С развитием общества, с
изменениями в структуре общественного
производства, сдвигами в его технической
базе, актуализацией тех или иных сфер
общественной жизни происходят развитие,
обогащение, уточнение функций государства.
Данный процесс идет по следующим
направлениям: последовательный переход от
прямых к косвенным методам регулирования
экономики; резкое усиление социальных
функций государства, его роли в
регулировании социальных процессов,
начиная с установления минимальных ставок
оплаты труда, в том числе часовых,
обязательных для любого предпринимателя
независимо от формы собственности и
национальной принадлежности; определение
прожиточного минимума, продолжительности
рабочего времени и времени отдыха,
гарантированных отпусков; решение сложных
социальных проблем, таких, как комплекс
взаимоотношений труда и капитала, социальное
партнерство, уменьшение неоправданной
дифференциации в доходах населения,
обеспечение стабильности в обществе.
В последнее время возникли и
качественно новые функции государства,
которые ранее не были однозначно
структурированы, что связано с постепенным
становлением постиндустриального общества.
К ним можно отнести принятие на себя
государством обязательств в области
образования, формирования и поддержки
фундаментальной науки, создания
специальных зон для разработки современных
технологий, проведение четко
сформулированной промышленной политики,
решение экологических вопросов. В качестве
примеров положительной роли государства
за последнее десятилетие приведем преодоление
трагедии Великих озер в Соединенных Штатах
Америки или очистку Рейна, который еще
несколько десятилетий назад был сточной
канавой Европы. Рынок привел к
экологической катастрофе, а наводить
порядок пришлось с помощью государства.
Концепция вытеснения государства из сферы
экономики, уменьшения числа его функций и
ослабления регулирующей роли как
генеральное направление развития нашей
страны не соответствует глобальным мировым
тенденциям и не отвечает российским
реалиям.
Роль государства качественно
различается на этапах становления,
формирования рыночной экономики и в
условиях функционирования уже
сложившейся, хорошо отлаженной и
отрегулированной экономики рыночного
типа. Самоорганизация, а рынок-классический
образец самоорганизации, присуща
достаточно устойчивым системам и мало
эффективна в период перехода от одной
системы к другой. Важно иметь в виду, что в
условиях социально-экономической
трансформации принцип самоорганизации
способствует усилению консервативной,
защитной функции, возврату экономики в прежнее
состояние, укоренению старых тенденций. Это
очень опасно. К тому же отсутствие каких-либо
регулирующих начал в период трансформации
ведет к неизбежному нарастанию хаотических
процессов. Кстати, и тенденция к
консервации сложившихся структур, и нарастание
хаотических процессов четко видны в
современной России. О каких же задачах
государства идет речь на этапе становления
рыночной экономики? Можно выделить
несколько таких задач.
Это прежде всего формирование
новой системы отношений собственности,
присущей смешанной, многоукладной
экономике. Самостийно данный процесс в
исторически обозримой перспективе в
принципе не может произойти.
Далее. Становление малого
предпринимательства, в том числе и
фермерского хозяйства, невозможно без
поддержки и государственного
регулирования. В последнем нуждаются и
современные высокоорганизованные
структуры типа финансово-промышленных
групп и аналогичных им. Их создание тоже не
может быть пущено на самотек, требует
чёткого инициирования, регулирования и
поддержки со стороны государства.
Наконец в переходный период
стоит задача формирования основных
элементов рыночной экономики, включая
финансовый и фондовый рынки, регулирования
рынка труда и занятости, инфраструктуры
рыночной экономики в целом, которые вряд ли
могут сложиться без активного
регулирующего участия государства.
После создания основ рыночной
экономики опять-таки нельзя говорить об
уходе государства из этой сферы. Перед ним
на этапе регулирования сложившейся,
отлаженной системы экономических отношений
возникают новые задачи.
Масштабы государственного
регулирования, его конкретные формы и
методы существенно различаются по странам.
Они отражают и историю, и традиции, и тип
национальной культуры, масштабы страны и
ее геополитическое положение, многие другие
факторы. Поэтому было бы неверно пытаться
найти готовые схемы и вообще жить по
шпаргалке - эффект будет невелик. Это задача
всегда творческая, требующая тщательного
нахождения ответов на возникающие вопросы.
Думается, что в принципе поиск таких
ответов в рамках парного соотношения "государство-рынок"
не отражает реальной ситуации в обществе и
непродуктивен ни для науки, ни для
практической деятельности. Эти категории
вообще вряд ли можно рассматривать как
парные.
Нельзя согласиться с теми
экономистами, кто абсолютизирует и
преувеличивает роль рынка, недооценивая
роль государства. Вместе с тем не совсем
корректны и те, кто преувеличивает
возможности современного государства, не
признавая роль рыночной саморегуляции,
стимулирования и т.д. Абсолютно правильный
ответ в том, что надо искать взвешенное,
рациональное их соотношение.
|