Проведенная в 1861 г. крестьяяская реформа положила начало
капиталистической эпохе. В промышленности и на транспорте совершалась
техническая революция, шел быстрый рост городов.
Во второй половине XIX в. Ростов-на-Дону имел сравнительно
развитую промышленность и занимал первое место по фабрично-заводскому
производству и торговле в Области войска Донского, однако в 60-70-е
гг. XIX в. крупная промышленность в городе была относительно слабо
развита. Промышленные предприятия Ростова перерабатывали главным
образом сельскохозяйственные продукты. На передний план выдвигались
мукомольное, маслобойное, табачное производства. В 1862 г. в Ростове
насчитывалось 22 фабрично-заводских предприятия. В их числе 5
табачных фабрик, 4 кожевенных, 3 кирпичных и 2 канатных завода,
мыльный завод, макаронная и галетно-сухарная фабрики с общим объемом
вырабатываемой продукции в год на 376795 рублей.
Промышленное производство Ростова росло с каждым годом. Это
особенно было заметно в табачном деле. Основанная в 1853 г., табачная
фабрика Я.С.Кушнарева в начале 60-х гг. имела капитал в 3 тыс.
рублей, а к 90-м гг. капитал ее вырос до 1,5 млн.рублей. То же
наблюдалось и на табачной фабрике В.И.Асмолова, где первоначально
работало всего 7 человек и капитал едва составлял 3 тыс. рублей. В
1882 г., когда фабрике исполнилось четверть века, ежегодный оборот ее
равнялся 5 млн. рублей. Сырье (табак) поступало на фабрику
непосредственно с плантаций Кавказа, Крыма, Бессарабии, Турции, минуя
биржи.
Оснащалась техническая база табачных фабрик, вводились
паровые машины и механические приспособления, что увеличивало
производительность труда. К 80-м гг. XIX в. на фабрике Асмолова
работало 1920 человек, имелось 18 паровых машин, вырабатывалось 200
млн. папирос и 100 тыс. пудов табака. К началу 90-х гг. фабрика
Кушнарева располагала 28 табакокрошильными машинами, 60
гильзопапиросными и 57 папиросонабивными. В 1895 г. все табачные
фабрики Ростова вместе изготовили продукции на 5,8 млн. рублей.
По сравнению с предыдущими годами другие отрасли производства
Ростова также дали рост. В 1880 г. в городе насчитывалось 12 паровых
мукомольных мельниц, 32 кирпичных завода, 3 крупные табачные фабрики,
8 чугунолитейных заводов, писчебумажная и макаронные фабрики, 3
пиповаренных и 6 механических заводов, 7 типографий, судоремонтные и
судостроительные заводы; имелись кожевенные, мыловаренные, свечные
заводы, небольшие рыбные и гвоздильные заводы. Всего в Ростове было
около 100 промышленных, 2 тыс. торговых и 3 тыс. мелких кустарных
предприятий.
В развитии экономики Ростова активную роль играли банки и
акционерные общества, а также торгово-промышленные и
ссудо-сберегательные товарищества. В 90-е гг. из годового оборота
всех 67 обществ и товариществ большая часть приходилась на Ростовское
общество взаимного кредита, отделения Волжско-Камского и
Азово-Донского банков в Ростове и Азово-Донского коммерческого
банков.
В целом же развитие промышленного производства Ростова к
концу XIX в. достигло значительных размеров. Годовой оборот города
был свыше 150 млн. рублей. С учетом оборота всех акционерных обществ
и их агенств за пределами города, общий годовой оборот превышал
миллиард рублей.
Солидную долю товарооборота составляла продажа табака,
который вывозился в Москву, Одессу, города юга России, Поволжья,
Сибири. Табачные изделия ростовских фабрик получали медали и
похвальные листы на петербургской, московской, а также и всемирных
выставках в Вене, Париже и Филадельфии. Табак и папиросы из Ростова
вывозили в Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию и Японию.
