В 1997 г. Правительство Российской
Федерации приняло Постановление "О
Концепции реформирования системы
начального профессионального образования"
(№ 908 от 21 июля 1997 г.), что потребовало
выработки нового подхода к реализации
учебно-воспитательного процесса в
учреждениях начального профессионального
образования (УНПО). В этой связи возникла
необходимость разработки единой
образовательной программы (ЕОП) общего
среднего (полного) и начального
профессионального образования.
В лаборатории интегрированных
программ Института развития
профессионального образования при
Министерстве образования России (ИРПО) по
заданию Министерства общего и
профессионального образования Российской
Федерации были разработаны целевые и
структурные компоненты ЕОП, которые
являются стратегическим направлением
дальнейшего развития образовательной
системы начального профессионального
образования (НПО).
В ЕОП предложен ряд изменений в
структуре модели учебного плана УНПО. Если
в ныне действующем плане содержатся две
составные части (общеобразовательная и
профессиональная подготовка), то по
структуре ЕОП в модели имеется 3 части:
1. Образовательная подготовка,
которая реализуется на предметной основе (литература,
история, математика, химия, ОБЖ и др.).
2. Профессиональная подготовка,
которая осуществляется также через
отдельные предметы (черчение,
материаловедение, спецтехнология, охрана
труда и т.д.).
3. Личностная (общекультурная)
подготовка, реализуемая через предметы
общеобразовательной и профессиональной
подготовки и через специальные предметы
типа "Учись учиться", "Умей
властвовать своими мыслями и чувствами"
и др.
Все три части модели учебного
плана УНПО реализуются через составляющие
ЕОП -гуманитарную, естественнонаучную,
профессиональную, экологическую,
валеологическую (физическое воспитание и
обеспечение безопасности
жизнедеятельности), т.е. изучение ОБЖ
выделено в отдельную составляющую учебно-воспитательного
процесса в УНПО. Это показывает, какое
значение придается изучению основ
безопасности жизнедеятельности,
формированию правильного отношения каждой
конкретной личности к своему здоровью, к
взаимоотношению человека и среды его
обитания, включая природную, техногенную и
социальную среды.
Важно отметить, что все
составляющие ЕОП тесно взаимосвязаны. Так,
без знания основ наук, образующих
естественнонаучную составляющую (химия,
физика, математика, биология), невозможно
правильно понять место человека в природе,
что в свою очередь не позволяет ему
ориентироваться в среде обитания и
обеспечивать (по возможности) свою
жизненную безопасность.
Валеологическая составляющая
реализуется и локально - через специальные
предметы (физическая культура и ОБЖ), и
диффузно - через предметы
естественнонаучного и профессионального
циклов (среди них важнейшее значение имеют
охрана труда, химия, спецтехнология,
биология, основы экологии и
природоохранной деятельности).
Модель учебного плана, как
элемент Госстандарта профессионального
образования, предполагает в составе
федерального компонента наличие
отдельного предмета - ОБЖ, на который
отводится 140 часов учебного времени (105
часов являются обязательными для всех
обучаемых, независимо от пола, и 35 часов -
факультативные занятия; при этом в данном
учебном заведении наличие такого
факультатива является обязательным, т.е.
должна быть хотя бы одна группа учащихся,
охваченных этим факультативом).
Предмет ОБЖ и вся система знаний
по обеспечению безопасности
жизнедеятельности базируются на
дидактическом принципе максимального
обеспечения безопасности
жизнедеятельности с целью создания условий
для сохранения здоровья и полноценной
профессиональной подготовки учащихся и
призваны решать следующие задачи:
- формирование у обучаемых
знаний-умений и знаний-навыков по защите
жизни и здоровья в условиях обычных,
опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование активной
жизненной позиции в отношении здорового
образа жизни и ответственного отношения к
своему здоровью;
- подготовка юношей к службе в
рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
- реализация через курс ОБЖ
некоторых задач экологического
образования и воспитания;
- формирование важнейших
психофизиологических качеств личности,
способствующих повышению уровня
профессиональной подготовки у обучаемых в
УНПО через реализацию валеологической
составляющей ЕОП.
Единая образовательная
программа построена на блочно-модульной
основе. Каждый предмет, в том числе и ОБЖ,
представляет собой блок, состоящий из более
мелких дидактических единиц - модулей.
Предмет ОБЖ образован из четырех подблоков,
каждый из которых состоит из определенных
модулей. Структура предмета отражена в
программе и в статье, посвященной
планированию (см. журнал ОБЖ, №7 за 1997 г. и №2
за 1998 г.).
Новым по сравнению с прошлыми (начиная
с 1994 года, когда была опубликована
программа курса ОБЖ для профессиональных
образовательных учреждений) являются
обновленные цели изучения тем (модулей):
помимо общепедагогических и специальных
целей вводится также необходимость
формирования через изучение конкретных
знаний психологических качеств: воли,
мышления, памяти, умения достичь
поставленной перед собой цели и т.д.
Подобный подход к получению
знаний, способствующих повышению уровня
безопасности жизни конкретного человека и
общества, улучшит эффективное обучение,
активизирует учебно-воспитательный
процесс в УНПО, будет способствовать
улучшению профессиональной подготовки
выпускников и их большей конкурентной
способности на рынке труда.
|