On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru






 

4. Индивидуальный стиль деятельности педагога

В современной педагогике произошло противо­поставление понятий коллективизма и индивидуализма.

На общем фоне одних только коллектив­ных отношений блекнет и нивелируется интимный мир каждого отдельного ребенка, его натура не находит выхода к общению. самоутверждению, обогащению. Как ни парадоксально, но такое состояние воспитания обедняет ребенка, противостоит действи­тельной коллективности, суть которой во взаимообогащающих вза­имодействиях здоровых индивидуальностей, личностей сильного и творческого духа.

Подлинный мастер, педагог-воспитатель, органи­зуя жизнь детского коллектива по всем законам коллективообразования, одновременно выходит и на обустройство личной жиз­ни, стабилизацию духа каждого ребенка с помощью индивиду­ально-личностного, парного взаимодействия детей и причастных к воспитанию взрослых. Успех парного взаимодействия не может быть достигнут за счет усилий только одного воспитателя, класс­ного руководителя. Его задача, конечно, в том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том, чтобы обеспечить каждого ребенка возможностью педагогически целесо­образного, парного и многостороннего, удовлетворяющего его, ин­дивидуально-личностного, духовно-нравственного общения. Необхо­димо создать систему подвижного, творческого, взаимообогащаю­щего и взаимоудовлетворяющего парного взаимодействия. Система парного общения, ставшая привычной, помогает завоевать доверие ребенка, проникнуть в святая святых его внутреннего мира, помочь ему в трудном и сложном деле самостановления.

Цель индивидуально-личностного взаимодействия взрослых и детей расслаивается на две одинаково важные: внешнюю, очевид­ную для взрослых и детей - деловую, лежащую в основе общения, и внутреннюю, скрытую, духовно-нравственную, педагогическую. Деловая, внешняя цель состоит в том, что наставник-воспитатель делится с ребенком своим жизненным опытом, знаниями, умени­ями и навыками. Он учит работать на станке, машине, тракторе, комбайне, выращивать фрукты и овощи, ходить в походы, работать в лаборатории, на компьютере, рисовать, петь, играть на инст­рументе, печь хлеб, готовить еду, содержать дом, выбирать и читать книги, развлекаться, нести службу, общаться с людьми и служить их интересам, руководить группой помощи престарелым, играть в спортивные игры, овладевать актерским мастерством, ухаживать за животными.

Это своеобразная форма шефства, индивидуального наставни­чества. Реальный критерий успешности такого парного взаимодей­ствия-овладение школьниками конкретными знаниями, умения­ми, навыками, отношения доверительности и товарищества с пе­дагогами в совместном труде.

Внутренняя, собственно педагогическая цель состоит в том, чтобы на основе взаимной приязни, симпатии и эмпатии наладить человеческий доверительный духовно-нравственный контакт, жела­ние и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни, обсуждать проблему идеалов, потребностей, ин­тересов, давать оценку событиям общественной жизни, анализи­ровать ход личной жизни, многообразные отношения с миром.

В таком индивидуально-личностном взаимодействии воспитателю легко изыскать средства и способы утверждения в ребенке нравст­венной устойчивости, оказания духовной поддержки, формирова­ния оптимистической психологической установки. Товарищеская привязанность позволяет эффективно влиять на мотивы, пробуж­дать общественные и личные стимулы, раскрывать жизненную перспективу, удержать от бурных эмоциональных порывов, необуз­данных страстей и необдуманных действий, стабилизировать пси­хику. Конечно, очень важен подбор психологически совместимых людей, объекта и субъекта парного воспитательного взаимодейст­вия с учетом их интересов и индивидуальных особенностей. Боль­шое значение имеет и то обстоятельство, что мальчишки испыты­вают нужду в твердой и надежной мужской руке, а девочки - в чутком и отзывчивом сердце. В разные периоды своей жизни и экстраординарных ситуациях мальчишки и девчонки чувствуют потребность одновременно и в мужской требовательности, и в сдержанной женской ласке.

Какие же сферы жизни ребенка, его духовного мира естествен­но включаются в орбиту парного, детей и взрослых, педагогиче­ского осмысления, что является содержанием субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия? Область проявления дет­ских потребностей, интересов, эмоциональных переживаний, раз­мышлений, перспективных устремлений широка и многообразна. Совместная целесообразная деятельность двух субъектов воспита­ния и жизни направлена прежде всего на утверждение и самоут­верждение статуса ребенка в мире общественных отношений, яв­лений, предметов, и вещей. Вместе с юным другом педагог осмыс­ливает и помогает ему обрести смысл существования, жизненную перспективу, понимание того, зачем жить и к чему стремиться, как добиться нормального положения в коллективе, защищенно­сти, сознания своих человеческих прав и нравственно-правовой ответственности. Воспитатель содействует школьнику в достиже­нии успеха в учебе, повседневных делах, удовлетворении здоровых интересов, развитии контактности и избежании конформизма. В результате ребенок постепенно обретает чувство свободы, осоз­нание необходимости и желание отстаивать ее.

