В конце 90-х годов XVII в. был создан
внушительный азовский флот. С началом
Северной войны необходимым стал и
балтийский флот. В 1702-1704 гг. строительство
кораблей развернулось сразу в нескольких
местах: на реках Сясь, Свирь, Луга, Волхов,
Ижора. Кроме семи фрегатов (первый из
которых, «Штандарт», имел 28 орудий) было
построено 91 судно. В конце 1704 г. созданная
Петром на острове Котлин крепость имела уже
более 70 орудий. К 1710 г. в состав флота на
Балтике входило уже 12 линейных кораблей.
Сильный флот ускорил взятие русскими
войсками Выборга, Риги, Ревеля.
Новый этап резкой активизации в
строительстве новых кораблей наступает в
1711-1713 гг. На русских верфях уже строили
мощные 52- и даже 60-пушечные корабли. В 1714 г.
русский флот одержал 27 июля крупную морскую
победу над шведами у полуострова Гангут (Ханко).
Победа позволила русскому флоту
контролировать Аландские шхеры и побережье.
Стремясь перенести войну на территорию
врага, российский царь наращивал
численность и мощных линейных кораблей и
шхерного флота. Окончательное утверждение
на Балтийском море может быть приурочено к
победе у Грен-гама 27 июля 1720 г. К моменту
окончания войны Россия имела на Балтике 29
линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и
другие суда. И после войны, постоянно
наращивая численность кораблей, Россия
имела на Балтике самый мощный флот.
Создание каспийского флота
произошло уже в 20-е годы XVIII в. До этого
времени в Астрахани были, главным образом,
традиционные струги и бусы. К началу
Каспийского похода 1722-1723 гг. у России было
около 300 судов.
В первые годы создания русского
флота помимо сложнейших экономических и
технических проблем были огромные
трудности с кадрами для флота. Это ведь
только поначалу можно было нанять 600
зарубежных моряков (в основном все славяне)
и переквалифицировать армейских
гвардейцев и солдата моряки. С 1705 г.
начались наборы специально для флота. В
дальнейшем до 1715 г. было 5 наборов, примерно
по 1-1,5 тыс. человек каждый. Однако полностью
комплектование флота стало реальностью
только начиная с 1718 г.
В течение всех лет строительства
флота разрабатывались его теоретико-организационные
и военно-тактические основы. В 1706 г.
появился «Артикул корабельный», в 1710 г. - «Инструкция
и артикулы военные Российскому флоту». В
1718-1722 гг. подготовлен фундаментальный «Устав
морской» и «Регламент адмиралтейский»,
ставшие подлинным достижением русской
военно-теоретической мысли, обобщением
огромного боевого опыта Балтийского флота.
Важнейшим средством создания
сильной и боеспособной армии и могучего
флота было налаживание системы
профессионального военного образования.
Первой военной школой была бомбардирская
школа при Преображенском полку (1698-1699). В 1701
г. открылась первая большая (на 300 человек)
артиллерийская школа в Москве. В 1712 г. стала
действовать артиллерийская школа в
Петербурге. В 1721 г. там же открылась
артиллерийская школа для кадровых
артиллеристов. Были организованы и две
военно-инженерные школы. Наконец, в 1721 г. для
подготовки низшего командного состава (унтер-офицеров)
была создана огромная сеть гарнизонных
школ (число их достигало 50-ти).
Первое мореходное училище было
организовано еще в 1698 г. в Азове. В 1701 г. в
Москве открылась школа «математических и
навигацких» наук, готовящая кадры и для
армии, и для флота. Вначале она была
рассчитана на 200, а с 1701 г. - уже на 500 человек.
В 1715 г. стала действовать петербургская
Морская академия офицерских кадров. В 1716 г.
была организована так называемая
гардемаринская рота. Разумеется,
практиковались и командировки на учебу в
страны Западной Европы (в Голландию,
Францию, Италию и другие государства). В
конечном итоге к 20-м годам Россия могла
полностью обеспечивать и армию и флот
своими кадрами морских, пехотных,
артиллерийских и инженерных офицеров. В 1714
г. все иностранные офицеры, не выдержавшие
экзамен, были уволены со службы. В 1720 г.
Военная коллегия запретила принимать на
службу офицеров из других государств.
Правда, в 1722 г. в службу разрешено было
принимать лишь при условии, «что по смерть
им здесь оставаться».
|