К этому времени окончательно
определилась новая вера. Она стала
называться ислам («покорность Богу»). Ее
положения выражены были в коротких стихах и
изречениях (сурах), сказанных Мухамедом или
приписанных ему; уже после его смерти они
были собраны и записаны по памяти его
сподвижников, почитателей и учеников, в
соединении со множеством изречений
старинной моральной и юридической мудрости
арабов. Бог носит имя: «Господь в день
судный»; «бог един, не порожден и не породил
и никто Ему не равен». Воля его и истинное
учение открылись постепенно через пророков:
Адама, Авраама, Моисея и Иисуса; последний
из них - «печать пророков» - Мухамед. В
представлении о Иисусе сказывается влияние
христианства; он рожден девой без греха, он
владел даром творить чудеса, воскрешать
мертвых. Подробно изображал Мухамед
страшный суд и загробный мир. В этой картине
есть черты христианства и религии персов.
Суд грешников возвещен трубой. Необозримые
ряды встанут из могил и явяяся перед
всевышним. Они увидят весы, на которых
взвешиваются дела, совершенные людьми;
ангелы принесут книгу, в которой ведется
запись добрых и злых поступков. Узкий мост,
тонкий, как волос, и острый, как лезвие,
ведет в рай через адскую бездну; спасенный
переносится на ту сторону во мгновение ока,
осужденный неминуемо падает в глубину. В
аду страшный жар и холод, пища отравлена;
адская стража никуда не дает пропуска. Рай -
тенистый парк с журчащими ручьями, где
ароматные яятва подают вечно юные гурии,
подруги героев. О загробной жизни женщин,
как существ низшего рода, Мухамед почти не
упоминает. После смерти своей первой
супруги он взял себе несколько жен и
разрешил своим последователям
многоженство.
Озабоченный лишь изменением
религиозных воззрений, Мухамед не искал
перемен в быту арабском. Обряды, им
установленные, отвечая привычкам и обычаям
арабов, вносили только известный порядок и
стройность в их жизнь. У разбросанных в
степи племен и родов не могло возникнуть
духовенства, как это было в городах Римской
империи и Персидского государства; среди
скудного быта кочевников нет места пышному
богослужению. Зато молитва так проста, что и
безграмотный может ее легко запомнить; она
читается пять раз на дню, а очередь ее
служит степняку для счета времени. В
молитве, предписанной Мухамедом,
выражается отличие арабско-мусульманского
мировоззрения от европейско-христианского.
Христиане умоляют бога об исполнении своих
желаний или об изменении событий в
благоприятную для себя сторону. Мусульмане
готовы покориться неисповедимой воле неба,
не просят Бога, а только славят его: «Бог
велик! тебе. Боже, хвала! верую в
совершенство Бога всемогущего!» и т.д.
Обычаям кочевой жизни отвечает еще одна
черта - обязательные для всех богомолья.
Хаджи (богомольцы) идут в Мекку в особых
одеждах из двух кусков материи, с
непокрытой головой, каковы бы ни были жара
или холод. В долине около святого города
происходит главною празднество. Каждый
бросает на алтарь семь камешков в память
обряда, которым Авраам отогнал дьявола;
затем богомолец приносит в жертву овцу,
которую покупает у бедуинов, сходящихся к
празднику с большими стадами
прикладывается к черному камню и пьет воду
из святого колодца.
Необычайно просты обычаи
богослужения, установленные Мухамедом для
больших собраний верующих. У мусульман нет
колоколов и торжественного звона; верующие
собираются в пятницу на призывной голос
муэдзина, раздающийся ñ
минарета, башни у Мечети. В самом собрании
имам (старейшина, или председатель),
повторяя пример, данный пророком, восходит
на возвышение и Произносит увещание. Затем
он становится перед нишей, находящейся на
той стороне, где лежит Кааба, и говорит про
себя неясную молитву; тысячная толпа,
прикованная к нему взорами, с покорной
точностью воспроизводит все движения.
С захватом Мекки Мухамед стал
искать господства над всей Аравией. К
различным племенам было послано требование
принять ислам и платить подать для
поддержания дела веры, т.е. призрения бедных
и награждения воинов в священной войне. Не
везде встречал Мухамед покорность: местами
народные певцы отвечали резкой сатирой.
Одно из племен выставило своих ораторов и
поэтов против мусульманских, и принятие
новой веры было решено состязанием. В
восточной Аравии появился свой пророк,
Мусанлима (т.е. малый мусульманин).
Мухамедовы сборщики податей вызвали ропот
и мятеж; посланные им военные отряды
подавили восстания в потоке крови.
Однако в новой вере было
сильнейшее средство для объединения всего
арабского народа, именно завет священной
войны. Мухамед выделил евреев и христиан:
они - «люди, обладающие писанием»;
правоверные могут вести с ними благородный
спор, и их положение в арабском государстве
устанавливается особыми договорами. Но
язычников не должно щадить. Это предписание
стали толковать в том смысле, что неверные
подлежат истреблению или обращению в
рабство. И без того арабы устремлялись за
пределы родины: теперь у них явилось новое
оправдание для набегов за добычей, для
переселения и поисков торговых путей; оно
состояло в том, что арабы, избранный народ
божий, должны всюду распространять
истинную веру; каждый борец шел вперед в
надежде приобрести за храбрость отдых и
услады рая. Мухамед уже собирался отправить
войска для завоевания Сирии, ближней
области Восточно-римской империи, как его
настигла смерть (632, через 2 года после
победы над Меккой и через 10 лет после Хиджры).
Его могила в Медине стала другой великой
святыней мусульман наряду с Каабой: ее
также стали посещать бесконечные вереницы
богомольцев.
|