С самого начала приватизации в
России предусматривалась возможность
участия в этом процессе инокапитала,
прежде всего из-за отсутствия средств у
отечественных собственников. При этом
предусматривалось установить одинаковый
правовой режим для иностранных и
отечественных инвесторов. Однако в
действительности права иностранных
субъектов были ограничены, в результате
чего их участие в приватизации весьма
незначительно. Например, во Владимирской
области одно чисто иностранное
предприятие и два предприятия с
иноинвестициями, причем участие в
инвестиционных торгах по приобретению
акций приватизируемых предприятий.
Недостаточная заинтересованность
иностранных инвесторов объясняется тем,
что механизм приватизации плохо
согласован с рядом нормативных документов
Госимущества России по процедуре
приобретения иностранцами
приватизируемых предприятий.
Трудности участия иностранных
инвесторов можно показать на конкретном
примере. В августе 1993 г. во Владимирской
области сгорел цех акционерного
предприятия «Мещералес», у которого 44 %
акций еще не были проданы Фондом имущества.
Дирекция предприятия обратилась к
итальянской фирме «Интертранспортс центр С.п.А.»
с предложением восстановить цех с
внедрением там новых технологий в обмен на
приобретение нереализованных акций. Но для
осуществления этой сделки итальянской
фирме потребовалось прежде всего согласие
местных органов власти на продажу ей 44 %
акций. Кроме того , областной фонд имущества
потребовал от иностранного инвестора
заключение международного аудита о
состоятельности итальянской фирмы (хотя
все необходимые документы, подтверждающие
ее статус. были представлены), разрешение
Министерства Финансов РФ на приобретение
приватизационных чеков, и еще пять
требований. Все это заставило итальянскую
фирму отказаться от участия в торгах и
искать другие, менее легитимные, но вполне
нормальные с точки зрения здравого смысла
пути участия в приватизации. В результате
указанный пакет акций по просьбе
иностранного инвестора был приобретен
российской посреднической организацией
под его финансовые гарантии. Это позволило
инвестору избежать излишних формальностей
и неоправданных платежей и к
удовлетворению всех заинтересованных
сторон быстро решить возникшие проблемы по
участию иностранного капитала в
восстановлению цеха.
После выполнения инвестиционной
программы итальянской фирмой «Мещералес»
стала называться «Интермещералес» и
приняла решение об увеличении размера
уставного капитала. Казалось бы, операция
простая и не требует особых затрат и усилий
инвестора. Но на деле получилось не так. Для
официальных регистраций всех изменений в
Уставе «Интермещералес» и получения прав
на беспошлинный ввоз технологического
оборудования в счет уставного капитала,
потребовалось 19 видов различных документов.
Документы не рассматриваются параллельно,
а только последовательно, что затягивает
процедуру на три-пять месяцев. Такая
заформализованность препятствует
расширению участия иностранных инвесторов
в экономической деятельности.
Но несмотря на проблемы,
связанные с приватизацией, иностранные
инвесторы с пристальным вниманием следят
за перипетиями приватизации, всеми ее
падениями и взлетами. До осени 1994 г. рынок
ценных бумаг в России был на большом
подъеме. В Госкомимущества любовались на
новые фондовые пики,
строили дальнейшие планы
разгосударствления и акционирования,
рассчитывая пустить в продажу акции и
госпакетов акций, закрепленных в
госсобственности в нефтяных и других
отраслях. Именно под влиянием этой эйфории
возникла уверенность, что можно
перечислить в бюджет 9 трлн. руб. от
приватизации.
Планов было много. Им не суждено
было сбыться. В конце осени фондовый рынок
неожиданно рухнул. И не сумел подняться
даже на треть от прежних показателей до
июня 1995 г. Тяжелейшая стагнация воцарилась
в первом полугодии. Оно было потрачено на то,
чтобы хотя бы устоять на ногах,
подготовиться к лучшим временам.
Попыткам ГКИ приблизить их мешал
парламент, который выступал резко против
реализации ценных бумаг нефтяных АО. То
была не единственная причина неудач в
прогнозах. В конце 1994 г. все международные
новые рынки потряс мощнейший
непредвиденный кризис в финансовом секторе
Мексики. Оказалась втянутой и Россия.
Напуганные мексиканскими событиями
зарубежные инвесторы не только не пошли в
российскую экономику. Они начали в массовом
порядке сбрасывать «вэбовки», «еврооблигации»,
другие бумаги Минфина. Страхов добавил
также «фактор Полеванова», потребовавшего
национализировать (и поддержанного в
парламенте) ряд приватизированных отраслей,
что тут же вызвало сброс, но уже акций
многих российских АО. Не прибавила
оптимизма война в Чечне, вызвавшая сомнения
в способности российских властей отвечать
по своим обязательствам.
Однако « план 9 трлн.» оставался, и
ГКИ нужно было срочно что - то сделать для
его выполнения. В мае 1995 г. вышел указ
президента, который потребовал от
правительства резко сократить госдолю в
смешанных АО, чтобы стало возможным продать
на рынке больше акций, чем намечалось ранее.
