Творчество А.С. Пушкина занимает
особое место в истории русской литературы и
культуры. По словам Белинского, "писать о
Пушкине - значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские
объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет
последовавших за ним писателей".
Непреходящее значение пушкинского
творчества в том, что "Пушкин есть
явление чрезвычайное и, может быть,
единственное явление русского духа... В нем
русская природа, русская душа, русский язык,
русский характер отразились в такой же
чистоте, в такой очищенной красоте, в какой
отражается ландшафт на выпуклой
поверхности оптического стекла" (Гоголь).
Лирика. Лирика Пушкина - его
поэтическая автобиография и одновременно
художественная летопись духовной жизни его
эпохи. Война 1812 г. и восстание декабристов,
крепостное право и мечты о "вольности
святой", возлюбленные, друзья и враги, "чудные
мгновенья" жизни и "печаль минувших
дней" - все это нашло отражение в
пушкинских посланиях, элегиях, стансах,
эпиграммах... Но это многообразие -
проявление того внутреннего единства,
пафос которого точно определен известным
высказыванием Белинского: "Общий колорит
поэзии Пушкина, и в особенности лирической,
- внутренняя красота человека и лелеющая
душу гуманность". В этом определении весь
Пушкин.
Своеобразным ключом к лирике
Пушкина является его философская лирика, в
которой ставятся вечные проблемы бытия:
смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла.
Многие стихотворения этого цикла трагичны
("Бесы", "Не дай мне бег сойти с ума"),
жизнь представляется поэту как "дар
напрасный, дар случайный". И все »е "самая
грусть Пушкина, несмотря на ее глубину, как-то
необыкновенно светла и прозрачна" (Белинский).
Это ощущение возникает потому, что чувство
уныния, одиночества, острое восприятие
быстротечности жизни снимается в
стихотворениях Пушкина утверждением жизни
как победы солнца бессмертного ума над
ложной мудростью ("Вакхическая песня",
1825), молодости над смертью("Брожу ли я
вдоль улиц шумных...,
1829). Даже композиционно многие
стихотворения Пушкина основаны на
контрастном пересечении лейтмотивов света
и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма.
Так, в стихотворении "Элегия" ("
Безумных лет угасшее веселье,1830)
трагическая тональность первой части ("Мой
путь уныл, Сулит мне труд и горе грядущего
волнуемое море") сменяется мощным
мажорным аккордом:
Но не хочу, о други, умирать, Я
жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Это не заглушает трагического
звучания элегии, так как оно - отражение
того, что есть в жизни человека страдания.
горести, заботы, троволиснья, "закат
печальный", но все же главным становится
то, что составляет высший смысл
существования: чувство прекрасного ("порой
опять гармонией упьюсь"), радость
творчества ("над вымыслом слезами
обольюсь"), способность "мыслить и
страдать", вера в чудное мгновенье любви.
По такому же принципу
развивается и поэтическая идея
стихотворения "Вновь я посетил..." (1836).
В нем интересно сочетаются художественное
время и пространство. Все, что открывается
взору поэта, - панорама, которую можно увидеть. находясь на одном месте и неторопливо
всматриваясь в окружающее: "опальный
домик" -"холм лесистый" - озеро -
деревни на берегах - дальше за ними "скривилась
мельница"... Все это существует для поэта
в настоящем так же, как существовало и
десять лет назад, и может показаться, что
время остановилось. Но эта видимая
неподвижность лишь подчеркивает
неотвратимость бега времени, ассоциируясь
в восприятии поэта с минувшим и вызывая
чувство грусти;
Уж десять лет ушло с тех пор - и
много Переменилось в жизни для меня, И сам,
покорный общему закону, Переменился я...
Но суть стихотворения -вечное
обновление жизни, символом которого
является "младая роща", разросшаяся
около "устарелых корней". Соседство
понятий "старое - молодое" придает
стихотворению динамизм: молодые сосны - "зеленая семья", "кусты
теснятся", как дети, жизнь кипит •гам. "где
некогда эссе было пусто, голо". Природа не
знает-смерти, бессмертен и человек,
продолжающий себя в детях и внуках. Чувство
поэта возвышается над страхом личного
исчезновения, он ощущает себя и свою жизнь
частицей бытия, грусть и уныние
преодолеваются ощущением гармонии
мироздания, и неслучайно стихотворение
заканчивается приветственным обращением к
племени "младому, незнакомому".
Несмотря на трагические ноты,
особенно усиливающиеся в стихотворениях
1830-х годов, лирика Пушкина (да и все его
творчество) "умиряет муки души и целит
раны" (Белинский), она провозглашает
торжество истины над превратностями бытия,
бессмертие того, что оставляет человек
людям.
Нет, весь я не умру - душа в
заветной лиру Мой прах переживет и тленья
убежит ("Памятник")
Философский оптимизм лирики
Пушкина неразрывно связан с поэтическим
образом чудного мгновенья жизни. Само это
понятие связывает поэзию Пушкина с
романтизмом, прежде всего с Жуковским. Но
если у Жуковского чудное мгновенье -
отблеск идеального ТАМ, то у Пушкина оно -
явление самой жизни. "В поэзии Пушкина
есть небо, но им всегда проникнута земля"
(Белинский). "Чудное мгновенье"-то
общее, через которое и раскрывается
отмеченный выше пафос творчества поэта.
"Чудное мгновенье" разными
гранями представлено в лирике Пушкина.
