On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Источники вероучения и основные идеи ислама

Источниками вероучения ислама является Коран и Сунна. Мусульмане считают Коран (араб. «Куран» - чтение) высшим и наиболее полным из священных писаний, к коим они относят Тору и евангелия. Согласно исламской традиции, Коран был прочитан избраннику бога Мухаммеду ангелом Джебраилом по вечному оригиналу, находящемуся на небе. В нем изложены основы вероучения, нравственности, законодательства и обрядовые наставления. Текст Корана изменялся вплоть до VIII в. Однако уже через несколько десятилетий после составления Корана стало ясно, что необходима конкретизация коранических положений, в частности этического учения. Подробное нравственное учение ислама изложено в Сунне - сборнике преданий (хадисов) о том, как поступал Мухаммед в различных случаях жизни при решении нравственных, правовых, житейских вопросов. Сунна тоже изменялась, включая все новые элементы из Торы, евангелий, сочинений персидских и индусских мыслителей, причем все это приписывалось пророку. Сунна стала главным источником мусульманского права - шариата.

Основные идеи ислама, изложенные в священных книгах таковы. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне;

«Мы низвели Тору, в которой руководства и свет; судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедует иудейство, а раввины и книжники - сообразно с тем, что им дано на хранение и на писания Аллаха, и они - об этом исповедники. И отправили Мы по следам их Ису, сына Мариам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (Коран, сура 5, аяты 48(44)-50(46)). Тора - первые пять книг Библии («пятикнижие Моиссево»); Иса, сын Мариам - Иисус Христос, сын Марии.)

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени - он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Вместе с тем бог рассматривается в Коране и как безличное существо (под влиянием гностических учений); он вечен, первый, последний, един, неразделен и единствен и т.д. Трактовка аллаха как безличного бога в настоящее время приобретает все больше сторонников среди богословов, стремящихся придать исламу вид религиозно-философского учения. Они говорят о боге вездесущем, невидимом и непознаваемом духе, находящемся «везде и нигде». С монотеизмом ислама связано и важнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле аллаха, т.е. покорность здесь носит всеобъемлющий характер. И наконец, ислам воспринял от монотеистических религий учение о посредниках между богом и людьми (пророке и ангелах), отвергнув христианский догмат о боговоплощении.

Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен аллахом за шесть дней: были созданы небеса (их насчитывается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, на ней для прочности установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы, их, как и земных тварей, Аллах тоже создал в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день - это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье и не иудейская суббота, а пятница.

Животные, по Корану, были сотворены из воды, человек - из глины и праха (или из воды и сгустков крови - в разных местах Корана есть разные версии). Отражены в священной книге и идея первородного греха, и многие другие сказания библейских легенд о сотворении мира и человека, причем некоторые из них обрамлены специфическими деталями. Так, в Коране говорится о непокорности одного из помощников аллаха, ставшего потом дьяволом (Иблисом).

Когда был сотворен первочеловек, аллах велел всем созданным им ранее ангелам поклониться ему, что все и сделали, за исключением Иблиса, возгордившегося и не захотевшего поклониться «сотворенному из праха». За такую непокорность аллах проклял его и пообещал, что на страшном суде Иблис будет низвергнут вместе со всеми демонами. Само слово «ислам» означает «покорность».

Пока же, до страшного суда, Иблис (шайтан) является главой всех демонов и джиннов.

Мир ангелов во главе с четырьмя важнейшими из них (это все те же иудео-христианские архангелы Гавриил-Джебраил, Михаил-Микаил, Серафим-Исрафил и Азраил), как бы воплощая идею добра и божественной воли, противостоит в исламе миру демонов и джиннов. Все эти небесные силы бесплотны и бесполы, что не мешает им творить добро или зло. Среди ангелов (и демонов тоже) существует определенное разделение труда: в исламе есть ангелы-хранители (их двое у каждого), ангелы, охраняющие могилы, ангелы - посланцы аллаха и ангелы, возглавляющие рай (Ридван) и ад (Малик).

