Рассмотренные в данном реферате
положения составляют предложение для
существенного улучшения политики
правительства России в регулировании
экономики переходного периода:
- требуется повышение объемов
реальных государственных расходов по
сравнению с установленными
законодательством и современной практикой;
- необходимо резко сократить
финансирование бюджетного дефицита
посредством выпуска новых ГКО и внешних
заимствований, расширив финансирование за
счет кредитов Центробанка РФ;
- надо существенно увеличить
объемы государственных капиталовложений в
реальную экономику;
- следует провести серьезную
банковскую реформу для упорядочения
расчетов между предприятиями и предприятий
с бюджетом.
Проведение этих мер должно иметь
приоритет перед жилищно-коммунальной
реформой или реорганизацией естественных
монополий, которые следовало бы отложить до
создания более благоприятной
макроэкономической ситуации. Оба эти
мероприятия могут быть реализованы только
путем существенного повышения квартирной
платы, а также тарифов на коммунальные
услуги и пассажирский транспорт. Не говоря
уже о нереальности получения
дополнительных доходов в бюджет от
населения, такие меры, безусловно, приведут
к значительному сокращению реального
спроса на потребительские товары (как
минимум на 10-15°о), что еще больше обострит
сбыт, а следовательно, вызовет дальнейшее
падение национального производства. Этот
минус грозит перекрыть возможный плюс от
снижения для предприятий цен на газ,
электроэнергию и железнодорожных тарифов.
Предлагаемые рекомендации
радикально расходятся с догмами
монетаризма, которыми сейчас
руководствуется правительство. Зато они
полностью соответствуют инвестным
положениям современной экономической
науки о том, как стимулировать рост
производства, не вызывая при этом
чрезмерной инфляции.
В России со времен великих реформ
прошлого столетия неоднократно
предпринимались попытки решения
организационных проблем реформирования
экономики при смене экономического уклада
и политического курса. Хотя коренные
изменения политических систем в феврале и
октябре 1917 г. и в августе 1991 г. имели разную
политическую подоплеку, но цели
реформирования организационного порядка у
них во многом совпадали. Однако следует
признать, что решить организационные
вопросы управления экономикой эти реформы
не смогли.
Установление советским режимом
жесткого административного контроля над
экономикой в 30-50-е годы сковало
хозяйственную инициативу, обусловило
зависимость предприятий и региональных
хозяйственных систем от донорской помощи
государства, оказываемой часто без учета
экономической целесообразности и
эффективности. Реформы 1991-1992 гг., наоборот,
напоминают революцию. Они сломали
существовавший в стране общественно-политический
строй. Главная их цель - освободиться от
всех последствий и атрибутов социализма,
включая идеологию и образ жизни людей. И
надо отметить, что российские реформаторы
добились в этом больших успехов, чем в
экономических преобразованиях. Жизнь людей
резко изменилась, они оказались
незащищенными (за исключением
немногочисленного слоя новой буржуазии)
перед чисто товарным производством,
сопровождаемым ростом цен, неуверенностью
в завтрашнем дне, отсутствием социальных
гарантий со стороны государства.
Необходимо совершенствовать, а
может быть, даже коренным образом изменить
роль организационных структур управления
современным российским рынком, особенно в
переходный период. Государство оказывает
влияние на экономику посредством
установления ставок налогов, акцизов и
сборов, внешнеторговых пошлин,
предоставляя займы и кредиты, выделяя
средства на образование, науку, культуру,
охрану окружающей среды и др. Главное при
этом - не подавить частную инициативу и
обеспечить рост уровня жизни населения.
|