On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Региональные конфликты современности: истоки, типы, пути решений

Распад мировой системы социализма, исчезновение с политической карты мира советского союза привели к появлению на мировой арене новых центров силы борьба между которыми за сферы экономического и политического влияния получила новый импульс. Зоной соперничества между этими центрами становится пространство бывшего СССР, где по периметру границ российского государства складывается дуга кризисов, а также стран восточной Европы и "третьего мира".

Почему возникают конфликты в отношениях между государствами? до недавнего времени в отечественной конфликтологии главною причиной межгосударственных конфликтов считался фактор "внешнего вмешательства империализма". Это означало, что любую локальную войну или международный конфликт надлежало рассматривать только как звено в единой цепи агрессивной политики империализма, выражающего свои классовые интересы на мировой арене. Именно -политика западных держав, направленная против СССР и его союзников, объявлялась основным источником международной напряженности и нестабильности.

Зеркальным отражением "наших" взглядов на природу 1лезду-народных конфликтов являлась официальная западная науки, которая рассматривала эти явления как следствие вмешательства СССР, как "руку Москвы", эксплуатирующую нестабильность обстановки в "третьем мире" с целью установления своего влияния в освободившихся странах, навязывания им просоветской модели под флагом "антиимпериалистической борьбы"” -все это, то есть классово антагонистическое миропонимание природы между народных отношений, с одной стороны, ссылки на "угрозы Москвы"-с другой, приводило к весьма упрощенному толкованию причин межгосударственных конфликтов, сужало картину бытия, препятствовало постижению специфики и самобытности процессов, происходивших в странах "третьего мира". В результате практически весь "третий мир" о его социальными потрясениями и международными конфликтами рассматривался главным образом в контексте соперничества между, востоком д Западом.

Разумеется, причин, ведущих к конфликтам между государствами, в том числе и в "третьем мире", значительно больше. Так, до конца второй мировой войны многие вооруженные конфликты происходит на почве нерешенных территориальных проблем. После 1945 г. к традиционным причинам конфликтов добавились новые, связанные с экономической стагнацией, задолженностью, наркобизнесом, ухудшением состояния окружающей среды, ростом народонаселения и расширением миграции, с тех пор вооруженные конфронтации на региональном уровне стали постоянным элементом между народной жизни, согласно исследованиям, проведенным в Мюнхенском университете, за период с 1945 по 1985 г. в мире произошло 160 воору денных конфликтов, 151 из которых приходился на развивающиеся страны. Свыше половины государств, составлявших мировое сообщество, были за этот период по меньшей мере один раз вовлечены в конфликт, и только 26 дней в мире все было относительно спокойно. При этом налицо эскалация уровня международной конфликтности: с 15 зарегистрированных конфликтов в 1955 г. ДО 24 в 1965 г. и 33 в 1985 г. Общее число погибших в этих конфликтах составило от 25 до 35 млн человек.

Анализируя • эти конфликты, следует проводить различие между ограниченными операциями или пограничными стычками и продолжительными конфликтами, приводившими к большим человеческим потерям. Кроме того, не следует упускать из виду -- национального, регионального и глобального уровней политической деятельности развивающихся стран на мировой арене, каждый из которых играет собственную роль в формировании между народной ситуации. Это позволяет построить трехъярусную типологическую модель конфликтов в "третьем мире":

-имеющие глобальное измерение, региональные и внутригосударственные. К конфликтах, происходившим в странах "третьего мира" и

-имевшим глобальное измерение, относились конфликты, вызванные процессом деколонизации, соперничеством двух сверхдержав (так называемое ^кное измерение конфликта между востоком и Западом), а также интервенциями ведущих держав в "третьем мире".

