On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБР

Дополнительными инструментами денежно-кредитной политики ЦБР считаются: рефинансирование, валютное регулирование, управление наличной денежной массой.

Рефинансирование

Под рефинансированием понимается предоставление ЦБР кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставлении ломбардного кредита и переучета векселей.

 До 1994 года ЦБР предоставлял коммерческим банкам кредиты в порядке централизованного распределения. С помощью этих кредитов ссудный фонд страны направлялся на предприятия, в отрасли и регионы без учета экономической целесообразности и реальных возможностей возврата. Такое кредитование не требовало от коммерческих банков привлечения депозитов. Они играли пассивную роль финансовых посредников, предоставляя заемщикам кредиты по ставке, значительно ниже учетной ставки ЦБР. Разница  покрывалась из бюджета с учетом того, что размер маржи составлял - независимо от кредитоспособности заемщика - 3 процента. В 1995 году выдача централизованных кредитов резко сократилась, хотя и сохранилась для поддержки некоторых отраслей. Теперь банки могут рассчитывать на получение кредитных ресурсов от ЦБР на коммерческой основе путем их покупки на кредитных аукционах. Они проводятся  в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с  частотой и  в сроки, определяемые ЦБР, исходя из задач его кредитно-денежной политики.

Ломбардный кредит - форма рефинансирования, при которой ЦБР предоставляет ссуды под залог. В отличие от ссуд, обеспеченных недвижимостью (ипотека), ломбардные операции являются ссудами под залог движимого объекта. Предметом залога становятся в первую очередь надежные ценные бумаги, котируемые на бирже. Ссуды выдаются в пределах суммы, не превышающей определенной части их курсовой стоимости, поскольку возможно падение курса. Наряду с государственными обязательствами в залог могут приниматься векселя. Список ценных бумаг, принимаемых к залогу, определяется ЦБР. Это, как правило, государственные ценные бумаги, но в отдельных случаях могут приниматься и корпоративные ценные бумаги. ЦБР устанавливает лимит выдачи ломбардного кредита в целом по стране и  для каждого Главного территориального управления (Национального банка). Ломбардный кредит предоставляется на основе ежегодно заключаемого генерального кредитного договора, в котором оговариваются принципиальные условия кредитования. Каждая ссуда предоставляется на срок до 50 дней и оформляется составлением отдельного кредитного соглашения. Одновременно коммерческий банк должен выдать обязательство о погашении ссуды в обусловленный срок и передать территориальному органу ЦБР доверенность на право реализации ценных бумаг, принятых в залог, если ссуда не будет возвращена в срок.  Ломбардный кредит предоставляется в размере до 75 процентов рыночной стоимости ценных бумаг, принятых в залог. Правом получения ломбардного кредита пользуются банки, которые отвечают определенным условиям. До обращения за кредитом они должны успешно функционировать не менее одного года, соблюдать установленные нормативы, своевременно перечислять деньги в резервные фонды ЦБР и представлять ему в срок и в полном объеме отчетность. Достоверность отчетности и соблюдения правил бухгалтерского учета подтверждается аудиторской организацией. На момент выдачи ломбардного кредита коммерческий банк не может иметь просроченную задолженность по ранее полученным от ЦБР ссудам. Главные территориальные управления ЦБР (Национальные банки) стали практиковать выдачу ломбардных кредитов только в 1995 году. 

Третий способ рефинансирования - переучет векселей -базируется на использовании векселей. Вексель применяется в финансовых системах разных стран как    инструмент оформления кредита, предоставляемого в товарной форме поставщиком покупателю. Преимущество его заключается в соединении двух важнейших функций - кредитной и расчетной. Как расчетный инструмент вексель может эффективно заменять в обороте деньги  благодаря возможности его передачи по индоссаменту. Важным преимуществом векселя является и то обстоятельство, что все лица, участвующие в процессе индоссаментов, несут перед последним его владельцем солидарную ответственность за погашение вексельного долга. Это сделало вексель привлекательным для коммерческих банков, практикующих покупку у своих клиентов векселей, основанных на реальных товарных сделках.  Распространение практики учета векселей коммерческими банками привело к развитию переучетных операций. С помощью механизма переучета векселей ЦБР осуществляет свою дисконтную политику, то есть определяет условия, на которых он покупает векселя и предоставляет коммерческим банкам кредиты в порядке рефинансирования. В частности, он устанавливает: 

- цену предоставления кредита, то есть величину переучетной ставки; 

- количественные рамки дисконтной политики;

- качественные требования к переучитываемым векселям. 

