On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Участие иностранного капитала в процессе приватизации в России

С самого начала приватизации в России предусматривалась возможность участия в этом процессе инокапитала, прежде всего из-за отсутствия средств у отечественных собственников. При этом предусматривалось установить одинаковый правовой режим для иностранных и отечественных инвесторов. Однако в действительности права иностранных субъектов были ограничены, в результате чего их участие в приватизации весьма незначительно. Например, во Владимирской области одно чисто иностранное предприятие и два предприятия с иноинвестициями, причем участие в инвестиционных торгах по приобретению акций приватизируемых предприятий. Недостаточная заинтересованность иностранных инвесторов объясняется тем, что механизм приватизации плохо согласован с рядом нормативных документов Госимущества России по процедуре приобретения иностранцами приватизируемых предприятий.

Трудности участия иностранных инвесторов можно показать на конкретном примере. В августе 1993 г. во Владимирской области сгорел цех акционерного предприятия «Мещералес», у которого 44 % акций еще не были проданы Фондом имущества. Дирекция предприятия обратилась к итальянской фирме «Интертранспортс центр С.п.А.» с предложением восстановить цех с внедрением там новых технологий в обмен на приобретение нереализованных акций. Но для осуществления этой сделки итальянской фирме потребовалось прежде всего согласие местных органов власти на продажу ей 44 % акций. Кроме того , областной фонд имущества потребовал от иностранного инвестора заключение международного аудита о состоятельности итальянской фирмы (хотя все необходимые документы, подтверждающие ее статус. были представлены), разрешение Министерства Финансов РФ на приобретение приватизационных чеков, и еще пять требований. Все это заставило итальянскую фирму отказаться от участия в торгах и искать другие, менее легитимные, но вполне нормальные с точки зрения здравого смысла пути участия в приватизации. В результате указанный пакет акций по просьбе иностранного инвестора был приобретен российской посреднической организацией под его финансовые гарантии. Это позволило инвестору избежать излишних формальностей и неоправданных платежей и к удовлетворению всех заинтересованных сторон быстро решить возникшие проблемы по участию иностранного капитала в восстановлению цеха.

После выполнения инвестиционной программы итальянской фирмой «Мещералес» стала называться «Интермещералес» и приняла решение об увеличении размера уставного капитала. Казалось бы, операция простая и не требует особых затрат и усилий инвестора. Но на деле получилось не так. Для официальных регистраций всех изменений в Уставе «Интермещералес» и получения прав на беспошлинный ввоз технологического оборудования в счет уставного капитала, потребовалось 19 видов различных документов. Документы не рассматриваются параллельно, а только последовательно, что затягивает процедуру на три-пять месяцев. Такая заформализованность препятствует расширению участия иностранных инвесторов в экономической деятельности.

Но несмотря на проблемы, связанные с приватизацией, иностранные инвесторы с пристальным вниманием следят за перипетиями приватизации, всеми ее падениями и взлетами. До осени 1994 г. рынок ценных бумаг в России был на большом подъеме. В Госкомимущества любовались на новые фондовые пики,

строили дальнейшие планы разгосударствления и акционирования, рассчитывая пустить в продажу акции и госпакетов акций, закрепленных в госсобственности в нефтяных и других отраслях. Именно под влиянием этой эйфории возникла уверенность, что можно перечислить в бюджет 9 трлн. руб. от приватизации.

Планов было много. Им не суждено было сбыться. В конце осени фондовый рынок неожиданно рухнул. И не сумел подняться даже на треть от прежних показателей до июня 1995 г. Тяжелейшая стагнация воцарилась в первом полугодии. Оно было потрачено на то, чтобы хотя бы устоять на ногах, подготовиться к лучшим временам.

Попыткам ГКИ приблизить их мешал парламент, который выступал резко против реализации ценных бумаг нефтяных АО. То была не единственная причина неудач в прогнозах. В конце 1994 г. все международные новые рынки потряс мощнейший непредвиденный кризис в финансовом секторе Мексики. Оказалась втянутой и Россия. Напуганные мексиканскими событиями зарубежные инвесторы не только не пошли в российскую экономику. Они начали в массовом порядке сбрасывать «вэбовки», «еврооблигации», другие бумаги Минфина. Страхов добавил также «фактор Полеванова», потребовавшего национализировать (и поддержанного в парламенте) ряд приватизированных отраслей, что тут же вызвало сброс, но уже акций многих российских АО. Не прибавила оптимизма война в Чечне, вызвавшая сомнения в способности российских властей отвечать по своим обязательствам.

Однако « план 9 трлн.» оставался, и ГКИ нужно было срочно что - то сделать для его выполнения. В мае 1995 г. вышел указ президента, который потребовал от правительства резко сократить госдолю в смешанных АО, чтобы стало возможным продать на рынке больше акций, чем намечалось ранее.