Деколонизационные конфликты в "третьем мире" играли большую роль в течение первых 30' лет послевоенного развития, то есть о 1945 по 1975 ^....- Хотя деколонизация была относительно мирным процессом, в некоторых случаях колониальные державы стремились любой ценой, в том числе и с помощью оружия, сохранить свои позиции. Такие конфликты либо имели ограниченные масштабы (как, например, интервенция Голландии в Индонезию в 1947-1948 гг.), либо представляли собой полномасштабные войны, сопровождавшиеся огромными людскими и материальными потерями (война в Индокитае з 1946-1954 гг., в Алжире в 1954- 1962 гг. и др.).

Что касается так называемого южного измерения конфликтов между Востоком я Западом, то этот тип конфликтов явился результатом примерного ядерного паритета, установившегося между двумя сверхдержавами в 70 - 80-Х гг. Будучи фактором ядерного сдерживания, он имел своим естественным следствием перенесение соперничества сверхдержав на периферию международной системы, в "третий мир". именно позиция развивающихся стран, которую они занимали в отношении противостоящих друг другу блоков, играла определяющую роль в получении ими оружия, материально-технической помощи, политической и дипломатической поддержки со стороны той или иной сверхдержавы. Правда, в отдельных случаях простое оказание ими поддержки своим союзникам считалось недостаточным и великие державы прямо вмешивались в конфликт (в качестве примера можно упомянуть участие США в войне в Корее в 1950-1953 гг. и во Вьетнаме в 1960-1970 гг., а СССР в Афганистане в 1930-1989 гг.).

Следует, однако, подчеркнуть, что прямое вооруженное вмешательотво западных держав (США, Великобритания, Франции и др.) или СССР в дела стран "третьего мира" не всегда происходило в рамках конфликта между Востоком и Западом” Нередко оно вызывалось другими соображениями, например геостратегического характера” Так, США всегда считали стабильность Центральной Америки жизненно важной для своей национальной безопасности и неоднократно вмешивались в дела этого региона (Гватемала, 1954; Доминиканская республика, 1965; Гренада, 1933; Панама, 1989; Гаити, 1994) с целью либо предотвратить перемены, противоречащие их интересам, либо свергнуть неугодные им правительства. То ае самое можно сказать о Франции, связанной многочисленными соглашениями об обороне и военной помощи с рядом африканских государств - . бывших колоний. в частности, ей пришлось провести ряд "внешних операций" в Мавритании, Джибути, 5аире, ЦАР, Чаде, Габоне, Руанде и др. вооруженное вмешательство в Венгрию, Чехословакию и Афганистан в 50-80-х гг. осуществил СССР.

К категории собственно региональных конфликтов относятся межгосударственные конфликты, войны, связанные с появлением региональных гегемонов, а также конфликты ирредентистского характера, конфликты между государствами являются "региональными" почти по определению, отличаясь от конфликтов всеобщего характера, в которые вовлечено несколько воюющих сторон или коалиций и которые охватывают значительную территорию, как это имело место в двух мировых войнах XX в. Причиной подобных конфликтов могут слуйсить споры по вопросу о границах, идеологические разногласия, экономические амбиции и притязания одного из государств региона. К числу подобных конфликтов, получивших распространение во второй половине XX в., мочено отнести, например, войны между Ливией и Чадом (1973-1937), Мали и Буркинл-фасо (1985-1936), Марокко и Алжиром (1962) в Африке; в Латинской Америке речь идет о конфликтах между Никарагуа и Гондурасом (1957), Гондурасом и Сальвадором (1969), Эквадором я Перу (1931, 1995); в Азии - о войнах ме;кду Индией и Пакистаном (1947-1949, 1965, 1971), Китаем и Индией (1962), Ираком и Куветом (1960, 1990), Ираном и Ираком (1980-1988). Следует отметить, что возможность дальнейших столкновений между странами юга остается весьма реальной, речь идет о серьезных разногласиях между Грецией и Турцией по кипрской проблеме, Пакистаном и Индией из-за Кашмира и т.д.

