On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Место педагога в современном обществе

В широком значении слова педагог - это мыслитель, общест­венный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, по­могающий им находить свои пути в жизни. Нередко педагоги являются зачинателями новых общественных идей. Учителями целых поколе­ний молодежи были русские революционные де­мократы А. И. Герцен, В. Г. Бе­линский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

Педагогом часто назы­вают человека, чья мудрость и жизненный опыт оставили глу­бокий след в развитии отдельной личности и ее судьбе. В педагогическом, а следователь­но, более узком и непосредствен­ном значении педагог-учитель - это спе­циалист, ведущий учебно-воспи­тательную работу с учащимися. Его задачи и функции, роль и место в общественной жизни ме­нялись на различных этапах раз­вития общества, но всегда народ­ный учитель подвергался эксплу­атации и преследованиям за уча­стие в борьбе народа. Крайне тяжелым и унизительным было положение учителя в царской России.

Только после революции 1917 года педагог-учитель занял почетное, хотя и не «хлебное» место в обществе. Сейчас в России около 2 млн. учителей. Педагоги воспитывают нового чело­века - всесторонне и гармони­чески развитого, образованного, подготовленного к жизни. Учи­тель преподает, организует уче­ние детей, воспитывает их, помогает детским общественным организациям и, конеч­но, поддерживает постоянную связь с родителями. Много сил, знаний, душевной теплоты от­дают педагоги детям. Но их великий труд не заменяет труда родителей. Есть еще отста­лые люди, которые рассуждают так: «Мы заняты на работе, по дому, нам недосуг заниматься во­спитанием детей, есть школа - пусть она воспитывает». Такие представления приносят большой вред детям.

Школа и семья проводят единую линию в воспитании, осущест­вляют ее совместно. Настоящий педагог всег­да поможет отцу и матери понять сильные и слабые стороны ребен­ка, даст необходимый совет. Чутко и внимательно прислуши­ваться к совету педагога-учителя-святая обязанность родителей. В этом ключ к правильному воспитанию детей и усовершенствованию са­мих родителей как воспитателей. Дух любви и искреннего уважения к школьному педагогу должен царить в каждой семье. Свои чувства признатель­ности к тому, кто открывает мир растущему человеку, и родители и дети проносят через всю жизнь. «Учитель! Слово-то какое!.. - лирично писал А. Фадеев в «Молодой гвардии».- В нашей стране, где учится каждый ребенок, учи­тель - это первый человек. Бу­дущее наших детей, нашего народа - в руках учителя, в его золотом сердце. Мы б должны, завидев его на улице, за пять­десят метров шапку снимать из уважения к нему...».

Педагогическая деятельность есть особый вид общественно по­лезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

Педагогическая деятельность представляет собой самостоя­тельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него.

Педагог, вооруженный осознанным воспи­тательским опытом, педагогической теорией и системой специаль­ных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии обществен­ного развития осуществляется всем обществом, всей системой об­щественных отношений и форм общественного сознания. Оно вби­рает в себя и отражает всю совокупность общественных проти­воречий. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осущест­вляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в вос­питательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, действуют и поступают вопреки педагогическим целям.

Иногда педагог может отставать от требований жизни, от объектив­ного воспитательного процесса, вступать в противоречие с прогрессивными социальными тенденциями. Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жиз­ненных условий и их требования. Тем самым она вооружает педагога достоверными знаниями, помогает ему стать глубоко сознательным, эффективным, способным к разреше­нию возникающих противоречий.

Педагогическая деятельность как органическая, созна­тельная и целенаправленная часть воспитательного процесса - одна из важнейших функций общества.

Для того, чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения. Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся ситуации и срочного педагогического реагирования. На помощь учителю приходит интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств. В воспитательском опыте выраба­тывается умение выбрать из арсенала педагогических качеств именно то, которое отвечает требованиям данного момента.

Важным компонентом педагогической деятельности являет­ся высочайшая политическая, нравственная, эстетическая куль­тура ее носителя. Вне такой культуры все другие компоненты в педагогической практике оказываются парализованными, малоэф­фективными. Эта общая функция включает в себя ряд более кон­кретных. К ним относятся: а) передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения; б) развитие их ин­теллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и дей­ственно-практической сфер; в) обеспечение сознательного усвое­ния воспитуемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действи­тельности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей. Все эти функции неразрывно взаимосвязаны. Передача ребенку знаний, умений и навыков, организация его многообразной и разнообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований.

Педагогическая деятельность как общественное явление реа­лизуется диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой ее развития, возникновения передового начала.

Главная       Вперёд