Радикально была снижена выкупная цена на землю, занимаемую предприятиями. До мая она в 200 раз превышала годовой земельный налог. У производств просто не было таких средств. Президентским указом цену уменьшили до 10-кратной. Процесс выкупа участков сразу пошел очень интенсивно. Около 1,5 тыс. предприятий стали землевладельцами. Особенно малые и средние. Крупным трудней мобилизовать необходимую сумму. То есть удалось добиться того, чего не сумели в 1992-1994 гг. Правда, и сегодня приходится преодолевать ожесточенное сопротивление в Госдуме, где готовится Земельный кодекс, прямо запрещающий куплю-продажу земли.

В дополнение к этим двум источникам поступлений от приватизации в федеральный бюджет Госкомимущества сумел в апреле собрать с регионов их планы-графики продаж акций, согласовать и утвердить со всеми субъектами Федерации. Речь идет о примерно 6 тыс. предприятий, 80% из которых уже проданы.

В отличие от реализации земли под производствами, которую указ запустил немедленно, для раскрепления госпакетов требовалось специальное постановление правительства. Категорически против выступали ряд отраслевых комитетов и ведомств. Процесс шел очень трудно и вместо июля завершился лишь в сентябре. Средства от продажи земли остаются в основном в местных бюджетах, что уменьшило поступления в федеральную казну. В августе ситуация стала просто критической для ГКИ: запланированных доходов от приватизации не набиралось. Ни от реализации участков, ни 6 тыс. предприятий, ни госдолей в АО.

В августе начался некоторый подъем на рынке ценных бумаг, который быстро угас из-за полной непредсказуемости результатов парламентских выборов. Чтобы переломить ситуацию, в ГКИ вернулись к идее консорциума коммерческих банков, предложивших в марте прокредитовать правительство под залог акций. Схема теперь видоизменилась (что отразилось в указе президента от 31.08.95. о раскреплении и продаже ценных бумаг). Сформировался новый спрос инвесторов, в том числе иностранных, которого прежде не было. Если у участника нет конкретной кредитной схемы, он выбывает из игры. Сохраняются и другие ограничения. По ст.9 Закона о приватизации запрещено участвовать в торгах юридическим лицам, где госдоля свыше 25%. Сильно лимитирован доступ на аукционы по залогу самих эмитентов, чьи акции выставляются на тендер. Купить можно не более 10% и держать их разрешено не дольше одного года.

Другой проект Госкомимущества состоит в отборе 136 эффективных АО, чьи акции ГКИ намерен продавать под своим жестким контролем, не доверяя регионам. Это ряд лесных холдингов, пользующихся больших спросом у инвесторов, нефтяных компаний (существующих и вновь создаваемых), транспортных (в частности, речных) предприятий. Графики реализации уже опубликованы.

Третий план Госкомимущества: совместно с Российским центром приватизации организовать продажу 49% акций Связьинвеста. После переговоров с крупными банками и финансовыыи компаниями оказалось, однако, что сразу реализовать такой большой пакет нереально. Решено в 1995 г. остановиться на 25%, а в 1996 г. разместить 24%. По правилам Мирового банка был проведен тендер. Победил консорциум, который возглавляет банк « Ротшильд энд Санс» уже заключивший с ГКИ контракт и приступивший к работе. Первый вице-премьер А.Чубайс встречался с другими стратегическими инвесторами, готовыми приобрести вторую часть пакета.

Начались аукционы по залогу. Планируется выставить на них акции еще ряяа предприятий - ЮКОСа, Сибнефти, Братского ЛПК и др. В итоге всех этих программ ГКИ надеется выполнить задания по приватизации. От продажи земли и региональных аукционов собрать в федеральный бюджет 500-700 млрд. руб. От реализации 136 предприятий - 1-1,5 трлн. руб. От схемы по залогу - 2-3 трлн. руб. От продажи бумаг Связьинвеста - 1,5 трлн. руб. Т.е. Госкомимущества выходит на выполнение правительственного задания.

В 1996 г. заканчиваются сроки закрепления госпакетов многих АО. В т.ч. ЮКОСа, ЛУКойла, Сургутнефтегаза, что тоже дает шанс на получение средств в федеральный бюджет. Предполагается полная приватизация финансовых институтов с большой долей в уставных капиталах - Сбербанка, Внешторгбанка, совзагранбанков, Ингосстраха, Росгосстраха и др. Их бумаги планируется реализовывать по индивидуальным схемам для формирования лучшего спроса. ГКИ намерен и дальше заниматься административным пробиванием новых эффективных вариантов подготовки предприятий к приватизации, продажи их акций. На 1996 г. запланированы 11 трлн. руб., что с учетом дефлятора сохраняят прежнее задание в 9 трлн. руб. Реализуемость этих планов решается сейчас. Все ждут, получит ли Госкомимущество намеченные суммы.

Назад       Главная       Вперёд