Распад мировой системы
социализма, исчезновение с политической
карты мира советского союза привели к
появлению на мировой арене новых центров
силы борьба между которыми за сферы
экономического и политического влияния
получила новый импульс. Зоной
соперничества между этими центрами
становится пространство бывшего СССР, где
по периметру границ российского
государства складывается дуга кризисов, а
также стран восточной Европы и "третьего
мира".
Почему возникают конфликты в
отношениях между государствами? до
недавнего времени в отечественной
конфликтологии главною причиной
межгосударственных конфликтов считался
фактор "внешнего вмешательства
империализма". Это означало, что любую
локальную войну или международный конфликт
надлежало рассматривать только как звено в
единой цепи агрессивной политики
империализма, выражающего свои классовые
интересы на мировой арене. Именно -политика
западных держав, направленная против СССР и
его союзников, объявлялась основным
источником международной напряженности и
нестабильности.
Зеркальным отражением "наших"
взглядов на природу 1лезду-народных
конфликтов являлась официальная западная
науки, которая рассматривала эти явления
как следствие вмешательства СССР, как "руку
Москвы", эксплуатирующую нестабильность
обстановки в "третьем мире" с целью
установления своего влияния в
освободившихся странах, навязывания им
просоветской модели под флагом "антиимпериалистической
борьбы"” -все это, то есть классово
антагонистическое миропонимание природы
между народных отношений, с одной стороны,
ссылки на "угрозы Москвы"-с другой,
приводило к весьма упрощенному толкованию
причин межгосударственных конфликтов,
сужало картину бытия, препятствовало
постижению специфики и самобытности
процессов, происходивших в странах "третьего
мира". В результате практически весь "третий
мир" о его социальными потрясениями и
международными конфликтами рассматривался
главным образом в контексте соперничества
между, востоком д Западом.
Разумеется, причин, ведущих к
конфликтам между государствами, в том числе
и в "третьем мире", значительно больше.
Так, до конца второй мировой войны многие
вооруженные конфликты происходит на почве
нерешенных территориальных проблем. После
1945 г. к традиционным причинам конфликтов
добавились новые, связанные с
экономической стагнацией, задолженностью,
наркобизнесом, ухудшением состояния
окружающей среды, ростом народонаселения и
расширением миграции, с тех пор вооруженные
конфронтации на региональном уровне стали
постоянным элементом между народной жизни,
согласно исследованиям, проведенным в
Мюнхенском университете, за период с 1945 по
1985 г. в мире произошло 160 воору денных
конфликтов, 151 из которых приходился на
развивающиеся страны. Свыше половины
государств, составлявших мировое
сообщество, были за этот период по меньшей
мере один раз вовлечены в конфликт, и только
26 дней в мире все было относительно
спокойно. При этом налицо эскалация уровня
международной конфликтности: с 15
зарегистрированных конфликтов в 1955 г. ДО 24 в
1965 г. и 33 в 1985 г. Общее число погибших в этих
конфликтах составило от 25 до 35 млн человек.
Анализируя • эти конфликты,
следует проводить различие между
ограниченными операциями или пограничными
стычками и продолжительными конфликтами,
приводившими к большим человеческим
потерям. Кроме того, не следует упускать из
виду -- национального, регионального и
глобального уровней политической
деятельности развивающихся стран на
мировой арене, каждый из которых играет
собственную роль в формировании между
народной ситуации. Это позволяет построить
трехъярусную типологическую модель
конфликтов в "третьем мире":
-имеющие глобальное измерение,
региональные и внутригосударственные. К
конфликтах, происходившим в странах "третьего
мира" и
-имевшим глобальное измерение,
относились конфликты, вызванные процессом
деколонизации, соперничеством двух
сверхдержав (так называемое ^кное измерение
конфликта между востоком и Западом), а также
интервенциями ведущих держав в "третьем
мире".
