Институт пересмотра вступивших в
законную силу решений в порядке судебного
надзора возник не сразу и прошел в своем
развитии длительный путь.
Впервые организация Верховного
судебного контроля как органа,
обеспечивающего единство судебной
практики в республике, была предусмотрена
Декретом о суде №2 от 22 февраля 1918 г. Однако
Верховный судебный контроль в соответствии
с этим декретом фактически не был
организован.
В примечании к п. 84 Положения о
народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г.
устанавливалось, что «право высшего
контроля над приговорами и решениями
народных судов и советов народных судей
принадлежит Народному комиссариату
юстиции и определяется особым положением.
Положение о Высшем судебном контроле было
утверждено декретом ВЦИК и СНК от 10 марта 1921
г.
Принятие этих актов диктовалось
необходимостью создания в республике
органов надзора за законностью вступивших
в законную силу судебных решений и
обеспечения единства судебной практики при
рассмотрении и разрешении дел.
Положение предусматривало
централизованную форму судебного надзора.
Осуществление задач по надзору за
правильным и единообразным применением
законов на всей территории республики
возлагалось на Народный Комиссариат
юстиции, при котором был образован отдел
Высшего судебного контроля. На этот отдел
непосредственно возлагалась проверка в
порядке надзора правильности судебных
решений, вступивших в законную силу,
соблюдения законности, соответствия этих
решений общей политике государства.
Возбуждать производство по пересмотру
могли центральные и губернские органы
власти, а также Народный комиссариат
юстиции РСФСР по своей инициативе.
Рассматривались следующие
основания к отмене вступивших в законную
силу судебных решений:
а) нарушение и неприменение
законов Советской власти;
б) принятие и рассмотрение дел, не
относящихся к судебной компетенции;
в) явное противоречие решения
руководящим началам Советского
законодательства и общей политике Рабоче-крестьянского
правительства.
В связи с учреждением
прокуратуры в мае 1922 г. право принесения
протестов в порядке высшего судебного
контроля было предоставлено прокурору
республики.
31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил
Положение о судоустройстве, которым был
учрежден Верховный Суд РСФСР. Все функции
по пересмотру вступивших в законную силу
судебных решений перешли к нему.
Гражданский процессуальный
кодекс РСФСР, принятый ВЦИК 7 июля 1923 г.,
предоставил право принесения протестов на
вступившие в законную силу решения только
прокурору республики и губернским
прокурорам через прокурора республики.
Единственным органом, уполномоченным
проверять судебные постановления в порядке
судебного надзора, был Верховный Суд РСФСР.
Таким образом, в первые годы
Советской власти существовал
централизованный порядок пересмотра
вступивших в законную силу судебных
решений. Право на принесение протестов в
порядке надзора имел узкий круг
должностных лиц; пересматривать решения,
вступившие в законную силу, могли лишь
высшие судебные органы республики.
В дальнейшем происходило
расширение круга судебных органов, имеющих
право пересмотра решений, и круга лиц,
имеющих право на принесение протестов.
Процесс децентрализации судебного надзора
был обусловлен потребностями практики в
оперативном устранении нарушений
законности в судопроизводстве.
Постановлениями ВЦИК и СНК РСФСР
в 1926, 1929, 1930 гг. в ст. 254 ГПК 1923 г. были внесены
изменения, направленные на децентрализацию
судебного надзора. Право принесения
протеста в порядке надзора предоставлялось,
в частности, народному комиссару юстиции,
прокурору республики, председателю
Верховного Суда РСФСР, краевому (областному)
прокурору и председателю краевого (областного)
суда.
Создание в 1923 году Прокуратуры
СССР, расширение полномочий Верховного
Суда СССР и организация в 1934 году Судебно-надзорной
коллегии Верховного Суда СССР привели к
расширению круга должностных лиц, имеющих
право принесения протестов. Такие права
были предоставлены прокурору СССР,
Председателю Верховного Суда СССР.
Полномочия на пересмотр решений в порядке
надзора были предоставлены Судебно-надзорной
коллегии, Судебной коллегии по гражданским
делам Верховного Суда СССР и Пленуму
Верховного Суда СССР.
Закон о судоустройстве СССР,
союзных и автономных республик от 16 августа
1938 года внес коренные изменения в
существующий до этого порядок судебного
надзора. В силу ст. 16 этого Закона судебные
решения и определения, вступившие в
законную силу, могли быть опротестованы
только Прокурором СССР, Прокурором союзной
республики, Председателем Верховного Суда
СССР, Председателем Верховного суда
союзной республики. Право рассмотрения
протеста на вступившие в законную силу
судебные решения было предоставлено лишь
судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда союзной республики.
Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда СССР и Пленума Верховного
Суда СССР.
Установленный Законом о
судоустройстве порядок пересмотра решений
способствовал укреплению стабильности
судебных решений, повышению
ответственности судов первой инстанции и
судов кассационной инстанции. Однако такой
централизованный порядок пересмотра имел и
определенные недостатки. Загруженные
рассмотрением большого количества жалоб и
изучением истребованных дел, Верховные
Суды союзных республик и Верховный Суд СССР
не могли обеспечить достаточно быстрое
устранение судебных ошибок. Возможности
Верховных Судов автономных республик,
краевых, областных судов в руководстве
нижестоящими судами и направлении их
деятельности существенно ограничивались.
Централизованная система
пересмотра судебных Постановлений в
порядке судебного надзора была изменена
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 14 августа 1954 года. Право пересматривать в
порядке надзора вступившие в законную силу
судебные постановления получили вновь
созданные президиумы Верховных Судов
союзных и автономных республик, областных,
городских (Москвы и Ленинграда) судов и
судов автономных областей. Был расширен и
круг лиц, имеющих право приносить протесты
в порядке надзора.
Некоторые изменения в институт
судебного надзора были внесены Положением
о Верховном Суде СССР, утвержденным
Верховным Советом СССР 12 февраля 1957 г.,
другими законодательными актами.
Ныне действующий порядок пересмотра
вступивших в законную силу судебных
решений регулируется ГПК в редакции
Федерального закона Российской Федерации
от 27 октября 1995 г.
|