Зеленин Николай Борисович
Речевой этикет представляет
собой широкую область стереотипов общения.
В процессе воспитания,
социализации человек, становясь личностью
и все более совершенно овладевая языком,
познает и этические нормы взаимоотношений
с окружающими, в том числе и речевых
взаимоотношений, иначе говоря, овладевает
культурой общения. Но для этого надо
ориентироваться в ситуации общения, в
ролевых признаках партнера,
соответствовать собственным социальным
признакам и удовлетворять ожидания других
людей, стремиться к «образцу», сложившемуся
в сознании носителей языка, действовать по
правилам коммуникативных ролей говорящего
или слушающего, строить текст в
соответствии со стилистическими нормами,
владеть устными и письменными формами
общения, уметь общаться контактно и
дистантно, а еще и владеть всей гаммой
невербальных средств коммуникации, о
которых речь впереди. Речевой этикет во
многом способствует культуре общения.
Вчитаемся в отрывок из сказа П.
Бажова «Медной горы Хозяйка»: «Глядит, а
перед ним на грудке руды у большого камня
женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по
косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не
как у наших девок болтается, а равно
прилипла к спине. На конце ленты не то
красные, не то зеленые». Что это значит: по
косе видать - девка? Это социальный,
этикетный знак принадлежности к незамужним
женщинам. Кроме признака героини,
относящего ее к этой группе - девушек, о чем
еще узнает читатель? Во-первых, о времени
действия - оно все-таки старое,
дореволюционное; во-вторых, о месте
действия - это не столица, скорее всего, даже
деревня. Мы можем также сделать некоторые
предположения и о принадлежности персонажа
скорее к крестьянской, нежели к дворянской
среде. Одна коса за спиной - старинный знак
девичества, которому строго, неуклонно надо
было следовать. Поведение человека «с одной
косой» сопровождалось целым рядом
социальных установлений, правил - одно
можно, другое нельзя. Можно ходить на
вечеринки, петь песни и танцевать с парнями,
можно позволять провожать себя до дома... Но
вот расплели косу на две (вспомним: «Рано
мою косоньку на две расплетать»), обвили
вокруг головы - это уже знак замужества. А
при этом надо еще и не «опростоволоситься» -
не появиться на людях с «простыми», не
покрытыми головным убором волосами.
Отношение окружающих к замужней женщине и
ее поведение изменились: теперь нельзя
танцевать на вечеринках и парням нельзя уже
провожать ее.
Согласитесь, что при слове этикет
в нашем воображении возникают некие
придворные церемонии, о которых мы когда-то
читали. Но приведенный пример показывает,
что это не так: и крестьянка должна
соблюдать свойственный ее обществу порядок
поведения. Конечно, первоначально этикет
возник как церемония демонстрации
иерархической власти. Вот как описывает В.Е.
Гольдин в книге «Речь и этикет» пир при
дворе монгольского хана Хубилая (по
свидетельству Марко Поло): «На пиру великий
хан за столом сидит вот как: его стол много
выше других столов; садится он на северной
стороне, лицом на юг; с левой стороны возле
него сидит старшая жена, а по правую руку,
много ниже, сыновья, племянники и родичи
императорского роду; а головы их приходятся
у ног великого хана; а прочие князья садятся
за другие столы, еще ниже. Жены
рассаживаются точно так же. Жены сыновей
великого хана, его племянников и родичей - с
левой стороны, пониже, а за ними, еще ниже,
садятся жены баронов и рыцарей. Всякий
знает свое место, где он должен сидеть по
порядку, установленному великим ханом...» А
наше русское феодальное общество с
местничеством - с правилами распределения
должностей в зависимости от происхождения
и строжайшим соблюдением положенных мест
на княжеском, царском пиру! Э.В. Арова в
книге «Будьте добры» рассказывает, что
древнейшие сведения об этикете содержатся
уже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри»,
которым около пяти тысяч лет. Само же слово
этикет возникло во Франции и употребляется
со времен Людовика XIV.
В каждом обществе этикет
постепенно развивался как система правил
поведения, система разрешений и запретов,
организующих в целом морально-нравственные
нормы: оберегай младших, заботься о жене,
уважай старших, будь добрым к окружающим, не
обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь
трудолюбивым, совестливым - и т.д. и т.п. Так
этикет и этика объединяются: ведь недаром
второе значение слова этика словари
определяют как систему норм нравственного
поведения человека, какого-либо класса,
общественной или профессиональной группы.
Этикетных знаков великое
множество в каждом сообществе. Они бывают
общенациональными, бывают знаками
социальной среды, или социальной группы,
или узкого круга - и при этом всегда несут
важную информацию: свой - чужой (не
принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий -
нижестоящий, далекий - близкий, знакомый -
незнакомый, желанный - нежеланный и т.д. Вот
такая сценка уже из наших времен, описанная
в журнале «Вокруг света», может показаться
интересной: «Издали слышен клаксон, среди
гуляющих заметно волнение. Приближается
большой лимузин. На одном из крыльев
трепещет красный, с фиолетовым оттенком
флаг с красным же крестом на белом фоне. Все
вокруг приседают, а затем садятся на
обочине со скрещенными ногами. На заднем
сиденье лимузина виднеется массивная
фигура - король Тубоу IV. Его положено
приветствовать, усевшись со сложенными
ладонями. Это не просто обычай, это закон,
соблюдение которого строго проверяется
местными полицейскими.
И точно так же рядовые жители
Тонга приветствуют аристократов». Таков
этикетный знак приветствия короля на Тонга.
А если ты так не приветствуешь его, значит,
ты - чужой, принадлежишь другому обществу,
другой нации.
1. Этикет и речь
2. Речевой этикет и вежливость сегодня
3. Проблемы отражения этикета в языке и речи
4. Проявление речевого этикета в национальном общении сегодня
5. Заключение, литература
|