On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Возникновение ислама

К этому времени окончательно определилась новая вера. Она стала называться ислам («покорность Богу»). Ее положения выражены были в коротких стихах и изречениях (сурах), сказанных Мухамедом или приписанных ему; уже после его смерти они были собраны и записаны по памяти его сподвижников, почитателей и учеников, в соединении со множеством изречений старинной моральной и юридической мудрости арабов. Бог носит имя: «Господь в день судный»; «бог един, не порожден и не породил и никто Ему не равен». Воля его и истинное учение открылись постепенно через пророков: Адама, Авраама, Моисея и Иисуса; последний из них - «печать пророков» - Мухамед. В представлении о Иисусе сказывается влияние христианства; он рожден девой без греха, он владел даром творить чудеса, воскрешать мертвых. Подробно изображал Мухамед страшный суд и загробный мир. В этой картине есть черты христианства и религии персов. Суд грешников возвещен трубой. Необозримые ряды встанут из могил и явяяся перед всевышним. Они увидят весы, на которых взвешиваются дела, совершенные людьми; ангелы принесут книгу, в которой ведется запись добрых и злых поступков. Узкий мост, тонкий, как волос, и острый, как лезвие, ведет в рай через адскую бездну; спасенный переносится на ту сторону во мгновение ока, осужденный неминуемо падает в глубину. В аду страшный жар и холод, пища отравлена; адская стража никуда не дает пропуска. Рай - тенистый парк с журчащими ручьями, где ароматные яятва подают вечно юные гурии, подруги героев. О загробной жизни женщин, как существ низшего рода, Мухамед почти не упоминает. После смерти своей первой супруги он взял себе несколько жен и разрешил своим последователям многоженство.

Озабоченный лишь изменением религиозных воззрений, Мухамед не искал перемен в быту арабском. Обряды, им установленные, отвечая привычкам и обычаям арабов, вносили только известный порядок и стройность в их жизнь. У разбросанных в степи племен и родов не могло возникнуть духовенства, как это было в городах Римской империи и Персидского государства; среди скудного быта кочевников нет места пышному богослужению. Зато молитва так проста, что и безграмотный может ее легко запомнить; она читается пять раз на дню, а очередь ее служит степняку для счета времени. В молитве, предписанной Мухамедом, выражается отличие арабско-мусульманского мировоззрения от европейско-христианского. Христиане умоляют бога об исполнении своих желаний или об изменении событий в благоприятную для себя сторону. Мусульмане готовы покориться неисповедимой воле неба, не просят Бога, а только славят его: «Бог велик! тебе. Боже, хвала! верую в совершенство Бога всемогущего!» и т.д. Обычаям кочевой жизни отвечает еще одна черта - обязательные для всех богомолья. Хаджи (богомольцы) идут в Мекку в особых одеждах из двух кусков материи, с непокрытой головой, каковы бы ни были жара или холод. В долине около святого города происходит главною празднество. Каждый бросает на алтарь семь камешков в память обряда, которым Авраам отогнал дьявола; затем богомолец приносит в жертву овцу, которую покупает у бедуинов, сходящихся к празднику с большими стадами прикладывается к черному камню и пьет воду из святого колодца.

Необычайно просты обычаи богослужения, установленные Мухамедом для больших собраний верующих. У мусульман нет колоколов и торжественного звона; верующие собираются в пятницу на призывной голос муэдзина, раздающийся ñ минарета, башни у Мечети. В самом собрании имам (старейшина, или председатель), повторяя пример, данный пророком, восходит на возвышение и Произносит увещание. Затем он становится перед нишей, находящейся на той стороне, где лежит Кааба, и говорит про себя неясную молитву; тысячная толпа, прикованная к нему взорами, с покорной точностью воспроизводит все движения.

С захватом Мекки Мухамед стал искать господства над всей Аравией. К различным племенам было послано требование принять ислам и платить подать для поддержания дела веры, т.е. призрения бедных и награждения воинов в священной войне. Не везде встречал Мухамед покорность: местами народные певцы отвечали резкой сатирой. Одно из племен выставило своих ораторов и поэтов против мусульманских, и принятие новой веры было решено состязанием. В восточной Аравии появился свой пророк, Мусанлима (т.е. малый мусульманин). Мухамедовы сборщики податей вызвали ропот и мятеж; посланные им военные отряды подавили восстания в потоке крови.

Однако в новой вере было сильнейшее средство для объединения всего арабского народа, именно завет священной войны. Мухамед выделил евреев и христиан: они - «люди, обладающие писанием»; правоверные могут вести с ними благородный спор, и их положение в арабском государстве устанавливается особыми договорами. Но язычников не должно щадить. Это предписание стали толковать в том смысле, что неверные подлежат истреблению или обращению в рабство. И без того арабы устремлялись за пределы родины: теперь у них явилось новое оправдание для набегов за добычей, для переселения и поисков торговых путей; оно состояло в том, что арабы, избранный народ божий, должны всюду распространять истинную веру; каждый борец шел вперед в надежде приобрести за храбрость отдых и услады рая. Мухамед уже собирался отправить войска для завоевания Сирии, ближней области Восточно-римской империи, как его настигла смерть (632, через 2 года после победы над Меккой и через 10 лет после Хиджры). Его могила в Медине стала другой великой святыней мусульман наряду с Каабой: ее также стали посещать бесконечные вереницы богомольцев.

Назад       Главная       Вперёд