On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Ростов капиталистический

Проведенная в 1861 г. крестьяяская реформа положила начало капиталистической эпохе. В промышленности и на транспорте совершалась техническая революция, шел быстрый рост городов.

Во второй половине XIX в. Ростов-на-Дону имел сравнительно развитую промышленность и занимал первое место по фабрично-заводскому производству и торговле в Области войска Донского, однако в 60-70-е гг. XIX в. крупная промышленность в городе была относительно слабо развита. Промышленные предприятия Ростова перерабатывали главным образом сельскохозяйственные продукты. На передний план выдвигались мукомольное, маслобойное, табачное производства. В 1862 г. в Ростове насчитывалось 22 фабрично-заводских предприятия. В их числе 5 табачных фабрик, 4 кожевенных, 3 кирпичных и 2 канатных завода, мыльный завод, макаронная и галетно-сухарная фабрики с общим объемом вырабатываемой продукции в год на 376795 рублей.

Промышленное производство Ростова росло с каждым годом. Это особенно было заметно в табачном деле. Основанная в 1853 г., табачная фабрика Я.С.Кушнарева в начале 60-х гг. имела капитал в 3 тыс. рублей, а к 90-м гг. капитал ее вырос до 1,5 млн.рублей. То же наблюдалось и на табачной фабрике В.И.Асмолова, где первоначально работало всего 7 человек и капитал едва составлял 3 тыс. рублей. В 1882 г., когда фабрике исполнилось четверть века, ежегодный оборот ее равнялся 5 млн. рублей. Сырье (табак) поступало на фабрику непосредственно с плантаций Кавказа, Крыма, Бессарабии, Турции, минуя биржи.

Оснащалась техническая база табачных фабрик, вводились паровые машины и механические приспособления, что увеличивало производительность труда. К 80-м гг. XIX в. на фабрике Асмолова работало 1920 человек, имелось 18 паровых машин, вырабатывалось 200 млн. папирос и 100 тыс. пудов табака. К началу 90-х гг. фабрика Кушнарева располагала 28 табакокрошильными машинами, 60 гильзопапиросными и 57 папиросонабивными. В 1895 г. все табачные фабрики Ростова вместе изготовили продукции на 5,8 млн. рублей.

По сравнению с предыдущими годами другие отрасли производства Ростова также дали рост. В 1880 г. в городе насчитывалось 12 паровых мукомольных мельниц, 32 кирпичных завода, 3 крупные табачные фабрики, 8 чугунолитейных заводов, писчебумажная и макаронные фабрики, 3 пиповаренных и 6 механических заводов, 7 типографий, судоремонтные и судостроительные заводы; имелись кожевенные, мыловаренные, свечные заводы, небольшие рыбные и гвоздильные заводы. Всего в Ростове было около 100 промышленных, 2 тыс. торговых и 3 тыс. мелких кустарных предприятий.

В развитии экономики Ростова активную роль играли банки и акционерные общества, а также торгово-промышленные и ссудо-сберегательные товарищества. В 90-е гг. из годового оборота всех 67 обществ и товариществ большая часть приходилась на Ростовское общество взаимного кредита, отделения Волжско-Камского и Азово-Донского банков в Ростове и Азово-Донского коммерческого банков.

В целом же развитие промышленного производства Ростова к концу XIX в. достигло значительных размеров. Годовой оборот города был свыше 150 млн. рублей. С учетом оборота всех акционерных обществ и их агенств за пределами города, общий годовой оборот превышал миллиард рублей.

Солидную долю товарооборота составляла продажа табака, который вывозился в Москву, Одессу, города юга России, Поволжья, Сибири. Табачные изделия ростовских фабрик получали медали и похвальные листы на петербургской, московской, а также и всемирных выставках в Вене, Париже и Филадельфии. Табак и папиросы из Ростова вывозили в Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию и Японию.