Как и Библия, Коран учит, что «золотой век» на земле ушел в прошлое, о грехопадении изгнанных из рая Адама и Евы, хотя самой идее греха, страдания и искупления не уделяется много внимания. Однако в исламе существует хорошо разработанная концепция рая и ада, т.е. концепция воздаяния человеку в загробном мире по его делам. Согласно исламскому вероучению, райское блаженство - это жизнь в тенистых прохладных рощах, журчание воды, обильная изысканная пища, роскошная одежда и всяческие наслаждения, включая любовные. По одной версии, каждый правоверный в раю будет рядом со своей супругой, по другой - он будет наслаждаться обществом прекрасных гурий. В противоположность этому ад - пекло, дым, самум (песчаная буря) и тому подобные ужасы, столь страшные для жителей Аравии, причем в аду грешник осужден на вечные пытки и страдания.

Большое место уделено в исламе эсхатологическим, пророчествам о конце света и страшном суде. И хотя рассуждения на эту тему достаточно противоречивы, порой неясны и двусмысленны, в целом из предписаний Корана вырисовывается примерно следующая мрачная картина. Незадолго до конца света наступит эпоха страшного нечестия и неверия; все ценности ислама будут преданы и проданы, люди погрязнут в грехе. Тогда-то и наступит царство антихриста, которое будет длиться 40 дней. На смену антихристу придет царство Иисуса, чье второе пришествие (на сей раз в качестве исламского Махди, мессии) положит конец царству греха. Антихрист будет уничтожен, и на земле в течение 40 лет будет спокойная идиллия: волк возляжет рядом с ягненком и т.д. Затем протрубит в свою трубу Исрафил, и наступит час страшного суда. Сам аллах лично и с пристрастием будет допрашивать каждого из живых и мертвых, причем все они, нагие, с одной лишь книгой записей их дел в руках, будут в страхе ожидать его решения. После этого решения грешники попадут в ад с его огненной геенной, а праведники будут направлены в рай. Дорога в рай лежит через мост Сират толщиной с волос и острый, словно лезвие меча. Сам человек пройти через этот мост не в состоянии - его должен перевезти в рай тот самый баран, осел, верблюд, бык или конь, которого он в свое время, еще при жизни, хоть раз принес в жертву аллаху.

Эсхатология ислама почти целиком взята из Библии, но существенны и добавления. Так, правоверные уверены в том, что в момент страшного суда большую роль будет играть их великий пророк Мухаммед, чье заступничество сможет не только смягчить участь грешника, но и побудить аллаха простить грешника и направить прощенного в рай. Эта вера добавляла немало масла в священный огонь культа пророка среди многих поколений мусульман.

Отличительной чертой мусульманской ментальности является ее взаимосвязь с богом как Абсолютом, которая выражается в предписанных каноническими правилами ритуальных повторениях при медитации над словом божьим, когда адепт ислама созерцает дела аллаха в мирозданье и во всех его созданиях. Другой чертой мусульманской ментальности является идея радостного подчинения закону, сведения разума человека к служебной роли и решительный отказ от любой формы политеизма. Все это проливает свет на функционирование нравственности в арабо-мусульманском мире. Не следует забывать, что нравы - это, остов или каркас, общества, это прочная скорлупа, защищающая общественное тело, как панцирь охраняет мягкое тело моллюска. Так как аллах является абсолютным совершенством, то данная им нравственность - абсолютно истинна, вечна, неизменна и пригодна «для всех времен и народов». Следование исламской морали с верой в аллаха дает возможность высшего нравственного совершенствования человека и укрепляет основу общественной жизни.

Наряду с принципом этического абсолютизма ислам утверждает принцип морального догматизма, требуя тем самым от приверженцев религии безусловного выполнения коранических моральных норм как данных богом и поэтому не подлежащих разумному основанию независимо от социальных последствий такого поведения. Это значит, что человек должен вести себя строго определенным образом не потому, что это разумно и целесообразно, а в силу предписанного аллахом. Последовательное внедрение этих принципов исламской морали в сознание индивида, требование неукоснительного следования им ведут к утверждению среди адептов ислама слепой, некритической приверженности нормам этой морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и инакомыслящим. Такой религиозный фанатизм в истории неоднократно оборачивался массовым физическим уничтожением идейных противников под флагом «борьбы с неверными». Не случайно, подчеркивает известный французский востоковед А. Массэ, что «распространение ислама с оружием в руках являлось религиозным долгом», а война «считалась справедливой, если она была предпринята с целью обратить людей в истинную веру». Такой способ обращения в истинную веру не раз приводил к пролитию безвинной крови «неверных», да и правоверных тоже.

