On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Перспективы и особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию

В настоящее время открываются новые перспективы притока иностранных инвестиций в российскую экономику.

Первое, самое главное направление привлечения иностранного капитала - освоение с его помощью невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности. Второе направление - расширение и диверсификация экспортного потенциала России. Третье направление - создание импортозамещающих производств, развитие производства товаров народного потребления, продовольственных товаров, медикаментов. Четвертое направление - сфера транспорта и связи, отрасли инфраструктуры. Пятое направление - содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-Западный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными запасами.

От российского правительства требуются вполне конкретные практические меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в организационной и информационной сферах. Существующее законодательство об иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и требует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд новых акций по привлечению иностранных инвестиций.

Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения иностранных инвестиций в экономику России до последнего времени занимались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иностранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания, правительство России приняло решение о возложении функций по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами на Министерство Экономики России. Указанное решение облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на территории РФ. Для этого Министерство Экономики России должно обеспечить:

• систематическую, увязанную с другими направлениями экономической политики правительства, разработку предложений в сфере международного финансово-инвестиционного сотрудничества;

• формирование и реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в инвестиционной сфере с международными финансовыми организациями;

• работу по заключению международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них деятельности иностранных инвесторов.

Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщение потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управленческой культуры.

Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономического регулирования на достижение общественных целей.

Между тем роль России в мировом рынке капитала крайне незначительна, а встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных стран, источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осевшие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько раз превышает ввоз капитала в Россию.

Спад производства, инфляция, растаскивание национального богатства и утрата управляемости процессом социально-экономического развития общества привели экономику России в упадок и вызвали инвестиционный кризис. В обычной схеме при отсутствии инфляции амортизация, включенная здесь в состав валовых капитальных вложений, обеспечивает простое воспроизводство. Но в современных условиях она “работает” на суженное воспроизводство, поскольку инфляция непрерывна, а переоценка основных фондов дискретна.

Разрыв этой цепной реакции, выход из затягивающегося общественно-экономического кризиса возможен только на основе активизации инвестиционной деятельности, направленной на развитие и кардинальное повышение эффективности производства. Для этого должна быть срочно разработана и реализована система стимулирующих и направляющих и направляющих мер:

• стимулирование сбережений предприятиями всех форм собственности и населением, а также блокирование “проедания” доходов с целью расширения “национальных инвестиций”;

• предоставление весомых налоговых льгот производственным инвесторам и банкам, кредитующим производственное строительство, которые компенсировали бы им недобор прибыли по сравнению с использованием средств в качестве торгового или финансового капитала;

• возврат к системе оплаты за конечную строительную продукцию; - формирование национальной системы мониторинга инвестиционного климата России и ее регионах и ряд других. Наряду с этими мерами важную роль играют предотвращение оттока национального капитала за рубеж и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций.

Публикация Госкомстата, Министерства финансов, Министерства экономики и различных экспертов, как отечественных, так и зарубежных, дают совершенно различные данные об объеме прямых иностранных инвестиций в России.

Назовем лишь наиболее существенные факторы, обуславливающие столь значительные расхождения в статистике (факторы, увеличивающие исследуемую величину обозначены знаком “+”, а уменьшающую ее, знаком “-“)

• разные источники оперируют различным кругом форм иностранных инвестиций (скажем, включают или не включают в их величину портфельные инвестиции, вложения в покупку нерезидентами недвижимости на территории России и т.д.) (+);

• в условиях падения государственной дисциплины местные статистические органы направляют в Госкомстат неполные сведения об иностранных инвестициях (-);

• многие российские коммерческие структуры, используя учредительные документы (выписки из торгового реестра и банковского счета) иностранных коллег, вносят за них необходимый вклад в уставной фонд и, зарегистрировав предприятие с иностранными инвестициями, используют его как “крышу” для получения льгот в своей коммерческой деятельности (-);