Определяя свою переучетную ставку, ЦБР косвенно воздействует на ставки коммерческих банков. Ограничения суммы при переучете векселей означают, что ЦБР установил лимит вексельного переучетного кредитования для коммерческих банков. В зависимости от требований кредитной политики и состояния коммерческого банка ЦБР может снижать или увеличивать лимиты вексельного кредитования. Это в конечном счете влияет на размеры свободных ликвидных средств банков.  Проведение операций по переучету векселей предприятий является одним из перспективных направлений деятельности ЦБР. Такой способ рефинансирования представляется наиболее надежным и приемлемым для текущего кредитования промышленности и сельского хозяйства. Он способствует уменьшению потребности предприятий в оборотных средствах и ускорению их оборачиваемости, то есть к повышению эффективности производства. В свою очередь ЦБР получает инструмент экономического воздействия на денежно-кредитную политику.

Валютное регулирование

До 1992 года валютные операции были монополией государства. Вся поступавшая в страну валюта в обязательном порядке продавалась Внешэкономбанку. Для осуществления необходимых платежей за импорт или для расчетов по другим операциям Внешэкономбанк продавал валюту в пределах утвержденного для каждого покупателя лимита. Валюта покупалась и продавалась за рубли по курсу, установленному централизованно.  В 1991 году использовались и публиковались три вида валютных курсов рубля: официальный, коммерческий и специальный. Наряду с ними существовал биржевой курс, определявшийся на аукционах, которые проводил Внешэкономбанк с ноября 1989 до мая 1991 года. Средний аукционный курс рубля составлял 22,6 рубля за 1 доллар США. В то же время неофициальный курс «черного рынка» в десятки раз превышал все другие курсы. В условиях перехода к рыночным отношениям возникла объективная необходимость определения валютного курса рубля, адекватного таким отношениям.  На валютный курс оказывает влияние множество факторов: он зависит от состояния платежного баланса, от объема экспорта и импорта, от доли внешней торговли в валовом внутреннем продукте, от дефицита бюджета и источников его покрытия, от экономической и политической ситуации и других причин. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободного предложения по купле и продаже валюты на валютных биржах. В 1992 году ЦБР и 30 ведущих коммерческих банков страны учредили Московскую межбанковскую валютную биржу  (ММВБ) как акционерное общество закрытого типа. На бирже регулярно определяется курс рубля к доллару США, который с 1 июля 1992 года используется ЦБР для официальной котировки рубля к иностранным валютам. Биржевой курс рубля стал наиболее точным индикатором динамики макроэкономических процессов и инструментом воздействия на них. Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, ЦБР осуществляет валютное регулирование, организует  валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами. 

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБР вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты: для повышения его курса ЦБР продает иностранную валюту, для снижения - скупает. ЦБР проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.  В занижении курса рубля заинтересованы предприятия сырьевого комплекса, обеспечивающие основную часть валютной выручки России, а в завышении - те предприятия, которые получают сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, которые пока производят продукцию, неконкурентоспособную по сравнению с иностранной продукцией. Особенно актуально это для сельскохозяйственного производства, так как потребность страны в продовольствии более чем на треть удовлетворяется за счет импорта.

