Источниками вероучения ислама
является Коран и Сунна. Мусульмане считают
Коран (араб. «Куран» - чтение) высшим и
наиболее полным из священных писаний, к
коим они относят Тору и евангелия. Согласно
исламской традиции, Коран был прочитан
избраннику бога Мухаммеду ангелом
Джебраилом по вечному оригиналу,
находящемуся на небе. В нем изложены основы
вероучения, нравственности,
законодательства и обрядовые наставления.
Текст Корана изменялся вплоть до VIII в.
Однако уже через несколько десятилетий
после составления Корана стало ясно, что
необходима конкретизация коранических
положений, в частности этического учения.
Подробное нравственное учение ислама
изложено в Сунне - сборнике преданий (хадисов)
о том, как поступал Мухаммед в различных
случаях жизни при решении нравственных,
правовых, житейских вопросов. Сунна тоже
изменялась, включая все новые элементы из
Торы, евангелий, сочинений персидских и
индусских мыслителей, причем все это
приписывалось пророку. Сунна стала главным
источником мусульманского права - шариата.
Основные идеи ислама, изложенные
в священных книгах таковы. Мусульманин
должен твердо верить, что есть только один
бог - аллах; что Мухаммед был его
посланником-пророком; что до него бог
посылал людям и других пророков - это
библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей,
христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что
существуют ангелы и злые духи (джинны),
впрочем эти последние, перешедшие в ислам
из древнеарабских верований, не всегда злы,
они тоже находятся во власти бога и
исполняют его волю; что в последний день
мира мертвые воскреснут и все получат
воздаяние за свои дела: праведные, чтящие
бога, будут наслаждаться в раю, грешные и
неверные гореть в геенне;
«Мы низвели Тору, в которой
руководства и свет; судят по ней пророки,
которые предались, тех, кто исповедует
иудейство, а раввины и книжники - сообразно
с тем, что им дано на хранение и на писания
Аллаха, и они - об этом исповедники. И
отправили Мы по следам их Ису, сына Мариам, с
подтверждением истинности того, что
ниспослано до него в Торе, и руководством и
увещанием для богобоязненных» (Коран,
сура 5, аяты 48(44)-50(46)). Тора - первые пять книг
Библии («пятикнижие Моиссево»); Иса, сын
Мариам - Иисус Христос, сын Марии.)
Аллах изображается в Коране как
существо с чисто человеческими моральными
качествами, но в превосходной степени - он
то гневается на людей, то прощает их; одних
любит, других ненавидит. Вместе с тем бог
рассматривается в Коране и как безличное
существо (под влиянием гностических учений);
он вечен, первый, последний, един,
неразделен и единствен и т.д. Трактовка
аллаха как безличного бога в настоящее
время приобретает все больше сторонников
среди богословов, стремящихся придать
исламу вид религиозно-философского учения.
Они говорят о боге вездесущем, невидимом и
непознаваемом духе, находящемся «везде и
нигде». С монотеизмом ислама связано и
важнейшее догматическое и моральное
предписание в Коране - это требование
полной, безоговорочной покорности человека
воле аллаха, т.е. покорность здесь носит
всеобъемлющий характер. И наконец, ислам
воспринял от монотеистических религий
учение о посредниках между богом и людьми (пророке
и ангелах), отвергнув христианский догмат о
боговоплощении.
Натурфилософия ислама
небогата и в основном заимствована из
Библии. Согласно Корану, мир был сотворен
аллахом за шесть дней: были созданы небеса (их
насчитывается семь), небесные светила и
земля, разложенная ковром, на ней для
прочности установлены горные твердыни.
Земля соединяется с небесами невидимой
лестницей, по которой спускаются и
поднимаются лишь ангелы, их, как и земных
тварей, Аллах тоже создал в один из дней
творения. В последний, шестой день был
создан первый человек Адам, а из его ребра
сотворена Ева. Седьмой день - это день
отдыха; им в исламе считается не
христианское воскресенье и не иудейская
суббота, а пятница.
