Согласно ст. 23 Гражданского
кодекса Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ
гражданин вправе заниматься
предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица с момента
государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя.
Предпринимательская
деятельность - это самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность
физических лиц, направленная на
систематическое получение личного дохода
от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в
установленном законом порядке.
Государственная регистрация
субъектов предпринимательской
деятельности производится в соответствии с
Законом РСФСР от 07.12.91 № 2000-1 "О
регистрационном сборе с физических лиц,
занимающихся предпринимательской
деятельностью и порядке их регистрации"
и Положением о порядке государственной
регистрации субъектов предпринимательской
деятельности, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации от 08.07.94 №
1482.
Государственная регистрация
физических лиц, изъявивших желание
заниматься предпринимательской
деятельностью, осуществляется
соответствующей администрацией районного,
городского, районного в городе, сельского
поселкового органа местного
самоуправления по месту постоянного
жительства этого лица на основании
заявления, составленного по установленной
форме, и документа, подтверждающего уплату
регистрационного сбора. Кроме заявления и
квитанции об уплате регистрационного сбора,
гражданин обязательно представляет
паспорт или другой удостоверяющий личность
документ.
Статьей 4 Закона РФ от 27.12.91 №2 II 8-1
"06 основах налоговой системы в
Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями) и п. 1 Указа Президента
Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 "Об
осуществлении комплексных мер по
своевременному и полному внесению в бюджет
налогов и иных обязательных платежей"
предусмотрено, что физические лица,
получившие разрешение заниматься
предпринимательской деятельностью или
изъявившие желание заниматься другими
видами деятельности, обязаны своевременно
встать на учет в качестве
налогоплательщика в налоговый орган по
месту его регистрации - месту жительства.
Налогообложение доходов,
получаемых в течение календарного года
индивидуальными предпринимателями,
осуществляется в соответствии со ст. 12
Закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном
налоге с физических лиц" и разделом IV
инструкции Госна-логслужбы России от 29.06.95
№ 35 «По применению Закона Российской
Федерации "О подоходном налоге с
физических лиц"».
Осуществляя торговую
деятельность, физические лица,
занимающиеся предпринимательской
деятельностью, уплачивают в течение года
сбор за право торговли. Однако при
заполнении декларации о полученных доходах
им приходится сталкиваться с определенными
трудностями в порядке определения
включения или невключения сбора за право
торговли в состав затрат, так как
уплаченные суммы составляют значительный
размер произведенных расходов.
Для физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью, состав
расходов, связанных с извлечением дохода,
определяется применительно к положению "О
составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли", включаемых в
себестоимость продукции юридическими
лицами.
Сбор за право торговли и
лицензионный сбор за право торговли
подакцизными товарами установлены в
соответствии со ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 №2118-1
"Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" и находятся в
ведении органов местного самоуправления.
Местным органам власти, вводящим
сбор за право торговли на своей территории,
предоставлено право устанавливать
конкретный размер сбора за право торговли и
налогоплательщиков данного сбора.
Физическими лицами, в том числе
занимающимися предпринимательской
деятельностью и осуществляющими торговлю
товарами и изделиями, сбор за право
торговли уплачивается путем приобретения
разового талона (временного патента),
порядок приобретения которого также
устанавливается органами местного
самоуправления.
Лицензионный сбор за право
торговли винно-водочными изделиями и
табачными изделиями является одним из
видов местных налогов и дает право
физическим лицам, занимающимся
предпринимательской деятельностью,
производить торговлю определенным видом
товара в определенном месте. Он
опосредствует возможность получения
дохода от данного вида деятельности.
Ответ о правильности отнесения
данных сборов содержится в п. 5 ст. 21 Закона
РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", где
определено, что сбор за право торговли и
лицензионный сбор за право торговли
подакцизными товарами уплачиваются
физическими лицами, занимающимися
предпринимательской деятельностью, за счет
дохода, остающегося после уплаты
подоходного налога, и не относятся на
затраты у предпринимателей.
Аналогичный порядок
предусмотрен в соответствии с Законом и для
юридических лиц, которые уплачивают сбор за
право торговли за счет части прибыли,
остающейся после уплаты налога на прибыль.
|