Наряду с этим в этике ислама зафиксированы и общечеловеческие ценности - предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.п. В отличие от христианства невыполнимых моральных предписаний в исламе нет. Как и Библия, Коран призывает человека трудиться - этим в первую очередь он обеспечит себе царство небесное. Человек должен быть скромен и терпелив, мужественно сносить все невзгоды этого мира, уповать на спасение в загробной жизни. Жизнь - это призрачная утеха, обольщение и тщеславие, прах и суета, «забава и игра», она «только пользование обманчивое» (Коран, сура 57). Следовательно, для мусульманской религии характерна ориентация не столько на достижение счастья в земной жизни, сколько на жизнь небесную. Это хорошо видно при знакомстве с основными пунктами символа веры ислама, служившего основой основ, направляющей линией поведения для каждого мусульманина на протяжении всей его жизни.

Так как Коран и Сунна были доступны узкому кругу образованных мусульман, прежде всего знатокам исламской догматики, богословам и правоведам, то до простого народа основные коранические положения доходили в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, особенно религиозного. Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять - исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж. Принцип исповедания - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его - торжественно произнести фразу о том, что «нет бога, кроме аллаха, а Мухаммед пророк его». Тем самым человек становится покорным аллаху, мусульманином, но став им, он должен соблюдать остальные обязанности правоверного.

Молитва (салят) - обязательный каждодневный пятикратный ритуал, совершаемый на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Кроме пяти обязательных молитв, правоверные совершают и дополнительные - за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания. У мусульман существует лишь один главный и обязательный пост, длящийся целый месяц, - рамазан. На протяжении месяца все, кроме малых детей и немощных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни, тем более, развлекаться, курить и т.п. После заката и перед восходом солнца они едят и пьют весьма умеренно и затем опять настраиваются на благочестивый лад, высказывая намерение поститься и отдать свои думы аллаху. Имущий правоверный обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, ее нередко раздавали в дни праздников натурой - в форме участия неимущих в пиршествах и пр. И наконец, последним, причем наименее обязательным из всех столпов веры, является хадж - посещение хоть раз в жизни святых мест в Мекке и поклонение Каабе. Нередко к пяти столпам мусульманской веры добавляют еще один - шестой, священную войну против неверных (джихад или газават). Своими ратными подвигами и победоносным продвижением в первые века ислама арабы во многом были обязаны именно этому священному принципу. Здесь свою роль сыграл не только фанатизм, но и фатализм, т.е. уверенность в том, что судьба каждого предопределена аллахом, что ее все равно не обойти («чему быть - того не миновать») и что поэтому нечего бояться, можно смело идти в бой, особенно за правое дело.

Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм, кроме того, существует еще суфизм, а также различные секты: исмаилитов, ваххабитов, бехаитов и др. Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло во второй половине VII столетия.

Большинству мусульман импонирует суннизм, считающийся ортодоксальным направлением. Сунниты опираются на Коран и Сунну. Шиизм распространен ныне в Иране, Ираке и Йемене; группы шиитов имеются в Афганистане, Пакистане, Индии, Сирии, Египте, незначительные группы шиитов зафиксированы в Азербайджане и Таджикистане. Шииты толкуют Коран иносказательно, а в Сунне признают лишь те хадисы, которые связаны с именем четвертого халифа, зятя Мухаммеда - Али, его сторонника. Наряду с этим шииты имеют собственное «священное предание» - хабары, или ахбар. В отличие от суннитов шииты провозгласили принцип наследственной духовной власти, при этом законными наследниками Мухаммеда и соответственно имамами (духовными лидерами) считаются Али и его потомки. Кроме общих мусульманских праздников шииты имеют свой - Шахсей-Вахсей - в память убитого в бою Хусейна, сына первого имама, причем во время этого праздника совершаются траурные шествия с самоистязанием участников.