Во внешней торговле Ростова вывоз хлеба занимал попрежнему
первое место. За десятилетие (1885-1895) хлеб, главным образом
пшеница, составлял 83% по отношению всего вывоза. В 1888 г. через
Ростовский порт было отправлено товаров на 50,7 млн. рублей. Пшеницу,
рожь, ячмень отправляли за границу. Шерсть, крупы, масло, овес
вывозили в Москву, города Центральной России, Поволжья, Крыма,
Одессу, Польшу и другие места. В эту эпоху ярмарочная торговля не
имела уже большого значения. Однако в Ростове еще продолжали
действовать две ярмарки, на которых велась оживленная торговля. На
них приезжали купцы Москвы, городов Украины, Поволжья, Северного
Кавказа и других районов России. На Ростовские ярмарки охотно ездили
и иностранные торговцы, получавшие большие доходы от торговли
шерстью, хлебом, кожами и т.д.
Развитию торговли содействовало наличие Ростовского,
Азовского Таганрогского портов и то, что к 1870 г. было закончено
строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, а затем
Козлово-Воронежско-Ростовской дороги, впоследствии называемых Южной и
Юго-Восточной дорогами. С завершением строительства Владикавказской
железной дороги в 1875 г. Ростов превратился в крупный
железнодорожный узел, связанный с центральной частью страны, Северным
Кавказом и другими районами России. Для обслуживания дорог в середине
70-х гг. в Ростове были построены Владикавказские железнодорожные
мастерские как одно из главных предприятий, ремонтировавших весь
подвижной состав. В 80-е гг. XIX в. Ростов получал уже половину
поступающего в город хлеба по железным дорогам. С проведением
железных дорог уменьшилась стоимость перевозок грузов, их доставка
резко возросла, что также сказалось на развитии торговли города.
Однако и при условии развития железнодорожного транспорта
река Дон не утратила своего значения в деле доставки товаров на
рынки. Количество паровых судов увеличилось более чем вдвое. Если в
1884 г. их было 91, в 1890 - 139, то в 1900 г. - 189 пароходов.
Возросла грузоподъемность непаровых судов и прежде всего барж,
доставлявших товары на ростовские рынки и в порт.
В ноябре 1884 г. Ростовский комитет торговли и мануфактур
ходадайствовал перед царским правительством о соединении Дона с
Волгой. Предприниматели Ростова понимали и оценивали значение канала
между двумя реками для развития фабрично-заводской промышленности и
торговли края. Стремление предпринимателей поддержала и Ростовская
городская дума, но осуществить план не удалось - на такие большие
денежные затраты правительство не могло пойти. Местные же власти и
хозяева предприятий смогли провести только работы по улучшению
набережной и подъездных путей.
Большое экономическое значение имела постройка моста через
Дон и пристани, что содействовало дальнейшему развитию промышленности
и торговли в Ростове. Появились плавучие элеваторы, что сразу же
положительно отразилось на пищевкусовой промышленности и прежде всего
крупо-мукомольной.
В обзоре торгово-промышленной деятельности Ростова за 1898 г.
говорится: "Город Ростов служит главным городом, в в который свозится
все, что производит Область войска Донского. Кроме того, стоя в узле
трех дорог, охватывающих область, и почти у гирл Дона, он всасывает в
себя и все те продукты, которые производят районы, занимаемые
железными дорогами". В обзоре отмечалось, что крупные промышленные
предприятия города находились в руках Парамоновых, Пустовойтова,
Соколова, Корнеева и других. Местное купечество, насчитывающее 2500
человек, имело значительные капиталы. Торговые общества и
товарищества развивали свою деятельность не только в Ростове, но и по
всей Области войска Донского и на Северном Кавказе, имея своих
агентов в крупных населенных пунктах по продаже товаров и закупке
сельскохозяйственной продукции.