• предприятия с иностранными инвестициями реинвестируют часть своей прибыли в производство, при этом неизвестно, как отражаются их капитальные вложения в тех или иных данных (+);

Общая сумма фактически инвестированного капитала на 1 января 1996 года составляла 6-6.5 млрд. долларов, то есть 0.2% от накопленных прямых иностранных инвестиций мирового сообщества. Эта цифра, сама по себе столь мизерная по сравнению с масштабами внутреннего рынка России и ее долей в территории, населении, природных ресурсах, производственном и научно-техническом потенциале мирового сообщества, говорит о скудости притока иностранных инвестиций. В большинстве своем это не серьезные капитальные вложения, а маркетинговые затраты с целью изучения российского рынка и первоначального закрепления в нем. Наиболее общая причина нежелания частных иностранных инвесторов вкладывать свой капитал в Россию - ее плохой инвестиционный климат.

Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется нестабильной политической обстановкой в стране (разногласиями между исполнительной и законодательными властями, Центром и субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах), социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и др. Эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее богатые природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и “барометром” для иностранных инвесторов.

В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными, а возможно и ангажированными.

Подобно программам США по обеспечению благосостояния - нам следует назвать отправку денег в Россию трансфертными платежами , т.е. передачей собственности на деньги от одного лица другому. Независимо от того, посылаются ли в Россию правительственные средства от налогов или частный капитал, жители Запада теперь знают, что это не инвестирование .

Вот некоторые интересные сведения. Республиканский национальный банк в Нью-Йорке и другие нью-йоркские банки перевели в 1996 году 220 тонн стодолларовых банкнот в Москву по просьбе российских организаций. В общей сложности это 20 млрд долларов. Сиэтл Таймс подсчитала, что по весу это эквивалентно 41 африканскому слону-самцу. Банки США приобрели эти средства у Федерального резервного банка в Нью-Йорке. А это - множество сальдо российских банков на счетах американских банков.

Прочие текущие депозиты российских государственных чиновников и бизнесменов на счетах 7000 западных банков оцениваются в 270 млрд долларов США. Общий приток в Россию денежных средств от правительств Германии, Европы, Соединенных Штатов и др. составил 300 млрд долларов США за последние 36 месяцев. Все они шли из долларов наших налогоплательщиков. Так что все американцы оказались основательными донорами .

20 млрд долларов США наличными - это рекордный отток наличных, который, согласно Сиэтл Таймс , был охарактеризован Питером Бакстанским, представителем Федерального банка в Нью-Йорка, как крупнейший на нашей памяти . Неплохо для начинающих капиталистов! Официальные лица США не знают, для каких целей и почему переводятся эти деньги. Власти в обеих странах говорят, что наличные деньги нужны для того, чтобы скрывать взятки и контрабанду, уклонение от налогов и обход законов, соблюдение которых должно держать массы российских граждан в состоянии обнищания. Очевидно, что люди, контролирующие эти средства, втихую грабят российский народ и западных инвесторов. Нужно ли россиянам больше денег? Да, нужно. В каком объеме? Я бы сказала, у них не было бы проблем с финансированием первых 200 млрд долларов на промышленную перестройку, будь они на стадии, когда россияне верят, что Россия стала тем местом, куда можно вкладывать деньги. Такое время еще не наступило.

Страна, где никто ничем не владел в 1989 году, теперь имеет миллион миллионеров. И это чудо происходит в период, когда валовой национальный продукт снизился на 50% - результат похуже, чем депрессия 1929 года в Соединенных Штатах. А я и не знал, что капитализм может так быстро срабатывать при отсутствии закона и при абсолютной власти в выполнении коммерческих контрактов посредством правительственных указов. Мы забыли сказать им, что капитализм означает создание денег, а не воровство имеющихся денег у соседа и западных партнеров .

