On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Рассказы Чехова

В отличие от других русских классиков, А.П. Чехов дебютировал в печати небольшими юмористическими рассказами. Но они отнюдь не были развлекательными мело­чами: Чехов проявил себя в них зрелым писателем со сложившимися представлениями о мире, В одном из писем он писал, что его "святая святых"-это "здоровье, ум, талант, вдохновенье, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались'. Все, что казалось Чехову воплощением силы и лжи, беспощадно им высмеивалось, а странного, дикого, ложного, неправильного и несправедливого он замечал в жизни так много, что о его ранних рассказах можно сказать словами Гоголя: их единственным положительным персонажем является смех автора. Чехов так глубоко видел ложь и неправильность в жизни, что высмеивал не отдельных людей с их инди­видуальными недостатками, а стремился к глубоким обобщениям, В его рассказах тех лет действуют не люди, а чины и состояния, персонифицированные профессии -доктора, репортеры, чиновники и т.д. Поэтому рассказ "Смерть чиновника" (1883) производит комическое впечатлениеумирает не человек (тогда бы смех был кощунственным), а всего лишь чиновник. Когда-то Гоголь пожалел своего Акакия Акакиевича, классическая русская литература всегда жалела слабых и униженных. Для Чехова же те, кто добровольно становятся рабами, привыкают унижаться, так же смешны и ничтожны, как и сильные мира сего. Этот чиновник сам отвык видеть в себе человека и сам старательно поддерживает привычный для него порядок жизни: доста­точно доброжелательного и либерального вначале генерала своей навязчивостью раба он превращает в "грозного начальника" и от этого же умирает. То же самое характерно для героя рассказа "Унтер Пришибеев" (1885)человека маленького и пришибленного, унтер-офицера, бывшего швейцара, который сейчас нигде не служит. Он попал под суд, его нужно было бы пожалеть, но никакого сочувствия к нему у Чехова нет. Он попал под арест за то, что переборщил в своем стремлении защитить власть от "непорядков", это добровольныйчто самое страшноедоносчик и кляуз­ник. Не случайно в первой редакции рассказ назывался "Сверхштатный блюститель". Этот тупой и ограниченный человек, однако, знает, что по отношению к начальству он должен быть почтительным и угодливым, по отношению к народу он может позволить себе быть хамом и держимордой. Самодурство и холуйстводве совершенно естественные стороны пришибеевщины. Подобных человекоподобных существ молодой Чехов часто сравнивает с животными, рыбами, насекомыми, особое место в этом ряду занимает герой рассказа "Хамелеон" (1884), полицейский надзиратель Очумелов. Это величественный страж порядка с начальственной осанкой, грозно шевелящимися бровями, отры­вистой, маловразумительной речью. Логика его рассуждений простакто сильнее, тот и прав. И этот герой тоже может мгновенно перейти от угодничества к самоуправству и обратно. Комизм рассказа строится на том, что "началь­ственную гордость" Очумелову приходится показывать тогда, когда он сам безумно боится то важного генерала, то того, что толпа перестанет считать его страшным и грозным. прочем, последние его опасения напрасны. Укушенный мастер Хрюкинтакой же хамелеон, да и остальные зрители недалеко ушли. Потому Хамелеон, ставший симво­лом двоедушия,это не только полицейский, это, как писал сам Чехов, воплощение того "сволочного духа", который живет в каждом "мелком, измошенничавшемся душевно интеллигенте среднего пошиба". Исследователь творчества Чехова 3. Паперный, вспомнив слова Чернышевского, что "в каждом юморе есть смех и горе", писал: "Смеясь над порядком, с тупой механической силой разъединяющим людей на разряды, ставящим одних в полурабскую зависи­мость от других, молодой Чехов с грустью напоминает о забытом человеческом достоинстве".

Эта же тема лежит в основе более поздних, т.н. "серьезных" рассказов писателя.

Современная Чехову критика часто называла его писателем безыдейным, т.к. Чехов никогда не навязывает читателям своего мнения о героях. Сейчас в литературоведении эту черту считают достоинством реалистического метода Чехова и много говорят об особой объективности Чехова в изоб­ражении жизни. Чехов стремился прежде всего ставить вопросы, он знал, что жизнь настолько запутанна, что на эти вопросы нельзя дать однозначных ответов. Он хотел, чтобы его герои и читатели учились самостоятельно ориентироваться в мире. Его цель"правдиво нарисовать жизнь и кстати показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас",писал он. Но при этом добавлял: "Буду держаться той рамки, которая ближе к сердцу... рамка этаабсолютная свобода человека, свобода от насилия, от предрассудков, невежества"... Потому нельзя считать, что у Чехова нет идеала или что его позиция не выражена. Пусть в его рассказах финал часто остается открытым и автор не дает четкого вывода, позиция Чехова ощущается достаточно ясно, поскольку она выражена через сюжет. Характерный при мер сказанного-.рассказ "Ионыч" (1898).