Животные, по Корану, были
сотворены из воды, человек - из глины и праха
(или из воды и сгустков крови - в разных
местах Корана есть разные версии). Отражены
в священной книге и идея первородного греха,
и многие другие сказания библейских легенд
о сотворении мира и человека, причем
некоторые из них обрамлены специфическими
деталями. Так, в Коране говорится о
непокорности одного из помощников аллаха,
ставшего потом дьяволом (Иблисом).
Когда был сотворен первочеловек,
аллах велел всем созданным им ранее ангелам
поклониться ему, что все и сделали, за
исключением Иблиса, возгордившегося и не
захотевшего поклониться «сотворенному из
праха». За такую непокорность аллах проклял
его и пообещал, что на страшном суде Иблис
будет низвергнут вместе со всеми демонами.
Само слово «ислам» означает «покорность».
Пока же, до страшного суда, Иблис (шайтан)
является главой всех демонов и джиннов.
Мир ангелов во главе с четырьмя
важнейшими из них (это все те же иудео-христианские
архангелы Гавриил-Джебраил, Михаил-Микаил,
Серафим-Исрафил и Азраил), как бы воплощая
идею добра и божественной воли,
противостоит в исламе миру демонов и
джиннов. Все эти небесные силы бесплотны и
бесполы, что не мешает им творить добро или
зло. Среди ангелов (и демонов тоже)
существует определенное разделение труда:
в исламе есть ангелы-хранители (их двое у
каждого), ангелы, охраняющие могилы, ангелы -
посланцы аллаха и ангелы, возглавляющие рай
(Ридван) и ад (Малик).
Как и Библия, Коран учит, что «золотой
век» на земле ушел в прошлое, о грехопадении
изгнанных из рая Адама и Евы, хотя самой
идее греха, страдания и искупления не
уделяется много внимания. Однако в исламе
существует хорошо разработанная концепция
рая и ада, т.е. концепция воздаяния человеку
в загробном мире по его делам. Согласно
исламскому вероучению, райское блаженство -
это жизнь в тенистых прохладных рощах,
журчание воды, обильная изысканная пища,
роскошная одежда и всяческие наслаждения,
включая любовные. По одной версии, каждый
правоверный в раю будет рядом со своей
супругой, по другой - он будет наслаждаться
обществом прекрасных гурий. В
противоположность этому ад - пекло, дым,
самум (песчаная буря) и тому подобные ужасы,
столь страшные для жителей Аравии, причем в
аду грешник осужден на вечные пытки и
страдания.
Большое место уделено в исламе эсхатологическим,
пророчествам о конце света и страшном
суде. И хотя рассуждения на эту тему
достаточно противоречивы, порой неясны и
двусмысленны, в целом из предписаний Корана
вырисовывается примерно следующая мрачная
картина. Незадолго до конца света наступит
эпоха страшного нечестия и неверия; все
ценности ислама будут преданы и проданы,
люди погрязнут в грехе. Тогда-то и наступит
царство антихриста, которое будет длиться 40
дней. На смену антихристу придет царство
Иисуса, чье второе пришествие (на сей раз в
качестве исламского Махди, мессии) положит
конец царству греха. Антихрист будет
уничтожен, и на земле в течение 40 лет будет
спокойная идиллия: волк возляжет рядом с
ягненком и т.д. Затем протрубит в свою трубу
Исрафил, и наступит час страшного суда. Сам
аллах лично и с пристрастием будет
допрашивать каждого из живых и мертвых,
причем все они, нагие, с одной лишь книгой
записей их дел в руках, будут в страхе
ожидать его решения. После этого решения
грешники попадут в ад с его огненной
геенной, а праведники будут направлены в
рай. Дорога в рай лежит через мост Сират
толщиной с волос и острый, словно лезвие
меча. Сам человек пройти через этот мост не
в состоянии - его должен перевезти в рай тот
самый баран, осел, верблюд, бык или конь,
которого он в свое время, еще при жизни, хоть
раз принес в жертву аллаху.
