Новые функции и старые привычки
Рассматривая проблемы
реформирования заработной платы,
необходимо иметь в виду ряд новых
обстоятельств в ее характеристике как
экономической категории, которых ранее не
было и быть не могло.
Общеизвестна многоплановость
отношений, отражаемых заработной платой. В
прежней экономической системе обычно
выделялись две ее функции:
воспроизводственная и стимулирующая. Для
рыночной экономики помимо этих двух
функций выделяют еще одну -регулирующую.
Ведь спрос на рынке труда влияет на уровень
заработной платы, а последняя - на цены на
предметы потребления и услуги. Правда, в
сложившейся экономической ситуации
практически не выполняется ни одна из
указанных функций, и в этом смысле можно
говорить о потере заработной платой своей
роли как экономической категории. Все три
функции в период 1996-1998 гг. предстоит
возродить. В этом заинтересованы основные
субъекты, действующие в рыночной экономике:
работники, работодатели и государство.
Надо иметь в виду, что у каждой
функции есть своего рода
персонифицированный носитель:
воспроизводственную функцию представляет
работник, стимулирующую -работодатель,
регулирующую - государство. Но все они еще
не "дозрели" до осознания своей "причастности"
к той или иной функции заработной плалл. К
тому же '~^~лат'.г нормх функций эар^
Ьотной платы мешает формально
сохраняющаяся старая организация
заработной платы. Заработная плата в
прежней экономической системе была долей
работника в фонде потребления
национального дохода. Из него
формировались фонды заработной платы,
поощрительные фонды и фонды специального
целевого премирования. Все условия оплаты
разрабатывались под эти фонды.
В рыночной экономике первичны
условия оплаты, т.е. система ставок, окладов,
норм трудовых затрат, форм и систем
заработной платы, гарантийных и
компенсационных выплат, тех или иных льгот.
Именно они в совокупности определяют
издержки работодателя на оплату труда.
Значит, фонд заработной платы, фонд
поощрения или какой-либо иной фонд как
элементы организации заработной платы
становятся ненужными. Они должны отмереть.
Между тем тяга к использованию старых, уже
формальных, понятий еще остается. Они
используются в новых условиях, искажая
реально складывающиеся отношения. В
качестве примера можно привести постоянно
уточняемые инструкции Госкомстата: то о
составе фонда потребления, то о составе
фонда заработной платы и т.д. Заработная
плата делится на включаемую в
себестоимость и на выплачиваемую из
прибыли. Расходы на заработную плату
принимают форму то материальной помощи, то
страховых платежей и т.п.
Попытки увязывать отдельные
элементы заработной платы с различными
фондами и источниками их формирования
нередко тормозят развитие нормальных
взаимоотношений между работниками,
работодателями и государством. При этом
колдоговорное регулирование оплаты и
некоторых других трудовых вопросов
становится невыгодным, потому что приводит
к дополнительному налогообложению
работодателя. Государство нередко
преследует чисто фискальные цели,
произвольно относя те или иные выплаты
работникам к облагаемым налогами доходам.
Реформирование заработной платы
в 1996-1998 гг. по каждой из названных подсистем
механизма рыночного регулирования
заработной платы предполагает
осуществление соответствующих мероприятий.
Многоуровневая договорная
система
Развитие многоуровневой
договорной системы требует четкого
разграничения круга вопросов в области
оплаты труда, решаемых каждым видом
соглашений из предусмотренных Законом о
коллективных договорах и соглашениях и
Законом о профсоюзах. Нужны и более строгая
координация сроков заключения каждого вида
соглашений, и усиление принципа
обязательности решений, принятых в
соглашениях относительно предприятий всех
форм со^ртвенности.
Важно заключать генеральное,
отраслевое и территориальное соглашения на
срок не менее двух лет и разграничивать
круг вопросов, решаемых в области оплаты и
других трудовых отношений на основе КЗоТа и
тарифного законодательства.
Проблема разграничения круга
вопросов, решаемых в каждом из основных
видов соглашений, уже неоднократно
рассматривалась в Министерстве труда РФ.
Попытки ее решения оформлялись в проекты
различных документов, из которых наиболее
существенный - проект Закона о
регулировании заработной платы.
Позиция Института труда по
данной проблеме сводится вкратце к
следующему. Генеральное соглашенные как.
минимум должно решитъ три вопроса:
-о степени приближения
минимальной заработной платы к
прожиточному минимуму с установлением
конкретных сроков (по кварталам) и
параметров сближения;
-о соотношениях в оплате труда (по
сложности) по основным тарифно-квалификационным
группам работ и должностей работников; эти
соотношения могут быть установлены в виде
Единой тарифной сетки для рабочих,
специалистов, служащих и руководителей (наиболее
желаемый вариант) либо в виде так
называемых диапазонов соотношений (между
рабочим высшей квалификации и
неквалифицированным рабочим, между
инженером и квалифицированным рабочим и т.п.);
-о соотношениях в оплате труда
работников средней квалификации по
профессиям, наиболее полно представляющим
отрасль, а точнее, условия труда в этой
отрасли (шахтер, станочник, ткачиха, пекарь,
сталевар и т.п.).
Включение в генеральное
соглашение других вопросов заработной
платы грозит чрезмерным затягиванием
сроков переговоров.