Весьма интересен суфизм - мистическое направление в исламе; суфии не считали обязательными для себя повседневные нормы, обряды и условности, строго предписанные правоверным мусульманам. Их жизнь была посвящена аллаху и отсюда их нестандартное поведение - они не молились пять раз в день, а исполняли обряд радения в различных вариациях - от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения, близкого индо-буддийской медитации. Следует напомнить, что к истокам суфизма относятся концепции различных культур: догмы Корана; неоплатонизм Плотина с его тезисом о божественной эманации, которая отражается в предметах мира как в зеркале; положение индо-буддизма о примате абсолютной реальности над феноменальным миром ощущений; христианский аскетизм. Синтез этих истоков на основе ислама и привел к появлению суфизма, оказавшего немалое влияние на арабо-мусульманскую культуру. В связи с тем что ислам занимается практически всеми делами земного мира, он с самого начала весьма сильно поддерживал науку и образование, предписывая «поиски знания от колыбели до гроба». Эта традиция - хадис, приписываемая пророку Мухаммеду, хорошо известна и часто повторяется в интеллектуальных кругах мусульманского мира, она лучше всего иллюстрирует отношение ислама к науке и культуре вообще. Эта формула и сейчас приводится в качестве аргумента теми, кто защищает ислам и подчеркивает его большую роль в развитии арабо-мусульманской культуры и цивилизации, а тем самым и в развитии общечеловеческой, мировой культуры.

Следует подчеркнуть, что ислам существенно способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры. Халифы, эмиры и губернаторы различных провинций колоссальной мусульманской империи всемерно содействовали развитию науки и философии, искусства и изящной литературы, особенно поэзии. Они были инициаторами создания и покровителями известных научных институтов - тогдашних университетов и академий наук, с которыми были связаны огромные по тем временам библиотеки, насчитывающие по 400 000 томов религиозных и светских произведений. Главные центры средневековой науки и культуры находились в Багдаде, Каире, Кордове и других городах арабо-мусульманского халифата. Можно сказать, что арабо-мусульманская культура, как следует из самого словосочетания, несет на себе печать ислама и арабизма с его духом свободы и терпимости, который сохранялся в эпоху арабской гегемонии в арабо-мусульманском обществе и его государстве - халифате. Не следует забывать также и того, что в средневековой арабо-мусульманской культуре интенсивно развивались и общественно-политические представления, ориентирующиеся на поиск надрелигиозного идеала, предполагающего уничтожение имущественных и вероисповедных антагонизмов. Поиск такого рода социального утопического идеала по вполне понятным причинам вызвал определенную реакцию со стороны ортодоксального ислама; им и стал суфизм.

В период своего расцвета в IX-XII вв. цивилизация мусульманского Востока была отмечена гораздо большим распространением светских знаний и научных открытий, чем западноевропейская культура той же поры. Успехи этой цивилизации в рассматриваемой области будут еще очевиднее, если вспомнить, что именно она помогла западноевропейским книжникам последующих столетий постепенно эмансипироваться от господства теологии и выдвинуть из своей среды гениев эпохи Возрождения и Нового времени.

В процессе длительной борьбы суннизма и шиизма к победе в официальной, основной церкви пришел наиболее ортодоксальный и нетерпимый ко всяким изменениям суннизм. Это проявилось и в отношении к проблеме образного, наглядного воспроизведения бога и мира - были отвергнуты принципы художественной образности, запрещены изображения. Более того, не только мусульманская идеология, но и исламская философия в значительной степени стремилась обосновать теоретически подобное отношение к миру, его познанию и воспроизведению. Ведь никто, кроме бога, не может и не должен не только создавать нечто новое, но даже воспроизводить созданное, так как только богу принадлежит решение судьбы каждой единичной вещи.

Назад       Главная       Вперёд