On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Общие и специальные способности педагога

Обозначим необходимость и широту общих, но совершенно необходимых способностей педагога. Авторитетный педагог поворачивается к детям разными сто­ронами своей многогранной личности: выступает в качестве орга­низатора, заинтересованного наблюдателя, советчика, демократа, принципиального, непреклонного, требовательного руководителя, товарища и друга.

Завоевание и поддержание авторитета педагогом - сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Если педагог перестает быть в курсе собы­тий, не следит за собой, опускается в быту, встает в отношениях с детьми на путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы непререкаемым не был сначала его педагогиче­ский авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью воспитателя. Поэтому для педагога важно постоянно поддержи­вать свою «авторитетную» форму, осуществлять духовное, нрав­ственное восхождение. Это значит нужно серьезно анализировать свои отношения с детьми, критически осмысливать свое поведение, преодолевать душевные слабости, тупость, черствость, дешевое са­момнение и гордыню, сохранять человеческое достоинство и педа­гогическую честь, держать свою совесть в состоянии чуткого реаги­рования. Авторитет вырастает из честных и чистых отношений, характеризуется скромностью. Авторитет воспитателя не самоцель и не самоценность. Он приобретает педагогический смысл и дей­ственность не тогда, когда используется как мощная сила адми­нистративного воздействия, противодействия детям, поддержания внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей пол­нотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспи­таннике внутреннего человека, свободной нравственной воли, та­ланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопро­явления.

Прежде всего авторитет воспитателя эффективно и активно действует на фоне авторитета всего педагогического коллектива. Авторитетность педагогического коллектива возрастает, когда у него есть свое лицо, когда он состоит из единомышленников в отношении целей, содержания, форм и методов воспитания, когда в нем объединяются творчески мыслящие индивидуальности, по-своему, оригинально решающие методические проблемы воспита­тельных отношений. Педагогический коллектив авторитетен, когда в нем есть лидеры, новаторы среди опытных мастеров, думающей молодежи и каждый учитель по-своему утверждается как педагог профессионал. Важно, чтобы в коллективе были эрудиты, увлечен­ные каким-либо хобби и увлекающие детей, чтобы каждый педагог имел свой характер, заявлял о себе как яркая личность. Целе­устремленность, гражданственность, компетентность, педагогиче­ское творчество, заинтересованность в судьбах детей и единстве с ними - вот что вызывает у школьников уважение к педагогиче­скому коллективу, рождает стремление к общению и взаимодей­ствию с учителями.

Авторитет педагогического коллектива естественно предпола­гает наличие авторитета у каждого входящего в него учителя. Уважение к учителю обеспечивается высоким профессионализмом, требующим глубокого знания своего предмета, далеко выходящего за узкие рамки программных требований, способности препода­вать свой предмет углубленно. Успех преподавателя обеспечива­ется также увлеченностью и самоотверженностью, проявлением себя как личности и индивидуальности, выражающей собственный взгляд на изучаемый предмет, отстаивающей его в обсуждениях с детьми. Наконец, необходима психологическая совместимость и контактность учителя с учащимися, способность стимулировать личностные проявления школьников в учебном труде, обеспечивать доброжелательную обстановку в учебной работе.

Общественный, гражданский, человеческий авторитет необхо­дим и коллективу детскому. Он достигается развитием коллектив­ной целеустремленности, ребячьей самостоятельности и самодеятельности, всеми оберегаемыми правовым статусом самоуправле­ния. Огромное значение имеет сплоченность детей, обеспечение им возможности индивидуально-личностного проявления и социально-психологического самоутверждения. Авторитетность школьного воспитательного коллектива предполагает развитие многообразия общественных отношений в детской среде - ответственности и вза­имопонимания, дисциплины и творческой свободы, права и нрав­ственности, дружбы и товарищества. Его авторитет становится непоколебимым, если в нем торжествует справедливое общественное мнение, внешняя и внутренняя созна­тельная дисциплина, обеспечивающая личные права, свободы и полную защищенность отдельной личности.

Авторитет воспитателя, учителя, классного ру­ководителя, без которого немыслим подлинный педагог, превра­щается в тончайший и эффективнейший инструмент педагогиче­ского действия, когда он формируется в системе взаимодействую­щих авторитетов педагогического и детского коллективов, всех воспитателей и учителей, каждого отдельного воспитанника.

Обозначим специальные способности педагога. К моральному облику учителя предъявляются высо­кие требования. Ему необходимо обладать человеческими нрав­ственными качествами и быть хорошим организатором, умело ре­гулирующим и направляющим взаимоотношения, деятельность де­тей и взрослых в коллективе. Педагогическая деятельность именно педагога немыслима без нравственной чистоты, стремления к творческому труду, любви к детям, единства слова и дела, ини­циативы и ответственности, требовательности к себе и товарищам. Созданию нормального нравственного климата в общешкольном воспитательном коллективе активно способствуют такие человече­ские качества, как искренность, честность, прямота, сердечность, дружелюбие, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность. Систематическое идейно-нравственное самосовершенство­вание педагога придает высокий социальный смысл его организаторским способностям и талантам, не позволяет ему ска­тываться на позиции формализма, бюрократизма и делячества.

В детском коллективе педагог способствует организации уче­нического самоуправления, установлению деловых отношений от­ветственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимной требова­тельности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справед­ливости. С коллективом учителей, работающих в классе, педагог обменивается информацией, договаривается о еди­ных действиях, требованиях и совместных формах работы. Взаи­модействия с родительским коллективом строятся на обмене ин­формацией, единстве требований, осуществлении родительского пе­дагогического всеобуча, участии родителей в отдельных формах педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым кол­лективом организуются как шефские, деловые и свободного об­щения.

Непосредственное общение с детьми, идейное, духовно-ценност­ное влияние на них требует от классного руководителя повышен­ного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных ка­честв и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся пе­ревести внешние социально-ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных ре­зультатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и муже­ство. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ре­бенок из объекта воспитания превращается в его субъект.

К выбору форм работы педагог подходит твор­чески, с учетом условий жизни школы, возможностей и особенно­стей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать. Планируемые им формы, различного содержания «классные ча­сы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспита­тельный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании детей, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к на­носному, чуждому, вредному.

Назад       Главная       Вперёд