Деколонизационные конфликты в
"третьем мире" играли большую роль в
течение первых 30' лет послевоенного
развития, то есть о 1945 по 1975 ^....- Хотя
деколонизация была относительно мирным
процессом, в некоторых случаях
колониальные державы стремились любой
ценой, в том числе и с помощью оружия,
сохранить свои позиции. Такие конфликты
либо имели ограниченные масштабы (как,
например, интервенция Голландии в
Индонезию в 1947-1948 гг.), либо представляли
собой полномасштабные войны,
сопровождавшиеся огромными людскими и
материальными потерями (война в Индокитае з
1946-1954 гг., в Алжире в 1954- 1962 гг. и др.).
Что касается так называемого
южного измерения конфликтов между Востоком
я Западом, то этот тип конфликтов явился
результатом примерного ядерного паритета,
установившегося между двумя
сверхдержавами в 70 - 80-Х гг. Будучи фактором
ядерного сдерживания, он имел своим
естественным следствием перенесение
соперничества сверхдержав на периферию
международной системы, в "третий мир".
именно позиция развивающихся стран,
которую они занимали в отношении
противостоящих друг другу блоков, играла
определяющую роль в получении ими оружия,
материально-технической помощи,
политической и дипломатической поддержки
со стороны той или иной сверхдержавы.
Правда, в отдельных случаях простое
оказание ими поддержки своим союзникам
считалось недостаточным и великие державы
прямо вмешивались в конфликт (в качестве
примера можно упомянуть участие США в войне
в Корее в 1950-1953 гг. и во Вьетнаме в 1960-1970 гг., а
СССР в Афганистане в 1930-1989 гг.).
Следует, однако, подчеркнуть, что
прямое вооруженное вмешательотво западных
держав (США, Великобритания, Франции и др.)
или СССР в дела стран "третьего мира"
не всегда происходило в рамках конфликта
между Востоком и Западом” Нередко оно
вызывалось другими соображениями, например
геостратегического характера” Так, США
всегда считали стабильность Центральной
Америки жизненно важной для своей
национальной безопасности и неоднократно
вмешивались в дела этого региона (Гватемала,
1954; Доминиканская республика, 1965; Гренада,
1933; Панама, 1989; Гаити, 1994) с целью либо
предотвратить перемены, противоречащие их
интересам, либо свергнуть неугодные им
правительства. То ае самое можно сказать о
Франции, связанной многочисленными
соглашениями об обороне и военной помощи с
рядом африканских государств - . бывших
колоний. в частности, ей пришлось провести
ряд "внешних операций" в Мавритании,
Джибути, 5аире, ЦАР, Чаде, Габоне, Руанде и др.
вооруженное вмешательство в Венгрию,
Чехословакию и Афганистан в 50-80-х гг.
осуществил СССР.
К категории собственно
региональных конфликтов относятся
межгосударственные конфликты, войны,
связанные с появлением региональных
гегемонов, а также конфликты
ирредентистского характера, конфликты
между государствами являются "региональными"
почти по определению, отличаясь от
конфликтов всеобщего характера, в которые
вовлечено несколько воюющих сторон или
коалиций и которые охватывают значительную
территорию, как это имело место в двух
мировых войнах XX в. Причиной подобных
конфликтов могут слуйсить споры по вопросу
о границах, идеологические разногласия,
экономические амбиции и притязания одного
из государств региона. К числу подобных
конфликтов, получивших распространение во
второй половине XX в., мочено отнести,
например, войны между Ливией и Чадом (1973-1937),
Мали и Буркинл-фасо (1985-1936), Марокко и
Алжиром (1962) в Африке; в Латинской Америке
речь идет о конфликтах между Никарагуа и
Гондурасом (1957), Гондурасом и Сальвадором
(1969), Эквадором я Перу (1931, 1995); в Азии - о
войнах ме;кду Индией и Пакистаном (1947-1949, 1965,
1971), Китаем и Индией (1962), Ираком и Куветом
(1960, 1990), Ираном и Ираком (1980-1988). Следует
отметить, что возможность дальнейших
столкновений между странами юга остается
весьма реальной, речь идет о серьезных
разногласиях между Грецией и Турцией по
кипрской проблеме, Пакистаном и Индией из-за
Кашмира и т.д.
