В современной педагогике
произошло противопоставление понятий
коллективизма и индивидуализма.
На общем фоне одних только
коллективных отношений блекнет и
нивелируется интимный мир каждого
отдельного ребенка, его натура не находит
выхода к общению. самоутверждению,
обогащению. Как ни парадоксально, но такое
состояние воспитания обедняет ребенка,
противостоит действительной
коллективности, суть которой во
взаимообогащающих взаимодействиях
здоровых индивидуальностей, личностей
сильного и творческого духа.
Подлинный мастер, педагог-воспитатель,
организуя жизнь детского коллектива по
всем законам коллективообразования,
одновременно выходит и на обустройство
личной жизни, стабилизацию духа каждого
ребенка с помощью индивидуально-личностного,
парного взаимодействия детей и причастных
к воспитанию взрослых. Успех парного
взаимодействия не может быть достигнут за
счет усилий только одного воспитателя,
классного руководителя. Его задача,
конечно, в том, чтобы войти в контакт с
каждым своим воспитанником, но она и в том,
чтобы обеспечить каждого ребенка
возможностью педагогически целесообразного,
парного и многостороннего,
удовлетворяющего его, индивидуально-личностного,
духовно-нравственного общения. Необходимо
создать систему подвижного, творческого,
взаимообогащающего и
взаимоудовлетворяющего парного
взаимодействия. Система парного общения,
ставшая привычной, помогает завоевать
доверие ребенка, проникнуть в святая святых
его внутреннего мира, помочь ему в трудном и
сложном деле самостановления.
Цель индивидуально-личностного
взаимодействия взрослых и детей
расслаивается на две одинаково важные:
внешнюю, очевидную для взрослых и детей -
деловую, лежащую в основе общения, и
внутреннюю, скрытую, духовно-нравственную,
педагогическую. Деловая, внешняя цель
состоит в том, что наставник-воспитатель
делится с ребенком своим жизненным опытом,
знаниями, умениями и навыками. Он учит
работать на станке, машине, тракторе,
комбайне, выращивать фрукты и овощи, ходить
в походы, работать в лаборатории, на
компьютере, рисовать, петь, играть на инструменте,
печь хлеб, готовить еду, содержать дом,
выбирать и читать книги, развлекаться,
нести службу, общаться с людьми и служить их
интересам, руководить группой помощи
престарелым, играть в спортивные игры,
овладевать актерским мастерством,
ухаживать за животными.
Это своеобразная форма шефства,
индивидуального наставничества. Реальный
критерий успешности такого парного
взаимодействия-овладение школьниками
конкретными знаниями, умениями, навыками,
отношения доверительности и товарищества с
педагогами в совместном труде.
Внутренняя, собственно
педагогическая цель состоит в том, чтобы на
основе взаимной приязни, симпатии и эмпатии
наладить человеческий доверительный
духовно-нравственный контакт, желание и
стремление обмениваться в процессе
взаимодействия опытом духовной жизни,
обсуждать проблему идеалов, потребностей,
интересов, давать оценку событиям
общественной жизни, анализировать ход
личной жизни, многообразные отношения с
миром.
В таком индивидуально-личностном
взаимодействии воспитателю легко изыскать
средства и способы утверждения в ребенке
нравственной устойчивости, оказания
духовной поддержки, формирования
оптимистической психологической установки.
Товарищеская привязанность позволяет
эффективно влиять на мотивы, пробуждать
общественные и личные стимулы, раскрывать
жизненную перспективу, удержать от бурных
эмоциональных порывов, необузданных
страстей и необдуманных действий,
стабилизировать психику. Конечно, очень
важен подбор психологически совместимых
людей, объекта и субъекта парного
воспитательного взаимодействия с учетом
их интересов и индивидуальных особенностей.
Большое значение имеет и то
обстоятельство, что мальчишки испытывают
нужду в твердой и надежной мужской руке, а
девочки - в чутком и отзывчивом сердце. В
разные периоды своей жизни и
экстраординарных ситуациях мальчишки и
девчонки чувствуют потребность
одновременно и в мужской требовательности,
и в сдержанной женской ласке.
Какие же сферы жизни ребенка, его
духовного мира естественно включаются в
орбиту парного, детей и взрослых,
педагогического осмысления, что является
содержанием субъект-объектного и субъект-субъектного
взаимодействия? Область проявления детских
потребностей, интересов, эмоциональных
переживаний, размышлений, перспективных
устремлений широка и многообразна.
Совместная целесообразная деятельность
двух субъектов воспитания и жизни
направлена прежде всего на утверждение и
самоутверждение статуса ребенка в мире
общественных отношений, явлений,
предметов, и вещей. Вместе с юным другом
педагог осмысливает и помогает ему
обрести смысл существования, жизненную
перспективу, понимание того, зачем жить и к
чему стремиться, как добиться нормального
положения в коллективе, защищенности,
сознания своих человеческих прав и
нравственно-правовой ответственности.
Воспитатель содействует школьнику в
достижении успеха в учебе, повседневных
делах, удовлетворении здоровых интересов,
развитии контактности и избежании
конформизма. В результате ребенок
постепенно обретает чувство свободы, осознание
необходимости и желание отстаивать ее.
