Во второй половине XVII в. и
особенно на грани XVII-XVIII вв. в системе
центральных государственных учреждений
происходили частичные изменения. Часть
центральных приказов, общее число которых
приближалось к 70, сливалась в более крупные
образования, часть же создавалась заново.
Изменения эти касались прежде всего группы
приказов военно-оборонительного профиля и
территориально-региональных приказов. Так,
слились с Посольским приказом Приказ
Великой России, Малороссийский приказ,
Приказ Великого княжества Смоленского и
так называемые четверти. С Приказом
Большого дворца слились Конюшенный приказ.
Дворцовый судный приказ и Приказ каменных
дел. Создание Бурмистерской палаты (с 1
сентября 1699 г. она стала называться Ратушей)
и придание ей функций центрального
финансового учреждения привело к
окончательной ликвидации областных
финансовых органов («четвертей») и изъятию
финансовых операций из сферы действия
нового объединенного Посольского приказа,
а также Разрядного приказа, приказов
Большого дворца и Казанского дворца. Вместе
с тем финансовые функции все еще оставались
у Приказа Большой казны и др. К 1708 г. Ратуша
собирала около половины всех доходов казны.
Надо отметить, что изменения в
центральных органах до 1712-1715 гг. носили
спонтанный характер и далеко не всегда
давали необходимый результат. Это
объясняется тем, что все силы и внимание
самодержца занимала тяжелейшая война. Так,
созданный для управления «потешными
полками» Преображенский приказ лишь
постепенно, под влиянием событий,
превратился в главный орган политического
сыска. Так или иначе, в связи с войной
появились Адмиралтейский и Военный приказы.
Приказ рудокопных дел. Приказ артиллерии и
т.д.
Первой попыткой кардинальных
административных реформ была губернская
реформа 1708-1710 гг. Страна была разделена на 8
губерний, далеко не одинаковых по размеру
территории (Петербургская,
Архангелогородская, Смоленская, Московская,
Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская).
Во главе губернии стояли генерал-губернаторы
и губернаторы. Разумеется, должности
губернаторов занимали особо доверенные
лица из окружения царя. Глава губернии,
сосредоточивший в своих руках высшие
военные и гражданские функции, имел
помощника (вице-губернатора), обер-ко-менданта
(ведал военными делами), обер-комиссара и
обер-провиантмейстера (денежные и хлебные
сборы) и так называемого ландрихтера (ведал
правосудием). Губернии первоначально
делились на «уезды» с «комендантом» (т.е. по-старому
воеводой) во главе. Однако губернская
канцелярия явно не справлялась со
множеством уездов, и поэтому вскоре введена
была новая, как бы промежуточная
административная единица - «провинция» во
главе с обер-комендантом. В 1713-1714 гг.
появилось еще 3 губернии (Нижегородская,
Астраханская и Рижская). С 1715 г. губернии
стали делиться на провинции (числом - 50), а
провинции делились уже не на уезды, а «доли»
во главе с ландратом (в каждой доле по 5536
дворов). Ландрат был лицом выборным от
дворян, хотя всецело подчинялся высшей
инстанции. Спустя некоторое время вместо «доль»
появились «дистрикты», в каждом из которых
теперь должно было быть 2 тыс. дворов.
Заметим, что при проверке итогов первой
ревизии военной администрацией появился
еще один дистрикт - полковой, где размещался
тот или иной полк, на содержание которого
шли налоги данного дистрикта.
В провинции основными
административными звеньями были комендант,
камерир, организующий сбор налогов, и
рентмейстер, возглавлявший местное
казначейство (рентерею). В дистриктах
земские комиссары в первую очередь
отвечали за сбор налогов и выполняли
полицейские функции.
|