Находясь на пересечении трех железных дорог, город ширился,
увеличивалось и его население. Если в 1860 г. в нем проживало 17574
человека, в 1873 - 47033, в 1884 - около 80 тысяч, то в 1893 г. уже
почти 100 тыс. человек. Число городских жителей в значительной
степени пополняли крестьяне из Курской, Орловской, Тамбовской,
Воронежской губерний. По переписи населения 1897 г., всего жителей в
Ростове было 119476 человек. Наибольшую группу составляли мещане -
45% от всего населения; 5% насчитывалось дворян, духовенства и
купцов; казаки составляли 2,3%. Ростовчане не проявляли желания
именоваться мещанами и ходатайствовали о переименовании их в граждан,
но правительство в 1865 г. им отказало в удовлетворении ходатайства,
и они по-прежнему назывались мещанами.
Немало разбоготевших граждан стремились приобрести звание
личных или потомственных граждан. Если в 1866 г. их было 64 человека,
то в 1893 г. стало уже 877. К 90-м гг. XIX в. в Ростове проживало
2500 иностранцев, тогда как в 60-е гг. их было около 160 человек. К
середине 90-х гг. в Ростове числилось свыше 10 тыс. промышленников и
торговцев, на них работало только прислуги 16340 человек. К 1898 г. в
городе насчитывалось уже 10757 рабочих. Наибольшее число их было
занято в табачном и папиросном производстве - 4167 человек,
чугунолитейном - 3420, писчебумажном - 1000, на паровых мельницах -
695 и лесопильных заводах - 540 человек.
После проведения крестьянской реформы 1861 г. в России
началась эпоха буржуазных реформ. Необходимо было приспособить
органы управления к новым условиям. 16 июня 1870 г. было утверждено
"Городское положение", которое ликвидировало шестигласную думу и
ввело новое административное управление в городе. В соответствии с
"Положением" о городском управлении избирались на 4 года постоянно
действующая бессословная городская дума и городская управа во главе с
городским головой. Реформа формально давала городу самоуправление.
Фактически вся полнота власти находилась в руках городского головы,
являвшегося представителем правительства на местах. Избирательная
система, на основе которой проводились выборы в городские учреждения,
устанавливала высокий имущественный ценз. Списки избирателей делились
на три разряда, в зависимости от дохода с предприятий промышленности
и торговли и уплаты горожанами налогов. В городской управе было 7
человек, а в думе приведено к присяге 72 гласных.
Городская управа по "Положению" не имела права заниматься
политическими вопросами. Круг ее деятельности сводился только к
хозяйственным делам. Ростов и Нахичевань-на-Дону, как самостоятельные
города, имели свои органы управления, совершенно похожие друг на
друга. Например: обе городские управы имели по три так называемые
стола: первым был хозяйственный, вторым - распорядительный и
строительный и третьим - бухгалтерский. Уже названия столов
канцелярии управ говорят о том, чем могли ведать эти самоуправления.
В хозяйственном столе были сосредоточены дела о сдаче в аренду
городских земель, имущества, составление торговых листов, заключение
контрактов по торгам, принятие мер по охране городских зданий,
мостовых и т.д.
Служащие второго стола составляли списки лиц, имеющих право
на участие в выборах, принимали и увольняли служащих управы,
определяли цены на продовольственные припасы и извозный промысел,
составляли планы строительных работ в городе и проекты смет по
мощению улиц и т.д. Бухгалтерия управы составляла сметы городских
фондов и расходов,собирала государственные налоги и земские сборы.
Вся деятельность городской управы строго регламентировалась
инструкцией.
По новому "Положению" 1892 г. избирательный ценз был
значительно повышен и сужены рамки самостоятельности этих органов
даже в хозяйственных вопросах.
Перестройке подверглись и суды. 20 ноября 1864 г.
правительство объявило судебные уставы, вводившие формальное
равенство всех граждан перед законом. Судебная реформа не была
довелена до конца. Выборность судов распространялась на присяжных
заседателей и мировых судей, а председатель и члены суда назначались
и были несменяемыми. Суд присяжных заседателей был ограничен в своей
деятельности, но и при этом он имел преимущества перед сословным
судом: вводилось право на защиту оявиняемого, разбирательство дел
велось при открытых дверях и т.д. В начале 70-х гг. в Ростове начали
действовать новые суды.
|