Парное общение и взаимодействие
становятся сегодня едва ли не важнейшим
каналом формирования отношения к событиям
в обществе. Педагогу и любому гражданину
как естественному воспитателю необходимо
разбираться во всех актуальных проблемах
общественной жизни не только с коллективом,
на уровне массового восприятия, но и с
каждым ребенком в отдельности. Для эффективного
воспитательного воздействия недостаточно
просто дать школьнику формальные ответы на
злободневные вопросы. Важно выявить разные
взгляды, поспорить, побудить высказать свои
суждения, эмоционально рассказать о
собственных мнениях и убеждениях.
Интимное парное общение
охватывает и область увлечений, интересов,
проявления способностей, таланта в
творческой деятельности. На почве
индивидуально-личностного творческого самопроявления
сближение между взрослыми и ребенком
происходит особенно быстро, становится
продуктивным, рождает сотворчество,
остается длительным, выдерживает проверку
временем. Дети, особенно мальчики и девочки
подростки, высоко ценят людей увлеченных,
талантливых, удачливых, оптимистичных,
способных одарить и обогатить их. Они без
раздумья вручают свою судьбу таким людям,
верят им, смело идут за ними. Индивидуально-личностные
творческие отношения между детьми и
взрослыми возникают на почве совместного
увлечения каким-либо ремесленным
искусством (выжиганием, резьбой по дереву,
вышиванием, рисованием, ваянием, ковкой
металла, лепкой, гончарным делом, художественно-изобразительным
промыслом, плетением из. прутьев и т. п.).
Реальную почву для сближения
подготавливают также совместное
коллекционирование, моделирование, туризм,
благотворительность, увлечение шахматами;
художественной самодеятельностью,
общественной работой в самодеятельных
общественных организациях. Все начинается
с общих интересов, обсуждения деловых
вопросов, совместной творческой
деятельности, устройства выставок и
соревнований. А порождается переплетение
симпатий, доверительность, посвящение в
личные дела и проблемы.
Сближение воспитателя и
воспитанника на почве реальных деловых
увлечений открывает для взрослого детскую
душу. Теперь ему позволено приподнять
занавес, заглянуть и проникнуть в удивительно
хрупкий, неустойчивый, полный туманных
миражей, иллюзий и фантазий, решительных
намерений и закомплексованности интимный
мир ребенка. Сближение с ним требует
величайшей осторожности, постоянной
оглядки на детские реакции, сознания
возможного изгнания или обретения
величайшего доверия.
Деловое сотрудничество ребенка
и взрослого осуществляется в форме ученичества,
индивидуального обучения какому-либо
ремеслу, искусству, навыкам управления
машиной, станком, приборами, аппаратами,
производственными процессами. На селе
добавляется еще и совместная работа на
ферме, в поле, в саду, выпас стада или
лошадей в ночном. Межличностное сближение
осуществляется и в таких формах
деятельности, как совместное участие в
охоте, рыбалке, сборе грибов, ягод,
лекарственных трав. Деловые и доверительные
контакты легко налаживаются в совместных,
вдвоем или небольшой группой, походах по
родному краю, памятным местам, связанным с
боями времен войны, с жизнью и деятельностью
выдающихся ученых, писателей, общественных
деятелей. Парное взаимодействие
обогащается в систематических разнообразных,
особенно спортивных играх, в
оздоровительных мероприятиях. Духовно-идейное
единение ребенка и взрослого укрепляется в
процессе активного участия в общественных
собраниях, выборных кампаниях, митингах,
манифестациях. Посещения кино, театра,
выставок, спортивных зрелищ дают ребенку и
взрослому богатую пищу для обсуждения и
личных проблем. Особое многообразие и
разнообразие форм индивидуального
взаимодействия придумывается и
используется родителями и детьми в семье.
Здесь и совместные просмотры,
прослушивания телепередач, радиопрограмм,
звуковоспроизводящей аппаратуры; семейные
чтения вслух; целевые прогулки по городу, в
лес, в поле; совместная работа по уборке
дома или квартир, уход за домашними животными,
совместные творческие увлечения.
Рождающиеся в индивидуальном
деловом сотрудничестве товарищеские, порой
дружеские отношения детей и взрослых
требуют специальных форм взаимодействия и
общения. Среди них-заинтересованное
обсуждение общих и личных проблем, принятие
взаимных обязательств, например, по самовоспитанию
или индивидуальному совершенствованию в
каком-либо мастерстве; дача советов;
доверительная беседа, рассказ о себе,
исповедь; дружеские споры, дискуссии, обмен
критическими замечаниями; взаимные отчеты,
взаимоподдержка; доверительный обмен
личными тайнами.
Все формы делового индивидуально-личностного
взаимодействия и духовного взаимообмена
органично, неразрывно связаны между собой.
Чем более глубоки по содержанию и
разнообразны по формам дела и деловые
отношения парного взаимодействия, тем
крепче становятся духовные человеческие
связи, богаче общение, многообразнее формы
и способы эмоционально-интеллектуального
обмена.
Таким образом, воспитательное
взаимодействие детей и педагогов имеет
большое значение в становлении детской
личности и индивидуальности. Оно не
противостоит и не противоречит воспитанию
в коллективе, а, наоборот, обогащает его,
является его необходимым дополнением.
Индивидуально-личностное взаимодействие
обеспечивает индивидуализацию воспитания
в целостном педагогическом процессе.
|