ, Советом Федерации, Государственной думой и Ассоциацией промышпеино-строительных банков «Россия», своими мыслями о путях привлечения инвестиция в российскую экономику делится председатель правления Промстройбанка России Яков Дубеиецкий.

Главным экономическим достижением 1997 года стало то, что снижавшийся долгие годы ВВП наконец-то начал расти, пусть и немного - на 0,4 %, а промышленное производство увеличилось на 1,9%.

Среди текущих задач главная - ограниченность спроса на продукцию отечественных предприятий, и здесь нельзя упустить момент для изменения положения прежде всего в пищевой промышленности России. Население в своих симпатиях все больше возвращается к российским продуктам питания, которые по своим качественным параметрам не уступают импортным, более привычны по вкусу российским потребителям и отвечают сложившимся традициям.

Положение в легкой промышленности заметно хуже. Сейчас отечественная продукция практически полностью вытеснена импортом. Но и здесь есть значительные резервы, связанные с созданием совместных производств по выпуску товаров, приемлемых для внутреннего рынка по качеству и конкурентоспособных по цене. Базой таких производств могут быть передовые производственные мощности, созданные в конце 80-х годов в рамках реализации целого ряда государственных программ по развитию легкой промышленности.

К подлинным «локомотивам» оживления производственных отраслей можно также отнести массовое автомобилестроение, развитие жилищного строительства. Миллионы российских граждан заинтересованы в решении своих социальных и жилищных проблем, следовательно, они имеют сильные побудительные мотивы вкладывать собственные средства. Так, строительство благоустроенного жилья имеет гарантированный спрос и обеспечивает материальное покрытие увеличивающихся доходов населения. Жилищное строительство способно подтолкнуть развитие целого ряда смежных отраслей - от промышленности строительных материалов до производства целой гаммы товаров, связанных с улучшением жилищных условий (мебель, бытовая техника и многое другое). Здесь как и в пищевой, и в легкой промышленности может быть широко задействован малый бизнес, связанный с производством различных сопутствующих товаров и услуг.

Важнейшая перспективная задача, связанная с оживлением производства - активизация производственных инвестиций. В последнее время стала все чаще высказываться точка зрения, что оживление инвестиций - задача следующего этапа. Сначала, мол, оживим производство на имеющихся мощностях, накопим средства, а потом займемся инвестициями. Но положение таково, что в результате реализации этой концепции уже в самом недалеком будущем мы можем лишиться большинства наличных мощностей.

Самым крупным источником инвестиций, покрывающим до четырех пятых из объема, остаются собственные средства предприятий. Однако возможности роста инвестиций за счет этого источника в ближайшее время весьма ограничены. Прибыль продолжает падать, амортизационные отчисления используются на пополнение оборотных средств и, как правило, на поддержание действующего производства, с не на структурную перестройку экономики.

Поэтому особое значение имеет задействование потенциала расширения инвестирования производства за счет кредитов банков. Попытки подключить к этому процессу другие финансовые институты, на наш взгляд, только затягивают решение проблемы. Их еще надо создавать, и они не имеют разветвленной региональной сети, что так важно для России. Пусть инвестиционные компании создаются, крепнут, но сейчас важно выиграть время, а значит, ставку надо делать на банки.

Одним из основных ресурсов долгосрочного кредитования являются собственные средства банков. Однако их размер пока несопоставим с потребностями экономики. Поэтому речь должна идти прежде всего о благоприятных экономических условиях для привлечения долгосрочных ресурсов в коммерческие банки. Создание таких условий -важнейшая область взаимодействия и сотрудничества различных государственны» структур и российского бизнеса, которые могут принести свои быстрые плоды.

В качестве долгосрочных ресурсов кредитования следует задействовать валютные и рублевые средства населения. Сейчас наибольшая часть сбережений населения находится в Сбербанке, примерно втрое меньшая часть - в коммерческих банках. Весьма значительный объем средств, особенно в валюте, население хранит в «кубышках». По различным оценкам -от 20 дс 40 млрд. долларов США.