Но конечным результатом этого грабежа является то, что ВНП продолжает падать, а население приближается к черте, за которой невозможно обеспечить выживание (ниже уровня нищеты). В следующем году те, кто называет себя российским правительством, скажут россиянам, что они не готовы к демократии. Ельцин останется у власти при поддержке одного миллиона тех, кто теперь владеет Россией.

Коммунистическо-социалистическое общее владение 150 миллионами граждан заменено капиталистическим владением 1 миллионом, причем 149 миллионов оставлены ни с чем.

Согласно Центральному разведывательному управлению США, половина из 2000 банков в России остаются во владении или под контролем мафии. Банки отвечают, что они - жертвы чиновников российских правоохранительных органов, которые хотят заблокировать экономические реформы путем дискредитации частного сектора. Сальдо же на их счетах в иностранных банках противоречит факту создания какого бы то ни было барьера правоохранительными органами против грабежа России. Российские банки рассчитывают на полнейшее сотрудничество с чиновниками, ответственными за соблюдение правил для уклонения от этих самых правил.

Если этот этап бездействия по отношению к реально происходящему продолжится вплоть до 1998 года, то мы еще можем достичь исходного пункта экономической перестройки России. До конца года рубль должен упасть до отметки 10000 руб за 1 доллар США. Продажа рубля без покрытия имеет хорошие шансы - так же, как и продажа без покрытия российских нефтяных акций. Может быть, позже, когда мы дойдем до того, что россияне осознают, что честность - это сила , и настанет время, когда люди с Запада смогут оказывать влияние с тем, чтобы привить этические нормы и принципы и восстановить закон, порядок и здравый ум, может быть тогда сможет начаться перестройка России.

Почему же российское правительство нуждается в капитале? Ответ прост: правительство - банкрот. Банкрот, потому что большая часть средств, поступивших в Россию и предназначенных правительству, покинула Россию в виде частного капитала. Этим объясняется отсутствие какого бы то ни было экономического эффекта от всего притока средств. Тот факт, что россияне смогли снять 20 млрд долларов наличными на депозите в банках США и имеют сальдо в 270 млрд долларов в прочих местах , должен просто устрашить всякого.

Общий государственный долг России составляет всего 80 млрд долларов США. Они заявляют, что не могут заплатить даже проценты по нему. Факты не подтверждают этого заявления. Зачем же тогда МВФ дает России кредит еще на 6 млрд долларов для стабилизации рубля? Если вдуматься, то быть может у политики правительства США имеется какая-то политическая подоплека. Всякий знает, что 6 млрд долларов не стабилизируют рубль и что они провалятся в ту же самую черную дыру. Украина заявила, что они там могли бы предотвратить повторный взрыв Чернобыля, прикрыв станцию, если получат соответствующий объем инвестиций . Наше правительство инвестировало 40 млн долларов на бесплатные дома для офицеров российской армии в Восточной Европе, которые не собирались выезжать, пока не будут уверены, что им будет где жить по возвращении в Россию. Можно продолжать примеры. Картина ясная, когда понимаешь, о чем речь. Может быть, в настоящий момент не в национальных интересах Америки довести такое понимание до частных инвесторов.

Предоставление Международным валютным фондом очередного кредита России в 6 млрд долларов США бессмысленно с точки зрения обеспечения положительных перемен. До тех пор, пока мы не признаем, что российское правительство - несостоятельно, и не примем тот факт, что Россия - несостоятельна из-за того, что деньги находятся в прочих местах , доллары налогоплательщиков всего мира будет продолжать обогащать 1 миллион россиян, контролирующих ресурсы и правительство России. За этим может стоять какая-то причина. Частный капитал должен говорить, но держаться в сторонке.

В России сегодня проживает, вероятно, до 500000 прибывших с Запада, которые делятся своими знаниями на всех уровнях. Через 24-36 месяцев Россия может достичь той точки реформирования, с которой станет возможной перестройка. По примеру нашей истории российский народ знает, что, когда наступит время, они могут рассчитывать на американских пионеров и предпринимателей.

Главная       Вперёд