Отраслевое соглашение в части
вопросов оплаты труда основное внимание
сосредотачивает на вопросах
дифференциации тарифных ставок работников
по основным профессионально-должностным
группам, а также на особенностях
организации оплаты труда отдельных групп (профессий)
работников. Практика установления в
отраслевых соглашениях минимальных
тарифных ставок по принципу кратности
минимальной заработной платы не
выдерживает никакой критики и должна быть
прекращена.
В территориальных тарифных
соглашениях (которым следовало бы отдать
приоритет на нынешнем этапе реформирования)
должен решаться тот же круг вопросов, что и
в генеральном, только с некоторой
модификацией. В частности, в нем могут быть
определены абсолютные размеры минимальной
заработной платы поквартально в течение
периода действия соглашения, зафиксированы
уточненные параметры соотношений в оплате
труда по сложности и по основным профессиям,
удельные веса тарифной (гарантированной)
заработной платы в общем заработке и др.
В коллективном договоре
предприятия обязательно должны отражаться
все вопросы, касающиеся условий оплаты
труда работников, включая гарантии и
компенсации за непроработанное время;
льготы работникам предприятия с учетом
решений, принятых по оплате труда в
отраслевых и территориальных соглашениях.
Государственные гарантии
Система минимальных
государственных гарантий в области оплаты
труда включает бюджет прожиточного
минимума и минимальную заработную плату,
порядок корректировки минимальной
заработной платы в связи с удорожанием
стоимости жизни, поправки на районные
коэффициенты и т.п. Реалистично оценивая
ситуацию, следует признать, что
количественное выражение минимальных
гарантий по всем параметрам системы крайне
низкое.
Как показывают расчеты, в 1990 г.
минимальная заработная плата (80 руб.) была
примерно в 1,5 раза выше стоимости бюджета
прожиточного минимума, исчисленного на тот
период по методике Минтр^да РФ, в январе 1992 г,
в результате либерализации цен она '
сравнялась с его стоимостью, что означало
ее снижение в 1,5 раза. В настоящее время (июнь
1996 г.) минимальная заработная плата едва ли
достигает 20% стоимости этого бюджета. При
этом следует иметь в виду, что в 1 полугодии
1992 г. в качестве социальной гарантии был
введен бюджет прожиточного минимума,
обеспечивающий по существу лишь
физиологическое выживание работников. По
своим количественным параметрам он был
более чем в пять раз дешевле и
соответственно беднее прожиточного
минимума, действовавшего в начальный
период перестройки (25 руб. против 140 руб.).
Установленный порядок
корректировки минимальной заработной
платы даже формально не предусматривает
соответствия в темпах роста цен и
минимальной заработной платы. Кроме того,
он постоянно нарушается по срокам и,
наконец, для небюджетного сектора
экономики его реализация увязывается с
возможностями "изыскания средств", а
для бюджетного - с состоянием бюджета. Иными
словами, установленный порядок
корректировки минимальной заработной
платы носит негарантированный характер и
не защищает заработную плату от
обесценения. Во всяком случае за период
1990-1995 гг. реальная заработная плата
снизилась почти на 67%.
Районные коэффициенты не j
обеспечивают привязки минимальной
заработной платы к условиям 1
воспроизводства рабочей силы по регионам, И
практически повсюду не обеспечивается
своевременная выплата заработанной
работниками заработной платы.
Чтобы система государственных
гарантий в области оплаты труда стала
реально действующей, к концу 1997 г.
необходимо обеспечить поэтапное (ежеквартальное)
приближение минимальной заработной платы к
стоимости бюджета прожиточного минимума, а
к концу 1998 г. - его превышение примерно в 1,5
раза. Надо восстановить соотношение
минимальной заработной платы и бюджета
прожиточного минимума, имевшее место до
начала рыночных реформ. Целесообразно
отказаться от районных коэффициентов и
перейти к дифференцированному
установлению минимальной заработной платы
по территории страны пберёлством ее
исчисления в процентах к стоимости бюджета
прожиточного минимума, отражающего условия
воспроизводства рабочей силы на той иди
иной территории.
Размеры соотношения минимальной
заработной платы и бюджета прожиточного
минимума в 1996-1998 it. по кварталам
представляется разумным определять в
генеральном тарифном соглашении, а
абсолютные размеры минимальной заработной
платы - в территориальном тарифном
соглашении с учетом параметров генеразвного
соглашения.
Уже в 1996 т. следовало бы принять
Закон об автоматической ехекварталыгой
индексации минимальной заработной платы
при росте цен на потребительские товары и
услуги более чем на 5% за квартал, с
введением его в действие с 1 января 1997 г.
Для обеспечения своевременной выплаты
заработной платы необходимо определить
нормы компенсации работодателем потерь
работающим за каждый день задержки. При
задержке зарплаты на период более 5 дней
помимо компенсации потерь нужна еще и
индексация заработной платы в меру роста
цен на период задержки.
С учетом специфики организации
заработной платы в бюджетной сфере в
дополнение к названным мерам надо
осуществлять сближение диапазона оплаты в
ETC с 1:10,07 до 1:6,0 или 1:5,5 (на основе
опережающего роста минимальной тарифной
ставки 1-го разряда); ввести в 1997-1998 гг.
индексацию заработной платы всем
работникам бюджетной сферы; повышение
тарифных ставок в отраслях бюджетной сферы
с тем, чтобы постепенно приблизить ее к
уровню заработной платы на предприятиях
небюджетного сектора экономики.
|