Сбербанк подавляющую часть хранящихся у него средств населения использует на рынке госзаимствований, где он выступает главным маркетмейкером. Предпринимаемые меры по сокращению объема государственных заимствований и снижению доходности ГКО неизбежно приведут Сбербанк к необходимости постепенного переключения на традиционные функции кредитора коммерческих банков, так как он имеет весьма небольшой опыт работы с производственной сферой. Следует увязать возможности и интересы Сбербанка с потребностями расширения кредитования инвестиционных программ. Учитывая преобладающую долю государства в акционерном капитале Сбербанка, он мог бы быть в значительной степени переориентирован на выдачу межбанковских кредитов специально отобранным коммерческим банкам, связанным с кредитованием реальной экономики, для финансирования эффективных инвестиционных проектов.

Для заинтересованности банков в привлечении средств населения необходима изменить условия регулирования их деятельности. Во-первых, смягчить ограничения по нормативу, устанавливающему соотношение вкладов населения и капитала банка, в части относительно долгосрочных средств, используемых на цели инвестирования. Пока не введена система государственных гарантий по вкладам, разрешение на превышение указанного норматива можно увязать с вложениями банка в инвестиционные проекты с высоким уровнем их га-рантированности, прежде всего со стороны государства. Во-вторых, освободить от резервирования вклады населения с относительно длительными сроками хранения. Это позволит не только увеличить объем источников для инвестиций, но и удешевить инвестиционные кредиты.

Для заинтересованности населения в длительном хранении средств самое большое значение имеет гарантированность их сохранности. В этом плане необходимо обеспечить государственные гарантии по целевым вкладам населения, предназначенным для производственного инвестирования в рамках проектов, отвечающих национальным приоритетам. Кроме того, при освобождении от резервирования для банков повысится возможность устанавливать стабильные ставки по относительно долгосрочным вкладам, что также будет привлекательным условием хранения средств.

Государственные органы должны установить основные правила в такой системе (госгарантии, направления средств, специальный режим регулирования и резервирования для банков). Например, государство стимулирует население в виде сорокапроцентной гарантии к целевым инвестиционным вкладам (рублевым и валютным) в коммерческие банки для модернизации производственных предприятий в составе определенных правительством приоритетных отраслей и производственных комплексов. Дополнительно к этому правительство оказывает гарантийную поддержку в размере 30% по вкладам населения в коммерческих банках на срок свыше трех лет. Задача государства - отбор таких банков и их объединение в консорциумы для инвестиционного кредитования в рамках приоритетных национальных программ.

Конечно, при привлечении средств населения на длительные сроки в банки, даже с учетом отмены обязательного резервирования, остается проблема стоимости инвестиционных кредитов. Однако среди инвестиционных проектов, разработанных в рамках национальных приоритетов, найдутся весьма эффективные, высокорентабельные с быстрой окупаемостью и начинать надо именно с них. По мере снижения стоимости ресурсов и соответственно кредитных ставок можно будет переходить к менее эффективным проектам.

Расширение источников инвестиционного кредитования может быть достигнуто через развитие механизма рефинансирования коммерческих банков. ЦБ РФ мог бы выделять целевые кредиты по специальному договору, в котором должна быть предусмотрена пропорция к полученному кредиту, в которой банк направляет мобилизуемые им финансовые ресурсы на кредитование перспективных производств. В зависимости от ситуации с «длинными ресурсами» в этой пропорции может изменяться инвестиционная составляющая. Для начала такие договоры можно было бы заключать только под быстроокупаемые проекты на относительно короткие сроки.

Значительные средства для финансирования инвестиций могут быть получены от передачи в концессию иностранным предпринимателям в ближайшие два-три года, как минимум 20 - 30 крупных месторождений полезных ископаемых, разработка которых силами отечественных фирм не обеспечивается. При этом разумным было бы использовать целевые формы перераспределения обязательных платежей с доходов и прибыли, получаемых с иностранных инвесторов-концессионеров, на поддержку инвестиций в перспективные обрабатывающие производства.

