Обозначим необходимость и широту
общих, но совершенно необходимых
способностей педагога. Авторитетный
педагог поворачивается к детям разными сторонами
своей многогранной личности: выступает в
качестве организатора, заинтересованного
наблюдателя, советчика, демократа,
принципиального, непреклонного,
требовательного руководителя, товарища и
друга.
Завоевание и поддержание
авторитета педагогом - сложная, кропотливая
работа по совершенствованию им своего
духовного и физического состояния. За
авторитет надо бороться ежесекундно,
ежечасно, ежедневно. Если педагог перестает
быть в курсе событий, не следит за собой,
опускается в быту, встает в отношениях с
детьми на путь панибратства и формализма,
отчуждается от детей, каким бы
непререкаемым не был сначала его
педагогический авторитет, он истлевает
вместе с распадающейся личностью
воспитателя. Поэтому для педагога важно
постоянно поддерживать свою «авторитетную»
форму, осуществлять духовное, нравственное
восхождение. Это значит нужно серьезно
анализировать свои отношения с детьми,
критически осмысливать свое поведение,
преодолевать душевные слабости, тупость,
черствость, дешевое самомнение и гордыню,
сохранять человеческое достоинство и педагогическую
честь, держать свою совесть в состоянии
чуткого реагирования. Авторитет вырастает
из честных и чистых отношений,
характеризуется скромностью. Авторитет
воспитателя не самоцель и не самоценность.
Он приобретает педагогический смысл и действенность
не тогда, когда используется как мощная
сила административного воздействия,
противодействия детям, поддержания
внешнего порядка. Его ценность
раскрывается с наибольшей полнотой, когда
его духовная сила направлена на развитие в
воспитаннике внутреннего человека,
свободной нравственной воли, таланта,
ответственности, самоутверждения и
творческого самопроявления.
Прежде всего авторитет
воспитателя эффективно и активно действует
на фоне авторитета всего педагогического
коллектива. Авторитетность
педагогического коллектива возрастает,
когда у него есть свое лицо, когда он
состоит из единомышленников в отношении
целей, содержания, форм и методов
воспитания, когда в нем объединяются
творчески мыслящие индивидуальности, по-своему,
оригинально решающие методические
проблемы воспитательных отношений.
Педагогический коллектив авторитетен,
когда в нем есть лидеры, новаторы среди
опытных мастеров, думающей молодежи и
каждый учитель по-своему утверждается как
педагог профессионал. Важно, чтобы в
коллективе были эрудиты, увлеченные каким-либо
хобби и увлекающие детей, чтобы каждый
педагог имел свой характер, заявлял о себе
как яркая личность. Целеустремленность,
гражданственность, компетентность,
педагогическое творчество,
заинтересованность в судьбах детей и
единстве с ними - вот что вызывает у
школьников уважение к педагогическому
коллективу, рождает стремление к общению и
взаимодействию с учителями.
Авторитет педагогического
коллектива естественно предполагает
наличие авторитета у каждого входящего в
него учителя. Уважение к учителю
обеспечивается высоким профессионализмом,
требующим глубокого знания своего предмета,
далеко выходящего за узкие рамки
программных требований, способности
преподавать свой предмет углубленно.
Успех преподавателя обеспечивается также
увлеченностью и самоотверженностью,
проявлением себя как личности и
индивидуальности, выражающей собственный
взгляд на изучаемый предмет, отстаивающей
его в обсуждениях с детьми. Наконец,
необходима психологическая совместимость
и контактность учителя с учащимися,
способность стимулировать личностные
проявления школьников в учебном труде,
обеспечивать доброжелательную обстановку
в учебной работе.
Общественный, гражданский,
человеческий авторитет необходим и
коллективу детскому. Он достигается
развитием коллективной
целеустремленности, ребячьей
самостоятельности и самодеятельности,
всеми оберегаемыми правовым статусом
самоуправления. Огромное значение имеет
сплоченность детей, обеспечение им
возможности индивидуально-личностного
проявления и социально-психологического
самоутверждения. Авторитетность школьного
воспитательного коллектива предполагает
развитие многообразия общественных
отношений в детской среде - ответственности
и взаимопонимания, дисциплины и
творческой свободы, права и нравственности,
дружбы и товарищества. Его авторитет
становится непоколебимым, если в нем
торжествует справедливое общественное
мнение, внешняя и внутренняя сознательная
дисциплина, обеспечивающая личные права,
свободы и полную защищенность отдельной
личности.
Авторитет воспитателя, учителя,
классного руководителя, без которого
немыслим подлинный педагог, превращается
в тончайший и эффективнейший инструмент
педагогического действия, когда он
формируется в системе взаимодействующих
авторитетов педагогического и детского
коллективов, всех воспитателей и учителей,
каждого отдельного воспитанника.
Обозначим специальные
способности педагога. К моральному облику
учителя предъявляются высокие требования.
Ему необходимо обладать человеческими нравственными
качествами и быть хорошим организатором,
умело регулирующим и направляющим
взаимоотношения, деятельность детей и
взрослых в коллективе. Педагогическая
деятельность именно педагога немыслима без
нравственной чистоты, стремления к
творческому труду, любви к детям, единства
слова и дела, инициативы и ответственности,
требовательности к себе и товарищам.
Созданию нормального нравственного
климата в общешкольном воспитательном
коллективе активно способствуют такие
человеческие качества, как искренность,
честность, прямота, сердечность, дружелюбие,
доброжелательность, справедливость,
правдивость, принципиальность.
Систематическое идейно-нравственное
самосовершенствование педагога придает
высокий социальный смысл его
организаторским способностям и талантам,
не позволяет ему скатываться на позиции
формализма, бюрократизма и делячества.
В детском коллективе педагог
способствует организации ученического
самоуправления, установлению деловых
отношений ответственной зависимости,
развитию отношений по интересам. Он
взаимодействует с детьми на основе
уважения, взаимной требовательности,
внимательности, сочувствия, взаимопомощи и
справедливости. С коллективом учителей,
работающих в классе, педагог обменивается
информацией, договаривается о единых
действиях, требованиях и совместных формах
работы. Взаимодействия с родительским
коллективом строятся на обмене информацией,
единстве требований, осуществлении
родительского педагогического всеобуча,
участии родителей в отдельных формах
педагогической работы с детьми. Отношения с
трудовым коллективом организуются как
шефские, деловые и свободного общения.
Непосредственное общение с
детьми, идейное, духовно-ценностное
влияние на них требует от классного
руководителя повышенного внимания к
психическим переживаниям и состояниям
детей, формированию их идеалов, взглядов,
убеждений, личностных качеств и
индивидуальных способностей. Ребенок
формируется как личность и
индивидуальность тогда, когда педагоги
стремятся перевести внешние социально-ценные
стимулы во внутренние мотивы его поведения,
когда он сам добивается общественно ценных
результатов, проявляя при этом
целеустремленность, волю и мужество.
Воспитательный эффект велик, когда
воспитание, на каждом этапе возрастного
развития, перерастает в самовоспитание, а
ребенок из объекта воспитания
превращается в его субъект.
К выбору форм работы педагог
подходит творчески, с учетом условий жизни
школы, возможностей и особенностей детей,
содержания детской жизни, которую
предстоит вместе с детьми осмысливать,
анализировать, обобщать и корректировать.
Планируемые им формы, различного
содержания «классные часы», призваны
охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный
процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в
сознании детей, помочь дать оценку
формирующимся идеалам, ценностным
ориентациям, вкусам, выразить
принципиальное отношение к наносному,
чуждому, вредному.
|