Рассказ построен на сопоставлении двух миров, двух сюжетных переплетающихся линий-СтарцеваиТуркиных. В начале рассказа Туркиныэто духовно примитивная среда провинциального города, это символ пошлости и шаблонного мышления. Здесь литература сведена до уровня домашнего времяпровождения, музыка-до громкого стука по клавишам, театрдо кривляния лакея. Старцев же, при всей своей прозаичности земского доктора, лучше их: он сумел увидеть в Котике чтото особенное, милое, он говорил с ней о литературе, искусстве, жаловался ей на жизнь, на людей, т.е. чувствовал смутное недовольство жизнью, а это залог развития, движения души вперед. Но во влюбленном Старцеве борются два голоса: трезвые размышления о том, что будут говорить окружающие, сколько дадут приданого и т.д., и голос любви, под влиянием которого он поехал ночью на кладбище, любовался мягким лунным светом, размышлял о вечных вопросах. Это глупое ожидание на кладбищелучшие минуты его жизни. Он мог бы сохранить в себе этот прекрасный порыв, ноне захотел. "Точно опустился занавес",пишет Чехов. Старцев стал неумолимо превращаться в Ионыча. Сначала, когда Екатерина Ивановна не приняла предложения, он быстро равнодушно вернулся к прежнему образу жизни. Потом, во время встречи с нею в саду через несколько лет, думает уже не о любви, а о деньгах. А в конце превращается в распухшее от жира существо. Первоначальное сочувствие автора к Старцеву сменяется гневной иронией. Он стал много хуже Туркиных, которые, при всех своих недостатках, все же были живыми людьми, любящими друг друга и имеющими хоть какие-то интересы. Екатерина Ивановна даже нашла в себе силы измениться: отказалась отромантических мечтаний, трезво оценила свои способности, захотела любви, которую раньше оттолкнула. Чехов не жалеет Старцева, которого "среда заела", а беспощадно судит того, в ком были заложены некоторые возможности, но он примирился с окружающим обывательским миром, растерял всю культурность и интеллигентность и проявил этим полную человеческую несостоятельность.

Еще одно отступление от нормыучитель греческого языка Беликов из рассказа "Человек в футляре" (1898). Футлярность характерна для всех без исключения его проявлений: в его квартире мебель закрыта чехлами, в любую погоду он надевает темные очки, калоши, берет зонтик, вставляет в уши вату... И на мысли его надет футляр. Футляр Становится символом огромного значенияэто оболочка, защищающая человека от настоящей жизни. Но рассказ этот не только о Беликове. Беликова боится весь город, в том числе порядочные, мыслящие люди, читающие Тургенева и Щедрина. Власть Беликова фантастична, необъяснима, похожа на гипноз или самовнушение, ведь это болезненный, слабый, робкий и одинокий человек, который сам всего боится. На чем же держится его власть? Опять-таки, Чехов отвечает на этот вопрос через сюжет. Учитель Буркин, рассказчик, вспомнил о "человеке в футляре" в связи с Маврой, которая уже десять лет сидит за печью и выходит только по ночам. Маврой рассказ начинается и кончается. Показателен еще один эпизод: в самом конце, когда ветеринарный врач Иван Иванович говорит о том, что нельзя сносить унижения, обиды, что жизнь в городе, в духоте, пустая службаэто все тоже футляр, Буркин прервал его: "Это вы уже из другой оперы", и быстро уснул. Так оказывается, что футлярность присуща многим людям, очень сильна инерция рабства. Так от случая, от простейших явлений жизни, от мелких событий Чехов поднимается до важнейших социально-исторических и философских обобщений.