Парное общение и взаимодействие становятся сегодня едва ли не важнейшим каналом формирования отношения к событиям в обществе. Педагогу и любому гражданину как естественному вос­питателю необходимо разбираться во всех актуальных проблемах общественной жизни не только с коллективом, на уровне массового восприятия, но и с каждым ребенком в отдельности. Для эффек­тивного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы. Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои суж­дения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеж­дениях.

Интимное парное общение охватывает и область увлечений, интересов, проявления способностей, таланта в творческой дея­тельности. На почве индивидуально-личностного творческого са­мопроявления сближение между взрослыми и ребенком происхо­дит особенно быстро, становится продуктивным, рождает сотвор­чество, остается длительным, выдерживает проверку временем. Дети, особенно мальчики и девочки подростки, высоко ценят людей увлеченных, талантливых, удачливых, оптимистичных, способных одарить и обогатить их. Они без раздумья вручают свою судьбу таким людям, верят им, смело идут за ними. Индивидуально-лич­ностные творческие отношения между детьми и взрослыми возни­кают на почве совместного увлечения каким-либо ремесленным искусством (выжиганием, резьбой по дереву, вышиванием, рисо­ванием, ваянием, ковкой металла, лепкой, гончарным делом, ху­дожественно-изобразительным промыслом, плетением из. прутьев и т. п.).

Реальную почву для сближения подготавливают также совместное коллекционирование, моделирование, туризм, благо­творительность, увлечение шахматами; художественной самодея­тельностью, общественной работой в самодеятельных обществен­ных организациях. Все начинается с общих интересов, обсуждения деловых вопросов, совместной творческой деятельности, устройства выставок и соревнований. А порождается переплетение симпатий, доверительность, посвящение в личные дела и проблемы.

Сближение воспитателя и воспитанника на почве реальных деловых увлечений открывает для взрослого детскую душу. Теперь ему позволено приподнять занавес, заглянуть и проникнуть в уди­вительно хрупкий, неустойчивый, полный туманных миражей, ил­люзий и фантазий, решительных намерений и закомплексованно­сти интимный мир ребенка. Сближение с ним требует величайшей осторожности, постоянной оглядки на детские реакции, сознания возможного изгнания или обретения величайшего доверия.

Деловое со­трудничество ребенка и взрослого осуществляется в форме учени­чества, индивидуального обучения какому-либо ремеслу, искусст­ву, навыкам управления машиной, станком, приборами, аппара­тами, производственными процессами. На селе добавляется еще и совместная работа на ферме, в поле, в саду, выпас стада или лошадей в ночном. Межличностное сближение осуществляется и в таких формах деятельности, как совместное участие в охоте, рыбалке, сборе грибов, ягод, лекарственных трав. Деловые и до­верительные контакты легко налаживаются в совместных, вдвоем или небольшой группой, походах по родному краю, памятным местам, связанным с боями времен войны, с жизнью и деятельно­стью выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей. Парное взаимодействие обогащается в систематических разнооб­разных, особенно спортивных играх, в оздоровительных мероприя­тиях. Духовно-идейное единение ребенка и взрослого укрепляется в процессе активного участия в общественных собраниях, выбор­ных кампаниях, митингах, манифестациях. Посещения кино, те­атра, выставок, спортивных зрелищ дают ребенку и взрослому богатую пищу для обсуждения и личных проблем. Особое много­образие и разнообразие форм индивидуального взаимодействия придумывается и используется родителями и детьми в семье. Здесь и совместные просмотры, прослушивания телепередач, радиопрограмм, звуковоспроизводящей аппаратуры; семейные чте­ния вслух; целевые прогулки по городу, в лес, в поле; совместная работа по уборке дома или квартир, уход за домашними живот­ными, совместные творческие увлечения.

Рождающиеся в индивидуальном деловом сотрудничестве товарищеские, порой дружеские отношения детей и взрослых требуют специальных форм взаимодействия и общения. Среди них-заинтересованное обсуждение общих и личных проблем, принятие взаимных обязательств, например, по самовос­питанию или индивидуальному совершенствованию в каком-либо мастерстве; дача советов; доверительная беседа, рассказ о себе, исповедь; дружеские споры, дискуссии, обмен критическими заме­чаниями; взаимные отчеты, взаимоподдержка; доверительный об­мен личными тайнами.

Все формы делового индивидуально-личностного взаимодейст­вия и духовного взаимообмена органично, неразрывно связаны между собой. Чем более глубоки по содержанию и разнообразны по формам дела и деловые отношения парного взаимодействия, тем крепче становятся духовные человеческие связи, богаче обще­ние, многообразнее формы и способы эмоционально-интеллекту­ального обмена.

Таким образом, воспитательное взаимодействие детей и педагогов имеет большое значение в становлении детской лично­сти и индивидуальности. Оно не противостоит и не противоречит воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его, является его необходимым дополнением. Индивидуально-личностное взаимо­действие обеспечивает индивидуализацию воспитания в целостном педагогическом процессе.

Назад       Главная