Другой фактор - появление в "третьем
мире" регионалышх держав с
экспансионистскими амбициями. Имеются в
виду страны, которые по историческим
причинам либо благодаря масштабам своей
территории или народонаселения
присваивают себе роль, далеко выходящую за
пределы их национальных границ. Именно
стремление к лидерству у себя в регионе
привело некоторые местные державы к
применению военной силы для достижения
своих целей” сказанное относится к
действиям Индии на Индостане, Вьетнама в
Индокитае, Ирака на Среднем Востоке”
Что касается конфликтов
ирредентистского характера, то в качестве
примера можно привести политику сомали,
заявившего о намерении проводить курс на
воссоединение всех сомалийских народов в
едином государстве, что привело к
вооруженной конфронтации в районе
Африканского рога (Огадене) в 1977-1978 гг.
Самыми же распространенными,
кровопролитными и наиболее
продолжительными конфликтами в "третьем
мире" остаются внутригосударственные
конфликты. По некоторым оценкам, из 127
конфликтов, имевших мест о с 1945 по 1986 г“, 17
конфликтов были связаны с деколонизацией, 24
были "пограничными войнами", которые
велись в поддержку территориальных
притязаний, и 73 конфликта происходили в
пределах границ одного государства.
Причинами внутригосударственных войн
могут быть этнические и религиозные
разногласия, обостренное политическое и
идеологическое соперничество между
правительством и силами оппозиции,
чрезмерный централизм, а также отсутствие
какого-либо механизма демократических
консультаций! в целях достижения
национального согласия, И хотя такие
конфликты происходят в пределах одного
государства, они, строго говоряя все же не
могут считаться чисто внутренними,
поскольку рано или поздно, прямо или
косвенно приводят к международным
осложненияя. Это относится как ко всеобщей
вооруженной борьбе, которую, например, вели
сацдинисфн против диктатора семосы в
Никарагуа, так и к достаточно
локализованной воор^генной борьбе в
восточном Пакистане, приведшей к созданию
государства Бангладеш; как к мятех^ тамилов
в Щря-Ланке, так и к борьбе курдов в Ираке,
Турции.
Весьма сложной остается проблема
урегулирования конфликтов” Из числа
существующих подходов к решению этой
задачи своей широтой ваделяются три: 1)
морально-правовой (или нормативный) подход,
2) принудвтельно-переговорннй (или метод
торга) и 8) подход, основанный на решении
проблем”
Для морально-правового подхода
характерно стремление уладить конфликт,
используя набор правовых или моральных
норм^ Он мокет быть эффективным лишь тогда,
когда стороны заявляют о принципиальном
согласии с этими нормами, то есть с
устанавливаемыми правилами игры” БОЛИ же в
отношении последних имеет место не
консенсус, а разногласие, то в этом случае
нормативный подход немногого стоит. Нормы
при таком исходе либо отвергаются одной или
всеми сторонами как неприемлемые, либо их
надо навязывать” Тем самым нормативный
подход к урегулированию конфликтов может
быть вытеснен принудительно-переговорным (или
методом торга^
Что же касается подхода,
основанного на решении проблем, то имеется
в виду ситуация, при которой
заинтересованные стороны устанавливают
взаимоотношения, устраивающие и
удовлетворяющие всех” речь идет о
всеобъемлющем процессе прекращения
конфликта” Для этого необходимо, во-первых,
чтобы противоборствующие стороны пришли (вместе
или раздельно) к выводу о том, что возможный
диапазон компромиссных решений в
создавшихся условиях предпочтительнее
продолжения войны или другой формы
открытого конфликта, во-вторых, чтобы они
подали друг другу сигнал о готовности
вступить в прямые переговоры, а затем
довели до сведения друг друга условия, на
которых они согласны встретиться с целью
достичь урегулирования. В-третьих, чтобы в
ходе переговорного процесса
противоборствующие стороны на
двусторонней основе либо с помощью других
участников переговоров попытались достичь
соглашения о наиболее приемлемых
компромиссных решениях, по меньшей мере
одно из которых предпочтительнее
продолжения конфликта” И, в-четвертых,
чтобы достигнутое в ходе переговоров
соглашение относительно соблюдения
условий урегулирования конфликта
воплощалось в жизнь и выверялось с помощью
дальнейших переговоров” в том числе при
участии наблюдателей из третьих стран.
|