Но Чехов писал не только о тех, кого он называл "шер­шавыми животными". Есть у него немало рассказов о людях, которые пытаются понять смысл своего существования. Сюжет таких рассказоб часто строится так: герой живет привычными представлениями, вдруг внешне незначи­тельный толчок приводит его к пересмотру прежних взглядов, к стремлению изменить всю свою жизнь. Герой открывает для себя таинственную глубину и сложность мира, невозможность понять жизнь с помощью простых и однозначных суждений, шаблонных представлений. Жизнь непонятна, запутанна, но общая гармония мира и возможности человекавотто, что позволяет надеяться на близость счастья. Об этом пишет Чехов в замечательном рассказе "Студент" (1894). Иван Великопольский воавращается домой холодным ве­сенним вечером и чувствует, что жизнь людей неизменна на протяжении веков и потому бессмысленна. Такой же холод­ный ветер дул и при Рюрике, и при Иване Грозном, всегда люди жили в невежестве, бедно и одиноко. Пройдет еще тысяча лет, лучше не станет. И вот герой встретил двух за­битых и невежественных крестьянских женщин и начал рассказывать им о Христе, Иуде, Петре. И в этой беспросвет­ности перед студентом возникли живые души, отзывчивые к правде, красоте, чужим страданиям. Тот же самый пейзаж навевает на героя теперь совсем другие размышления, ему уже не кажется, что мир объят страхом и тоской. Ему открылось, что правда и красота в мире не пропадают, что прошлое и будущее связаны "неразрывной цепью событий", а потому жизнь не бессмысленна. Его душа наполнилась радостью. Финал рассказаэто не итог пути героя, а начало нового этапа в познании им жизни. Не случайно в финаль­ные размышления героя о правде и красоте автор вставил слово "повидимому", свидетельствующее не об абсолютном, а относительной характере его открытий. Студенту предстоит еще много мучительных заблуждений и прорывов к счастью и красоте, но главное то, что он способен двигаться вперед и на этом пути может найти счастье.

Умение чувствовать красоту, создавать и беречь соэто важный для Чехова критерий оценки ценности человека. Одним из символов красоты для него был образ сада. Потому действие пьесы "Вишневый сад" (1903) разворачивается на таком прекрасном фоне. Чехов как бы взвешивает, достой и ы ли его герои окружающей красоты.

Раневская и Гаевне обычные эксплуататоры-помещики, а представители дворянской интеллигенции, нравственные и культурные люди. Раневская доброжела­тельна, добра, умна, ее отношения с прислугой построены на сердечной привязанности. Но при этом оба непрактичны, безответственны, не способны смотреть правде в глаза, они не могут защитить в жизни ни себя, ни своих близких. Искренняя и трезвая самооценка этих людей говорит одновременно об их порядочности и чуткости и их беспечности и исторической ненужности. Купец Лопахин, и? первый взгляд, противопоставлен им. Он умеет работать, увлечен своим делом, не стал стяжателем, ему присущи душевная тонкость и такт. Он убежден в общественной необходимости своей деятельности, жаждет переделать русскую жизнь, чтобы внуки были счастливы. И все же прогрессивного деятеля из него не вышлопредприни­мательское начало взяло верх. Молодое поколение тоже оказалось неспособным что-либо сделать для России и сохранения ее ценностей. Петя Трофимовсмелый критик российских порядков, мечтает о культурном прогрессе страны, он бескорыстен, самоотвержен, отнюдь не беспринципен, не революционер, и изображен Чеховым с большой симпатией. Но его представления о будущем неопределенны и туманны, он плохо понимает реальную жизнь, говорит, что не любит громких фраз, а произносит их постоянно. Это еще один недотепа в пьесе. Апя тоже весьма наивна вп своих романтических представлениях. Она искренна, душевна, но именно она оказалась виновницей того, что Фирса забыли в зако­лоченном доме. Бескорыстия и романтики в душе еще .недостаточно для того, чтобы вести Россию к счастью. Таким образом, каждый из героев пьесызамечательный по-своему человек, все они вынуждены жить в окружении людей ничтожных и грубых: Епиходова, Дуняши, лакея Яши... Но все равно никто из них не достоин прекрасного вишнового сада, поэзия русской жизни по- прежнему бессильна перед ее прозой, грубостью и жестокостью. И потому суд Чехова над ними суров. Потому Чехов и назвал свою пьесу комедией, хотя по привычным жанровым определениям пьеса должна быть драмой. Вслед за Данте и Бальзаком Чехов назвал комедией произведение, в котором глубоко и беспощадно анализируется сложное и противоречивое состояние общества.

Рекомендуемая литература

1. Громов М.П. Чехов.М., 1993.

2. Папер н ы ИЗ.С, "Вопреки всем правилам..." Пьесы и водевили Чехова.М., 1982. Чудаков А. П. Д.П. Чехов.М„ 1987.

 

 




Литература - Общие темы - Литература