Эсхатология ислама почти целиком
взята из Библии, но существенны и
добавления. Так, правоверные уверены в том,
что в момент страшного суда большую роль
будет играть их великий пророк Мухаммед,
чье заступничество сможет не только
смягчить участь грешника, но и побудить
аллаха простить грешника и направить
прощенного в рай. Эта вера добавляла немало
масла в священный огонь культа пророка
среди многих поколений мусульман.
Отличительной чертой
мусульманской ментальности является ее
взаимосвязь с богом как Абсолютом, которая
выражается в предписанных каноническими
правилами ритуальных повторениях при
медитации над словом божьим, когда адепт
ислама созерцает дела аллаха в мирозданье и
во всех его созданиях. Другой чертой
мусульманской ментальности является идея
радостного подчинения закону, сведения
разума человека к служебной роли и
решительный отказ от любой формы
политеизма. Все это проливает свет на
функционирование нравственности в арабо-мусульманском
мире. Не следует забывать, что нравы - это,
остов или каркас, общества, это прочная
скорлупа, защищающая общественное тело, как
панцирь охраняет мягкое тело моллюска. Так
как аллах является абсолютным
совершенством, то данная им нравственность
- абсолютно истинна, вечна, неизменна и
пригодна «для всех времен и народов».
Следование исламской морали с верой в
аллаха дает возможность высшего
нравственного совершенствования человека
и укрепляет основу общественной жизни.
Наряду с принципом этического
абсолютизма ислам утверждает принцип
морального догматизма, требуя тем самым от
приверженцев религии безусловного
выполнения коранических моральных норм как
данных богом и поэтому не подлежащих
разумному основанию независимо от
социальных последствий такого поведения.
Это значит, что человек должен вести себя
строго определенным образом не потому, что
это разумно и целесообразно, а в силу
предписанного аллахом. Последовательное
внедрение этих принципов исламской морали
в сознание индивида, требование
неукоснительного следования им ведут к
утверждению среди адептов ислама слепой,
некритической приверженности нормам этой
морали, воинственной нетерпимости к
инакомыслию и инакомыслящим. Такой
религиозный фанатизм в истории
неоднократно оборачивался массовым
физическим уничтожением идейных
противников под флагом «борьбы с неверными».
Не случайно, подчеркивает известный
французский востоковед А. Массэ, что «распространение
ислама с оружием в руках являлось
религиозным долгом», а война «считалась
справедливой, если она была предпринята с
целью обратить людей в истинную веру».
Такой способ обращения в истинную веру не
раз приводил к пролитию безвинной крови «неверных»,
да и правоверных тоже.
Наряду с этим в этике ислама
зафиксированы и общечеловеческие ценности
- предписывается быть справедливым,
воздавать за добро добром, за зло злом, быть
щедрым, помогать бедным и т.п. В отличие от
христианства невыполнимых моральных
предписаний в исламе нет. Как и Библия,
Коран призывает человека трудиться - этим в
первую очередь он обеспечит себе царство
небесное. Человек должен быть скромен и
терпелив, мужественно сносить все невзгоды
этого мира, уповать на спасение в загробной
жизни. Жизнь - это призрачная утеха,
обольщение и тщеславие, прах и суета, «забава
и игра», она «только пользование обманчивое»
(Коран, сура 57). Следовательно, для
мусульманской религии характерна
ориентация не столько на достижение
счастья в земной жизни, сколько на жизнь
небесную. Это хорошо видно при знакомстве с
основными пунктами символа веры ислама, служившего
основой основ, направляющей линией
поведения для каждого мусульманина на
протяжении всей его жизни.
