В результате выполненного нами
курсового исследования мы позволим себе
сделать несколько замечаний об организации
«общенадзорной» деятельности.
Прежде всего о значении
количественных показателей работы. Они,
конечно, иллюстрируют степень активности
надзорной деятельности. Однако не нужно
слишком преувеличивать их значение.
Следует иметь в виду, что некоторые
работники поднаторели на показухе. В
частности, на административный прессинг
вышестоящих органов они с готовностью
отвечают искусственным наращиванием
показателей. Благо, что многими
вышестоящими прокурорами такая цифирь чаще
всего воспринимается как достоверная без
какой-либо проверки и анализа. При выездах
представителей Генеральной прокуратуры
на места постоянно вскрываются
разночтения между отчетами прокуроров и
реально выполненным ими объемом работ.
За ростом количества выявленных
правонарушений должна стоять большая
организаторская работа по их предупреждению,
что зачастую не
делаетсяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяях
же цифр статистической отчетности. Между
тем приказ № 30 установил четкие критерии
оценки «общенадзорной» деятельности
прокуроров;
- правомерность и
своевременность вмешательства;
- полнота использования
предоставленных прокурорам полномочий;
- принципиальность и
настойчивость в устранении нарушений
закона;
- реальное восстановление
нарушенных прав;
- привлечение виновных к установленной
ответственности.
Только с этих позиций можно объективно
оценить результаты собственной
деятельности, а также работы подчиненных
прокуроров.
Несколько слов о качестве
проверок документов прокурорского
реагирования, о методическом обеспечении
надзорной деятельности.
Так, прокуратура Республики
Карелия в 1997 г. ориентировала подчиненных
прокуроров на принесение протестов не
только на незаконные правовые акты, но и на
действия должностных лиц, «наделила»
горрайпрокуроров правом приостанавливать
исполнение незаконных приказов,
распоряжений, решений. В приложенных к
методическим рекомендациям образцах
документов прокурорского реагирования
необоснованно расширялись основания
прокурорского вмешательства. В частности,
прокурорам предлагалось в своих
представлениях указывать, что
самостоятельным основанием для проведения
проверок послужили планы их работы (а не
сигналы о допускаемых правонарушениях,
как это требует закон).
Библиография:
1. Михайлов В. А. Методологические
основы мер пресечения. -М., 1997.
2. Михайлов В. А. и др.
Процессуальные документы и деловые
бумаги следователя. - Волгоград, 1993.
3. Международная защита прав и
свобод человека; Сборник документов. - М.,
1990. - С. 14-57, 58-80, 98-125, 290-319, 328-330.
4. 0 возмещении ущерба,
причиненного гражданину незаконными
действиями государственных и
общественных организаций, а также
должностных лиц при исполнении ими
служебных обязанностей; Указ Президиума
Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года //
Ведомости Верховного Совета СССР.
-1981.-№21.-Ст. 4.
5. Скуратов Ю. И. Прокуратура
набирает силу // Аргументы и факты. - 1996. - №
48 (841). - С. 3.
6. Игошев К. Е., Миньковский Г. М.
Семья, дети, школа. - М., 1989.
7. Чезаре Беккариа. О
преступлениях и наказаниях. - М., 1939. -С.
260,282.
8. Стецовский Ю. И., Ларин А. М.
Конституционный принцип обеспечения
обвиняемому права на защиту. - М., 1988. -С.
68-69.
9. Сборник приказов и инструкций
Генерального прокурора СССР: Ч. 1 / Под ред.
А. М. Рекунова. - М., 1976. - С. 448,449.
10. Сборник постановлений Пленума
Верховного Суда СССР. 1924-1986. - М., 1987. - С. 476.
11. Российская газета. - 1996. - 2 июля.
12. Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации. -
1992. -№ 5. ~ Ст. 182.
13. Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации. -
1992. -№5.-Ст. 182.
14. Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации. - 1993. -№ 7.-С. 6-8.
15. Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации. - 1995. №1.
16. Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации. - 1994. -№13.-С. 12.
|