Другой фактор - появление в "третьем мире" регионалышх держав с экспансионистскими амбициями. Имеются в виду страны, которые по историческим причинам либо благодаря масштабам своей территории или народонаселения присваивают себе роль, далеко выходящую за пределы их национальных границ. Именно стремление к лидерству у себя в регионе привело некоторые местные державы к применению военной силы для достижения своих целей” сказанное относится к действиям Индии на Индостане, Вьетнама в Индокитае, Ирака на Среднем Востоке”

Что касается конфликтов ирредентистского характера, то в качестве примера можно привести политику сомали, заявившего о намерении проводить курс на воссоединение всех сомалийских народов в едином государстве, что привело к вооруженной конфронтации в районе Африканского рога (Огадене) в 1977-1978 гг.

Самыми же распространенными, кровопролитными и наиболее продолжительными конфликтами в "третьем мире" остаются внутригосударственные конфликты. По некоторым оценкам, из 127 конфликтов, имевших мест о с 1945 по 1986 г“, 17 конфликтов были связаны с деколонизацией, 24 были "пограничными войнами", которые велись в поддержку территориальных притязаний, и 73 конфликта происходили в пределах границ одного государства. Причинами внутригосударственных войн могут быть этнические и религиозные разногласия, обостренное политическое и идеологическое соперничество между правительством и силами оппозиции, чрезмерный централизм, а также отсутствие какого-либо механизма демократических консультаций! в целях достижения национального согласия, И хотя такие конфликты происходят в пределах одного государства, они, строго говоряя все же не могут считаться чисто внутренними, поскольку рано или поздно, прямо или косвенно приводят к международным осложненияя. Это относится как ко всеобщей вооруженной борьбе, которую, например, вели сацдинисфн против диктатора семосы в Никарагуа, так и к достаточно локализованной воор^генной борьбе в восточном Пакистане, приведшей к созданию государства Бангладеш; как к мятех^ тамилов в Щря-Ланке, так и к борьбе курдов в Ираке, Турции.

Весьма сложной остается проблема урегулирования конфликтов” Из числа существующих подходов к решению этой задачи своей широтой ваделяются три: 1) морально-правовой (или нормативный) подход, 2) принудвтельно-переговорннй (или метод торга) и 8) подход, основанный на решении проблем”

Для морально-правового подхода характерно стремление уладить конфликт, используя набор правовых или моральных норм^ Он мокет быть эффективным лишь тогда, когда стороны заявляют о принципиальном согласии с этими нормами, то есть с устанавливаемыми правилами игры” БОЛИ же в отношении последних имеет место не консенсус, а разногласие, то в этом случае нормативный подход немногого стоит. Нормы при таком исходе либо отвергаются одной или всеми сторонами как неприемлемые, либо их надо навязывать” Тем самым нормативный подход к урегулированию конфликтов может быть вытеснен принудительно-переговорным (или методом торга^

Что же касается подхода, основанного на решении проблем, то имеется в виду ситуация, при которой заинтересованные стороны устанавливают взаимоотношения, устраивающие и удовлетворяющие всех” речь идет о всеобъемлющем процессе прекращения конфликта” Для этого необходимо, во-первых, чтобы противоборствующие стороны пришли (вместе или раздельно) к выводу о том, что возможный диапазон компромиссных решений в создавшихся условиях предпочтительнее продолжения войны или другой формы открытого конфликта, во-вторых, чтобы они подали друг другу сигнал о готовности вступить в прямые переговоры, а затем довели до сведения друг друга условия, на которых они согласны встретиться с целью достичь урегулирования. В-третьих, чтобы в ходе переговорного процесса противоборствующие стороны на двусторонней основе либо с помощью других участников переговоров попытались достичь соглашения о наиболее приемлемых компромиссных решениях, по меньшей мере одно из которых предпочтительнее продолжения конфликта” И, в-четвертых, чтобы достигнутое в ходе переговоров соглашение относительно соблюдения условий урегулирования конфликта воплощалось в жизнь и выверялось с помощью дальнейших переговоров” в том числе при участии наблюдателей из третьих стран.




Литература - Общие темы - Политические , социальные и международные конфликты