Наряду с валютной интервенцией ЦБР принимает ряд административных мер, которые являются инструментами регулирования валютного курса в направлении, отвечающему укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. К таким мерам, в частности, относятся:   

- решение об обязательной продаже части экспортной выручки. Ее осуществляют на валютных биржах экспортеры через уполномоченные коммерческие банки;

- лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается так называемая “открытая позиция”. Она определяется для банка как разница между суммой иностранной валюты, купленной им за свой счет с 1 января отчетного года, и суммой иностранной валюты, проданной банком за тот же период времени;

- учитывая, что значительная часть валюты в результате экспорта оседала в иностранных банках, ЦБР совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации разработали систему, предусматривающую методы экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в отечественные банки; 

- как временную меру валютного регулирования ЦБР установил верхний и нижний предел колебания курса рубля при операциях на валютном рынке - так называемый “валютный коридор”. Установление “валютного коридора” является шагом по введению регулируемого валютного курса, поскольку нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финансовое положение банков и предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Благодаря валютной интервенции в рамках «валютного коридора» ЦБР имеет возможность обеспечить    равномерную и предсказуемую динамику валютного курса, увязанную с другими макроэкономическими показателями, в том числе и в первую очередь с темпами инфляции и процессом сближения уровня внутренних цен с уровнем мировых цен.

Регулирование наличной денежной массы

Регулирование обращения наличных денег, эмиссия, организация их обращения и изъятия из обращения осуществляются исключительно ЦБР. В условиях, когда в России по сути был только один банк - Государственный, для его филиалов не существовало проблемы кредитных ресурсов, так как они создавались автоматически благодаря функционированию т.н. межфилиальных  оборотов. В этот период правительство планировало и строго лимитировало процесс превращения депозитной эмиссии в банкнотную, то есть процесс превращения безналичных денег в наличные, ибо в России бытовало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение денег по банковским счетам - это лишь обращение банковских записей, а не денег.  В США и в других капиталистических странах в начале XX столетия экономисты также считали деньгами лишь банкноты и металлические монеты. В последующие годы в этих странах уже не проводилось экономического различия между наличными и безналичными деньгами. Различия сводились к техническим особенностям тех и других и связанных с этим издержками обращения. Объективные условия перехода России к рыночным отношениям и создание соответствующих коммерческих банков стимулировали идентичный с другими развитыми странами подход к оценке компонентов денежной массы в обращении.  Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в развитых капиталистических странах доля наличных денег в общей денежной массе находится на уровне 5-10 процентов. В России же удельный вес наличных денег в их общей сумме пока неуклонно возрастает. Так, на 1 января  1992 года в обращении находилось 166 млрд. наличных рублей, или 17 процентов всей денежной массы, а на 1 сентября 1993 года наличная часть денежной массы увеличилась в 46 раз, достигнув 7,6 трлн. рублей, или 30 процентов. По данным баланса ЦБР по состоянию на  1 октября 1994 года налично-денежная масса достигла 36 трлн. рублей. Это связано с крайне низким по сравнению с другими странами уровнем развития системы безналичных платежей.    В 1995 году в целях сокращения объемов наличной денежной массы ЦБР и коммерческие банки произвели крупные капитальные вложения как со стороны ЦБР, так и со стороны коммерческих банков в создание материально-технической базы для существенного расширения системы безналичных расчетов, в том числе и с населением. В  настоящее время ЦБР производит прогнозные расчеты кассовых оборотов, целью которых является определение потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и по банкам. В таких расчетах  определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и в оборотные кассы ЦБР, размеры и основные направления по выдаче наличных денег предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, а  также налично-денежный эмиссионный результат, то есть  сумма выпуска или изъятия наличных денег из обращения.  ЦБР утвердил положение, регулирующее операции с наличными деньгами, которое, в частности, предусматривает установление для каждой организации лимитов наличных денег  в кассах. Запрещается оплачивать наличными деньгами сделки на сумму более установленных ЦБР лимитов. Все расчеты между юридическими лицами сверх этой суммы должны производиться  только в безналичном порядке. Деятельность ЦБР в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непосредственно связана с  процессом вхождения России в международное экономическое сообщество, оказывающее содействие развитию российской экономики.

Назад       Главная       Вперёд