Так как Коран и Сунна были
доступны узкому кругу образованных
мусульман, прежде всего знатокам исламской
догматики, богословам и правоведам, то до
простого народа основные коранические
положения доходили в виде священных
заповедей, составлявших обязательный для
каждого правоверного комплекс правил
поведения, особенно религиозного. Основных
обязанностей мусульманина ислам
насчитывает пять - исповедание, молитва,
пост, милостыня и хадж. Принцип исповедания
- центральный в исламе. Чтобы стать
мусульманином, достаточно соблюсти именно
его - торжественно произнести фразу о том,
что «нет бога, кроме аллаха, а Мухаммед
пророк его». Тем самым человек становится
покорным аллаху, мусульманином, но став им,
он должен соблюдать остальные обязанности
правоверного.
Молитва (салят) - обязательный
каждодневный пятикратный ритуал,
совершаемый на заре, в полдень, пополудни,
при закате солнца и перед сном. Кроме пяти
обязательных молитв, правоверные совершают
и дополнительные - за умерших, по случаю
вступления в брак, рождения ребенка,
важного предприятия или начинания. У
мусульман существует лишь один главный и
обязательный пост, длящийся целый месяц, -
рамазан. На протяжении месяца все, кроме
малых детей и немощных, с рассвета до заката
солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни,
тем более, развлекаться, курить и т.п. После
заката и перед восходом солнца они едят и
пьют весьма умеренно и затем опять
настраиваются на благочестивый лад,
высказывая намерение поститься и отдать
свои думы аллаху. Имущий правоверный обязан
раз в году делиться своими доходами,
выделяя часть их в качестве милостыни в
пользу бедных. Милостыня собиралась
специальными сборщиками, ее нередко
раздавали в дни праздников натурой - в форме
участия неимущих в пиршествах и пр. И
наконец, последним, причем наименее
обязательным из всех столпов веры, является
хадж - посещение хоть раз в жизни святых
мест в Мекке и поклонение Каабе. Нередко к
пяти столпам мусульманской веры добавляют
еще один - шестой, священную войну против
неверных (джихад или газават). Своими
ратными подвигами и победоносным
продвижением в первые века ислама арабы во
многом были обязаны именно этому
священному принципу. Здесь свою роль сыграл
не только фанатизм, но и фатализм, т.е.
уверенность в том, что судьба каждого
предопределена аллахом, что ее все равно не
обойти («чему быть - того не миновать») и что
поэтому нечего бояться, можно смело идти в
бой, особенно за правое дело.
Основными направлениями в исламе
являются суннизм и шиизм, кроме того,
существует еще суфизм, а также различные
секты: исмаилитов, ваххабитов, бехаитов и др.
Разделение ислама на суннизм и шиизм
произошло во второй половине VII столетия.
Большинству мусульман
импонирует суннизм, считающийся
ортодоксальным направлением. Сунниты
опираются на Коран и Сунну. Шиизм
распространен ныне в Иране, Ираке и Йемене;
группы шиитов имеются в Афганистане,
Пакистане, Индии, Сирии, Египте,
незначительные группы шиитов
зафиксированы в Азербайджане и
Таджикистане. Шииты толкуют Коран
иносказательно, а в Сунне признают лишь те
хадисы, которые связаны с именем четвертого
халифа, зятя Мухаммеда - Али, его сторонника.
Наряду с этим шииты имеют собственное «священное
предание» - хабары, или ахбар. В отличие от
суннитов шииты провозгласили принцип
наследственной духовной власти, при этом
законными наследниками Мухаммеда и
соответственно имамами (духовными лидерами)
считаются Али и его потомки. Кроме общих
мусульманских праздников шииты имеют свой -
Шахсей-Вахсей - в память убитого в бою
Хусейна, сына первого имама, причем во время
этого праздника совершаются траурные
шествия с самоистязанием участников.