Во внешней торговле Ростова вывоз хлеба занимал попрежнему первое место. За десятилетие (1885-1895) хлеб, главным образом пшеница, составлял 83% по отношению всего вывоза. В 1888 г. через Ростовский порт было отправлено товаров на 50,7 млн. рублей. Пшеницу, рожь, ячмень отправляли за границу. Шерсть, крупы, масло, овес вывозили в Москву, города Центральной России, Поволжья, Крыма, Одессу, Польшу и другие места. В эту эпоху ярмарочная торговля не имела уже большого значения. Однако в Ростове еще продолжали действовать две ярмарки, на которых велась оживленная торговля. На них приезжали купцы Москвы, городов Украины, Поволжья, Северного Кавказа и других районов России. На Ростовские ярмарки охотно ездили и иностранные торговцы, получавшие большие доходы от торговли шерстью, хлебом, кожами и т.д.

Развитию торговли содействовало наличие Ростовского, Азовского Таганрогского портов и то, что к 1870 г. было закончено строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, а затем Козлово-Воронежско-Ростовской дороги, впоследствии называемых Южной и Юго-Восточной дорогами. С завершением строительства Владикавказской железной дороги в 1875 г. Ростов превратился в крупный железнодорожный узел, связанный с центральной частью страны, Северным Кавказом и другими районами России. Для обслуживания дорог в середине 70-х гг. в Ростове были построены Владикавказские железнодорожные мастерские как одно из главных предприятий, ремонтировавших весь подвижной состав. В 80-е гг. XIX в. Ростов получал уже половину поступающего в город хлеба по железным дорогам. С проведением железных дорог уменьшилась стоимость перевозок грузов, их доставка резко возросла, что также сказалось на развитии торговли города.

Однако и при условии развития железнодорожного транспорта река Дон не утратила своего значения в деле доставки товаров на рынки. Количество паровых судов увеличилось более чем вдвое. Если в 1884 г. их было 91, в 1890 - 139, то в 1900 г. - 189 пароходов. Возросла грузоподъемность непаровых судов и прежде всего барж, доставлявших товары на ростовские рынки и в порт.

В ноябре 1884 г. Ростовский комитет торговли и мануфактур ходадайствовал перед царским правительством о соединении Дона с Волгой. Предприниматели Ростова понимали и оценивали значение канала между двумя реками для развития фабрично-заводской промышленности и торговли края. Стремление предпринимателей поддержала и Ростовская городская дума, но осуществить план не удалось - на такие большие денежные затраты правительство не могло пойти. Местные же власти и хозяева предприятий смогли провести только работы по улучшению набережной и подъездных путей.

Большое экономическое значение имела постройка моста через Дон и пристани, что содействовало дальнейшему развитию промышленности и торговли в Ростове. Появились плавучие элеваторы, что сразу же положительно отразилось на пищевкусовой промышленности и прежде всего крупо-мукомольной.

В обзоре торгово-промышленной деятельности Ростова за 1898 г. говорится: "Город Ростов служит главным городом, в в который свозится все, что производит Область войска Донского. Кроме того, стоя в узле трех дорог, охватывающих область, и почти у гирл Дона, он всасывает в себя и все те продукты, которые производят районы, занимаемые железными дорогами". В обзоре отмечалось, что крупные промышленные предприятия города находились в руках Парамоновых, Пустовойтова, Соколова, Корнеева и других. Местное купечество, насчитывающее 2500 человек, имело значительные капиталы. Торговые общества и товарищества развивали свою деятельность не только в Ростове, но и по всей Области войска Донского и на Северном Кавказе, имея своих агентов в крупных населенных пунктах по продаже товаров и закупке сельскохозяйственной продукции.

