В Медине Мухамед определил свое
отношение к другим исповеданиям. В начале
своей проповеди он увлекался примером
христианских отшельников, а в евреях видел
лучших друзей своих. Но заметив нежелание
тех и других признать его пророком, он резко
разошелся с ними, стал сравнивать эти два
исповедания с ослами, влачащими на себе
книги, которых они не понимают, или, если
понимают их смысл, скрывающими правду и
уродующими ее. Христиан, в частности, он
осудил за то, что приняв учение о Троице, они
изменили единобожию. Вражда к евреям
проявлялась в том, что их изгнали из Медины
и других мест северной Аравии; многие евреи
были перебиты, имущество их было захвачено
и разделено между мусульманами. У Мухамеда
возобладали его арабские привязанности; он
начал всей душой стремиться к Мекке, на
молитве стал поворачиваться не на север, а
на юг в сторону Каабы, всем мусульманам
поставил в обяяанность совершать богомолья
к святыне мекканской.
Убежденный в том, что арабы
должны соединиться в одну общину мусульман,
Мухамед хотел захватить главное средоточие
страны, Мекку. Скоро между Мединой и Меккой
завязалась упорная война. Сначала Мухамед
терпел одни неудачи. Но однажды ему удалось
отрезать большой караван мекканцев, шедший
с севера под начальством Абу-Софиана. Главы
богатого крупнейшего рода Омейядов. Из
добычи, отбитой у мекканских купцов, он
распорядился удерживать одну треть для
бога, для семьи своей, для сирот, для бедных
и неимущих путников, остальное предписал
разделить между всеми верующими, как
участниками боя. Мухамед старался
воспламенить их к храбрости, обещая особую
награду на небесах тем, кто запечатлел свою
веру «свидетельством крови своей».
Курейшиты превосходили
мединскую общину количественной силой
дошло до того, что они осадили Мухамеда в
Медине; мусульманам помогла военная
изобретательность приезжего перса, который
посоветовал Мухамеду выкопать глубокий ров
для защиты. В войне «у рва» курейшиты
потерпели поражение и отступили. Пользуясь
победой, Мухамед договорился с мекканскими
родами, чтобы отныне оба города считались
независимыми общинами; другим арабским
племенам было предоставлено выбирать между
Меккой и Мединой. После этого успеха
влияние Мухамеда стало быстро возрастать. К
нему начали переходить многие влиятельные
мекканцы, между ними Амр и Халид, будущие
победоносные полководцы великих арабских
завоеваний. В 630 г. Мухамед подошел к Мекке с
войском под тем предлогом, что курейшиты
нарушили заключчнный с ними договор. Глава
Омейядов Абу-Софиан предложил без боя
отдать город пророку: в свою очередь за
мекканцами после приняяия их в мединскую
общину были признаны их владения и равная
доля участия в добыче от всех войн. Мухамед
вступил в Мекку победителем; на коне он
объехал по обычаю семь раз Каабу, коснулся
загнутым жезлом черного камня и при словах:
«истина пришла, да исчезнет ложь!» велел
выбросить около 300 идолов, которые
напоминали старинные осужденные им
суеверия доступ к святилищу был воспрещен
неверующим арабам, а также евреям и
христианам. Сам Мухамед сделал при этом
важную уступку старым традициям. Он
отказался от своего прежнего учения о боге,
которое не допускало внешних знаков
поклонения и не связывало молитвы с
определенным местом. Он признал святость
Каабы и поставил в обязанность каждому
верующему совершить хотя бы один раз в
своей жизни богомолье в Мекку.
|