Радикально была снижена выкупная
цена на землю, занимаемую предприятиями. До
мая она в 200 раз превышала годовой земельный
налог. У производств просто не было таких
средств. Президентским указом цену
уменьшили до 10-кратной. Процесс выкупа
участков сразу пошел очень интенсивно.
Около 1,5 тыс. предприятий стали
землевладельцами. Особенно малые и средние.
Крупным трудней мобилизовать необходимую
сумму. То есть удалось добиться того, чего
не сумели в 1992-1994 гг. Правда, и сегодня
приходится преодолевать ожесточенное
сопротивление в Госдуме, где готовится
Земельный кодекс, прямо запрещающий куплю-продажу
земли.
В дополнение к этим двум
источникам поступлений от приватизации в
федеральный бюджет Госкомимущества сумел в
апреле собрать с регионов их планы-графики
продаж акций, согласовать и утвердить со
всеми субъектами Федерации. Речь идет о
примерно 6 тыс. предприятий, 80% из которых
уже проданы.
В отличие от реализации земли под
производствами, которую указ запустил
немедленно, для раскрепления госпакетов
требовалось специальное постановление
правительства. Категорически против
выступали ряд отраслевых комитетов и
ведомств. Процесс шел очень трудно и вместо
июля завершился лишь в сентябре. Средства
от продажи земли остаются в основном в
местных бюджетах, что уменьшило
поступления в федеральную казну. В августе
ситуация стала просто критической для ГКИ:
запланированных доходов от приватизации не
набиралось. Ни от реализации участков, ни 6
тыс. предприятий, ни госдолей в АО.
В августе начался некоторый
подъем на рынке ценных бумаг, который
быстро угас из-за полной
непредсказуемости результатов
парламентских выборов. Чтобы переломить
ситуацию, в ГКИ вернулись к идее
консорциума коммерческих банков,
предложивших в марте прокредитовать
правительство под залог акций. Схема
теперь видоизменилась (что отразилось в
указе президента от 31.08.95. о раскреплении и
продаже ценных бумаг). Сформировался новый
спрос инвесторов, в том числе иностранных,
которого прежде не было. Если у участника
нет конкретной кредитной схемы, он
выбывает из игры. Сохраняются и другие
ограничения. По ст.9 Закона о приватизации
запрещено участвовать в торгах
юридическим лицам, где госдоля свыше 25%.
Сильно лимитирован доступ на аукционы по
залогу самих эмитентов, чьи акции
выставляются на тендер. Купить можно не
более 10% и держать их разрешено не дольше
одного года.
Другой проект Госкомимущества
состоит в отборе 136 эффективных АО, чьи
акции ГКИ намерен продавать под своим
жестким контролем, не доверяя регионам.
Это ряд лесных холдингов, пользующихся
больших спросом у инвесторов, нефтяных
компаний (существующих и вновь
создаваемых), транспортных (в частности,
речных) предприятий. Графики реализации
уже опубликованы.
Третий план Госкомимущества:
совместно с Российским центром
приватизации организовать продажу 49%
акций Связьинвеста. После переговоров с
крупными банками и финансовыыи компаниями
оказалось, однако, что сразу реализовать
такой большой пакет нереально. Решено в 1995
г. остановиться на 25%, а в 1996 г. разместить
24%. По правилам Мирового банка был проведен
тендер. Победил консорциум, который
возглавляет банк « Ротшильд энд Санс» уже
заключивший с ГКИ контракт и приступивший
к работе. Первый вице-премьер А.Чубайс
встречался с другими стратегическими
инвесторами, готовыми приобрести вторую
часть пакета.
Начались аукционы по залогу.
Планируется выставить на них акции еще
ряяа предприятий - ЮКОСа, Сибнефти,
Братского ЛПК и др. В итоге всех этих
программ ГКИ надеется выполнить задания
по приватизации. От продажи земли и
региональных аукционов собрать в
федеральный бюджет 500-700 млрд. руб. От
реализации 136 предприятий - 1-1,5 трлн. руб. От
схемы по залогу - 2-3 трлн. руб. От продажи
бумаг Связьинвеста - 1,5 трлн. руб. Т.е.
Госкомимущества выходит на выполнение
правительственного задания.
В 1996 г. заканчиваются сроки
закрепления госпакетов многих АО. В т.ч.
ЮКОСа, ЛУКойла, Сургутнефтегаза, что тоже
дает шанс на получение средств в
федеральный бюджет. Предполагается полная
приватизация финансовых институтов с
большой долей в уставных капиталах -
Сбербанка, Внешторгбанка, совзагранбанков,
Ингосстраха, Росгосстраха и др. Их бумаги
планируется реализовывать по
индивидуальным схемам для формирования
лучшего спроса. ГКИ намерен и дальше
заниматься административным пробиванием
новых эффективных вариантов подготовки
предприятий к приватизации, продажи их
акций. На 1996 г. запланированы 11 трлн. руб.,
что с учетом дефлятора сохраняят прежнее
задание в 9 трлн. руб. Реализуемость этих
планов решается сейчас. Все ждут, получит
ли Госкомимущество намеченные суммы.
|