Находясь на пересечении трех железных дорог, город ширился, увеличивалось и его население. Если в 1860 г. в нем проживало 17574 человека, в 1873 - 47033, в 1884 - около 80 тысяч, то в 1893 г. уже почти 100 тыс. человек. Число городских жителей в значительной степени пополняли крестьяне из Курской, Орловской, Тамбовской, Воронежской губерний. По переписи населения 1897 г., всего жителей в Ростове было 119476 человек. Наибольшую группу составляли мещане - 45% от всего населения; 5% насчитывалось дворян, духовенства и купцов; казаки составляли 2,3%. Ростовчане не проявляли желания именоваться мещанами и ходатайствовали о переименовании их в граждан, но правительство в 1865 г. им отказало в удовлетворении ходатайства, и они по-прежнему назывались мещанами.

Немало разбоготевших граждан стремились приобрести звание личных или потомственных граждан. Если в 1866 г. их было 64 человека, то в 1893 г. стало уже 877. К 90-м гг. XIX в. в Ростове проживало 2500 иностранцев, тогда как в 60-е гг. их было около 160 человек. К середине 90-х гг. в Ростове числилось свыше 10 тыс. промышленников и торговцев, на них работало только прислуги 16340 человек. К 1898 г. в городе насчитывалось уже 10757 рабочих. Наибольшее число их было занято в табачном и папиросном производстве - 4167 человек, чугунолитейном - 3420, писчебумажном - 1000, на паровых мельницах - 695 и лесопильных заводах - 540 человек.

После проведения крестьянской реформы 1861 г. в России началась эпоха буржуазных реформ. Необходимо было приспособить органы управления к новым условиям. 16 июня 1870 г. было утверждено "Городское положение", которое ликвидировало шестигласную думу и ввело новое административное управление в городе. В соответствии с "Положением" о городском управлении избирались на 4 года постоянно действующая бессословная городская дума и городская управа во главе с городским головой. Реформа формально давала городу самоуправление. Фактически вся полнота власти находилась в руках городского головы, являвшегося представителем правительства на местах. Избирательная система, на основе которой проводились выборы в городские учреждения, устанавливала высокий имущественный ценз. Списки избирателей делились на три разряда, в зависимости от дохода с предприятий промышленности и торговли и уплаты горожанами налогов. В городской управе было 7 человек, а в думе приведено к присяге 72 гласных.

Городская управа по "Положению" не имела права заниматься политическими вопросами. Круг ее деятельности сводился только к хозяйственным делам. Ростов и Нахичевань-на-Дону, как самостоятельные города, имели свои органы управления, совершенно похожие друг на друга. Например: обе городские управы имели по три так называемые стола: первым был хозяйственный, вторым - распорядительный и строительный и третьим - бухгалтерский. Уже названия столов канцелярии управ говорят о том, чем могли ведать эти самоуправления. В хозяйственном столе были сосредоточены дела о сдаче в аренду городских земель, имущества, составление торговых листов, заключение контрактов по торгам, принятие мер по охране городских зданий, мостовых и т.д.

Служащие второго стола составляли списки лиц, имеющих право на участие в выборах, принимали и увольняли служащих управы, определяли цены на продовольственные припасы и извозный промысел, составляли планы строительных работ в городе и проекты смет по мощению улиц и т.д. Бухгалтерия управы составляла сметы городских фондов и расходов,собирала государственные налоги и земские сборы. Вся деятельность городской управы строго регламентировалась инструкцией.

По новому "Положению" 1892 г. избирательный ценз был значительно повышен и сужены рамки самостоятельности этих органов даже в хозяйственных вопросах.

Перестройке подверглись и суды. 20 ноября 1864 г. правительство объявило судебные уставы, вводившие формальное равенство всех граждан перед законом. Судебная реформа не была довелена до конца. Выборность судов распространялась на присяжных заседателей и мировых судей, а председатель и члены суда назначались и были несменяемыми. Суд присяжных заседателей был ограничен в своей деятельности, но и при этом он имел преимущества перед сословным судом: вводилось право на защиту оявиняемого, разбирательство дел велось при открытых дверях и т.д. В начале 70-х гг. в Ростове начали действовать новые суды.




Литература - Общие темы - История экономики России