Например, в пейзажной лирике- это
острое восприятие поэтичности окружающего
человека мира. Каждая деталь пейзажа у
Пушкина красочна, выразительна и метка,
будьто описание Михайловского в
стихотворениях "Деревня" или "Вновь
я посетил...", осени {"19 октября 1825 года",
"Осень") или зимнего утра ("Зимнее
утро"). Достаточно вспомнить знакомые
каждому строчки: "Роняет лес багряный
свой убор...", "знакомым шумом шорох их
вершин меня приветствовал", "великолепными
коврами, блестя на солнце, снег лежит "
Все эти детали важны нс только скоси
живописностью, но и как выражение идеала
гармонии природы, ее "вечной красоты",
соприкосновение с которой Пробуждает
чувство радости бытия ("Зимнее утро",
1829) и творческого вдохновения, когда "легко
и радостно играет в сердце кровь", "душа
стесняется лирическим волненьем" ("Осень".
1833).
"Чудным мгновеньем в лирике
Пушкина всегда была любовь. Он передал в
своей поэзии все оттенки этого чувства:
робкую надежду ("Ты и вы"), страсть и
отчаяние ("Признание"), богомольное
благоговение "перед святыней красоты"
("Красавица") и женственности ("Мадонна"),
светлую печаль воспоминания о любимой
женщине ("На холмах Грузии").
Любовь в лирике Пушкина - это способность
подняться над мелким и случайным,
пробуждение души, божеством вдохновенье
("Я помню чудное мгновенье", 1825) - и
всегда признательность и благодарность той,
чувство к которой заставило сердце биться в
упоеньи и пережить чудное мгновенье. Отсюда
- высокое благородство, искренность и
чистота любовного переживания в лирике
Пушкина, которое с гениальной простотой и ^глубиной
передано в стихотворении "Я Вас любил..."
(1829). Это стихотворение написано так, как,
кажется, может сказать или написать каждый.
И в то же время это образец абсолютного
поэтического совершенства. Стихотворение
построено на простом и вечно новом
признании - "я вас любил". Оно
повторяется три раза, но каждый раз в новом
контексте, с новой интонацией, передающей и
переживание лирического героя, и
драматическую историю любви, и способность
подняться над своей болью ради счастья
любимой женщины:
Я вас любил так искренно, так
нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
С "чудным мгновеньем"
связана и тема "дружества", проходящая
через всю лирику Пушкина. Пожалуй, ни один
русский поэт не уделял так много внимания
этой стороне человеческих отношений, как
Пушкин: это и цикл стихотворений,
посвященных лицею и лицейскому братству,
который начинается "Воспоминанием в
Царском Селе" (1814) и завершается
перекликающимся с ним стихотворением "Была
пора, наш праздник молодой..." (1836); и
многочисленные послания к друзьям, и
органичность темы не только для лирики, но и для
всего творчества Пушкина.; Понятие "дружество"
имеет более широкий смысл, чем "дружба",
и используется Пушкиным в нескольких
значениях. Это "верный круг" лицейских
друзей, прекрасный союз, который, "как
душа, неразделим и вечен" ("19 октября 1825
года"), и Пушкин свято хранил память о
друзьях своей юности, "лучом лицейских
ясных дней" ("И.И. Пущину") была
озарена его жизнь. "Дружество" - это и
союз единомышленников ("К Чаадаеву"), и
поэтическое братство: поэты - "жрецы
единых муз, единый пламень их волнует"
("К Языкову"). Для него Дельвиг - "парнасский
брат" ("Дельвигу"), "мой брат по
крови, по душе" ("К Языкову").
КюхельбсКер - "мой брат родной по музе. по
судьбам" ("19 октября 1825 года"). И,
наконец, "дружество" - это та сила,
которая способна поддержать человока в
самых трудных жизненных испытаниях, не
случайно со словами "любви и дружества"
он обращается к друзьям- декабристам ("Во
глубине сибирских руд", 1627), к своему
первому бесценному другу Пущину ("И.И.
Пущину").
"Чудное мгновенье"
становится, таким образом, у Пушкина
выражением высшей духовности и той "внутренней
красоты человека", о которой писал
Белинский^ Именно через призму духовности и
человечности оценивает Пушкин все явления
современной ему жизни. Например,
"Деревня"
(1819) -протест против "барства дикого"
и "рабства тощего", но в основе этого
протеста - просветительская гуманная идея о
том, что источник социального зла -
нарушение. естественного равенства людей,
когда один человек присваивает себе "и
труд, и собственность, и время" другого; в
стихотворении "Анчар" (1828)
смысловым центром является строчка "Но
человека человек послал к анчару властным
взглядом", и ужо на этой основе возникает
противопоставление "раб - владыка")
переходящее в отождествление. власти с
символическим образом Анкара -дерева
Смерти. В стихотворении "К Чаадаеву"
(1819) гражданский пафос- призыв отчизны
освятить"души прекрасные
порывы" тоже приобретает характер
глубокого человеческого переживания, так
как ожидание "минуты вольности святой"
сравнивается с тем чувством, с каким ждет
"любовник молодой минуты верного
свиданья". Таким образом, светлое,
гуманное чувство, "поэтический,
художественный артистический стих" (Белинский)
определяются особенности лирики Пушкина,
которые объединяют ее в единое целое. Эти
особенности емко определены самим Пушкиным
в стихотворении "Памятник" (1836): И долго
буду тем любезен я народу, Что чувства
добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий
век восславил я свободу И милость к падшим
призывал.
|