Сейчас из выручки от денежной приватизации и продажи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, предприятие ничего не получает для своего развития, средства поступают в бюджеты различных уровней и используются для решения текущих проблем, а также направляются ряду других получателей, в основном органам управления имуществом. Выдвинув в качестве главной задачи подъем производства, пора подумать об использовании значительной части выручаемых средств для оживления инвестиций, В этих целях следует разработать и внедрить порядок направления, как минимум 50 процентов выручки от денежной приватизации и продажи акций в коммерческие банки в качестве ресурса для кредитования модернизации данных приватизированных предприятий.

Для обеспечения бесперебойности финансирования инвестиционного процесса, учитывая остроту проблемы неплатежей, следовало бы ввести порядок, по которому выдаваемые для инвестиционных целей в основной и оборотный капиталы кредиты банков использовались бы хозорганами по целевому назначению, вне очередности обязательств по картотекам платежей. Аналогично предусмотреть целевое движение средств по возврату этих кредитов.

Надо решать и проблему пополнения оборотных средств предприятий. С помощью ресурсов, полученных государством от реализации ценных бумаг, выпущенных на относительно длительные сроки и обращающихся на рынке, правительство могло бы гарантировать до 40 процентов кредитов банков в оборотный капитал производственных предприятий. Кредитование банками оборотных средств под гарантии государства создаст финансовые условия для оживления производства, поскольку позволит снизить банковские риски и увеличит масштабы такого кредитования.

Государство должно принять эффективные меры к повышению заинтересованности банков в работе с производственной сферой и обеспечению реальных условий для этого. И здесь одного только снижения доходности ГКО явно недостаточно. Работа с реальным сектором экономики должна положительно сказываться на финансовом состоянии банка и его ликвидности.

Прежде всего речь идет о компенсационных мерах, связанных с выводом коммерческих банков из сложного финансового положения, возникшего не по вине самих банков. Следует решить в ближайшее время вопрос списания на государственный долг просроченных кредитов, выданных государственным промышленным предприятиям за счет централизованных источников, по которым проценты не уплачиваются в течение более полугода. Значительная часть просроченной задолженности по кредитам банков возникает у предприятий-заемщиков как следствие недополучения финансирования из бюджетных и внебюджетных фондов. Оздоровлению банков в этом случае помог бы порядок, в соответствии с которым банки принимают в зачет кредитов от предприятий-заемщиков государственные долговые обязательства, имеющие хождение на рынке.

Другой возможный способ решения проблем банков, кредитующих реальную экономику, заключается а том, что Банк России начинает учитывать авалированные коммерческими банками векселя производственных предприятий, полученные в обеспечение кредитов под залог производственных фондов предприятий, по перечню определенных правительством приоритетных отраслей. Обязательно устанавливаются лимиты такого кредитования в разрезе ведущих московских и региональных банков.

Еще одна проблема, связанная с оздоровлением банковского сектора, - более активное и своевременное проведение санации региональных банков, в том числе путем проведения реорганизационных процедур по слиянию-присоединению. Здесь очень важно предусмотреть определенные льготы для финансово здорового банка, которые были бы реальными стимулами последнего к участию в санации. Целесообразно ввести практику среднесрочного, на два-три года, кредитования крупных, устойчивых, многофилиальных общефедерального значения банков для присоединения региональных (локальных) банков, поддающихся санированию и работающих с производственной сферой.

Проблемы, о которых шла речь, необходимо решать, проявляя настойчивость, целеустремленность и волю. Ни уклониться, ни обойти их не удастся, если мы стремимся добиться подъема производства. Объединить усилия всех субъектов экономики на решении этой важнейшей задачи сейчас может только государство и, прежде всего, исполнительная власть через проводимую экономическую политику.




Литература - Общие темы - Банковская деятельность