Весьма интересен суфизм -
мистическое направление в исламе; суфии не
считали обязательными для себя
повседневные нормы, обряды и условности,
строго предписанные правоверным
мусульманам. Их жизнь была посвящена аллаху
и отсюда их нестандартное поведение - они не
молились пять раз в день, а исполняли обряд
радения в различных вариациях - от
экстатического транса до глубокого
внутреннего сосредоточения, близкого индо-буддийской
медитации. Следует напомнить, что к истокам
суфизма относятся концепции различных
культур: догмы Корана; неоплатонизм Плотина
с его тезисом о божественной эманации,
которая отражается в предметах мира как в
зеркале; положение индо-буддизма о примате
абсолютной реальности над феноменальным
миром ощущений; христианский аскетизм.
Синтез этих истоков на основе ислама и
привел к появлению суфизма, оказавшего
немалое влияние на арабо-мусульманскую
культуру. В связи с тем что ислам занимается
практически всеми делами земного мира, он с
самого начала весьма сильно поддерживал
науку и образование, предписывая «поиски
знания от колыбели до гроба». Эта традиция -
хадис, приписываемая пророку Мухаммеду,
хорошо известна и часто повторяется в
интеллектуальных кругах мусульманского
мира, она лучше всего иллюстрирует отношение
ислама к науке и культуре вообще. Эта
формула и сейчас приводится в качестве
аргумента теми, кто защищает ислам и
подчеркивает его большую роль в развитии
арабо-мусульманской культуры и цивилизации,
а тем самым и в развитии общечеловеческой,
мировой культуры.
Следует подчеркнуть, что ислам
существенно способствовал развитию
философии, искусства, гуманитарных и
естественных наук, а также созданию
утонченной культуры. Халифы, эмиры и
губернаторы различных провинций
колоссальной мусульманской империи
всемерно содействовали развитию науки и
философии, искусства и изящной литературы,
особенно поэзии. Они были инициаторами
создания и покровителями известных научных
институтов - тогдашних университетов и
академий наук, с которыми были связаны
огромные по тем временам библиотеки,
насчитывающие по 400 000 томов религиозных и
светских произведений. Главные центры
средневековой науки и культуры находились
в Багдаде, Каире, Кордове и других городах
арабо-мусульманского халифата. Можно
сказать, что арабо-мусульманская культура,
как следует из самого словосочетания, несет
на себе печать ислама и арабизма с его духом
свободы и терпимости, который сохранялся в
эпоху арабской гегемонии в арабо-мусульманском
обществе и его государстве - халифате. Не
следует забывать также и того, что в
средневековой арабо-мусульманской
культуре интенсивно развивались и
общественно-политические представления,
ориентирующиеся на поиск надрелигиозного
идеала, предполагающего уничтожение
имущественных и вероисповедных
антагонизмов. Поиск такого рода
социального утопического идеала по вполне
понятным причинам вызвал определенную
реакцию со стороны ортодоксального ислама;
им и стал суфизм.
В период своего расцвета в IX-XII вв.
цивилизация мусульманского Востока была
отмечена гораздо большим распространением
светских знаний и научных открытий, чем
западноевропейская культура той же поры.
Успехи этой цивилизации в рассматриваемой
области будут еще очевиднее, если вспомнить,
что именно она помогла западноевропейским
книжникам последующих столетий постепенно
эмансипироваться от господства теологии и
выдвинуть из своей среды гениев эпохи
Возрождения и Нового времени.
В процессе длительной борьбы
суннизма и шиизма к победе в официальной,
основной церкви пришел наиболее
ортодоксальный и нетерпимый ко всяким
изменениям суннизм. Это проявилось и в
отношении к проблеме образного, наглядного
воспроизведения бога и мира - были
отвергнуты принципы художественной
образности, запрещены изображения. Более
того, не только мусульманская идеология, но
и исламская философия в значительной
степени стремилась обосновать
теоретически подобное отношение к миру, его
познанию и воспроизведению. Ведь никто,
кроме бога, не может и не должен не только
создавать нечто новое, но даже
воспроизводить созданное, так как только
богу принадлежит решение судьбы каждой
единичной вещи.
|