Программа действий, направленных
на совершенствование системы социального
страхования, основывается на том, что в
современных условиях в России необходимо
сформировать рыночную модель этой системы,
в законодательном плане четко определить
и, соответственно, разграничить
ответственность - прежде всего финансовую -
между работодателями, работниками и
государством.
Оправданно, по моему убеждению,
назвать в качестве первоочередных
следующие меры государственной социальной
политики по реформированию системы
социального страхования.
1. Разработка методологии
формирования и функционирования системы
социального страхования. За основу здесь
надо принять теорию социальных и
профессиональных рисков, методы актуарных
расчетов.
2. Расширение и углубление сферы
действия социального страхования, включая
не только компенсацию утраты доходов в
форме выплат, но и, причем прежде всего,
предоставление застрахованным
профилактических услуг и разработку
реабилитационных мероприятий.
3. Воссоздание обязательного
социального страхования от несчастных
случаев на производстве И профессиональных
заболеваний. Система социальной защиты от
профессиональных рисков (рисков утраты
трудоспособности в результате несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний) сейчас крайне несовершенна. В
значительной мере это связано с ее
нестраховым характером и законодательно
закрепленным порядком, по которому
предприятие непосредственно возмещает
ущерб пострадавшим.
4. Уточнение функций фондов
социального страхования и обязательного
медицинского страхования. В данной связи
надо отметить необходимость введения
обязательных платежей из заработной платы (доходов)
лиц, застрахованных по случаю временной
нетрудоспособности, на паритетных началах
с работодателями, а также частичной оплаты
этими лицами медицинских услуг. Такие
нововведения будут стимулировать заботу
работников о своем здоровье. Еще замечу, что
«Фонд социального страхования» хорошо бы
переименовать: этим термином,
воспринимаемым буквально, охватывается
вся система социального страхования, а не
только та ее область, что фактически «подведомственна»
фонду.
5. Формирование Федеральной
целевой программы по социальному
страхованию на 1996--1997 г. и организационно-правовое
обеспечение ее выполнения.
6. Разработка и принятие еще в 1995 г.
Основ законодательства Российской Федерации
о системе социального страхования, в которых
обосновывались бы размеры страховых
взносов по всем видам социального страхования
(пенсионного, медицинского, по болезни,
безработице) на ближайшие пять лет при справедливом
распределении финансового бремени
междуработодателями, работниками и государством,
что способствует достижению соци-
ального согласия и его
дальнейшему поддержанию.
7. Включение в проект Основ
законодательства РФ о системе социального
страхования положения о создании
автономной системы социального
страхования от несчастных случаев на
производстве и страховании льготных
пенсий за работу во вредных условиях труда.
8. Включение в проект Основ
законодательства РФ о системе социального
страхования и в Генеральное соглашение на
1996 г. мер по усилению «прозрачности» и
самоуправляемости фондов социального
страхования, - путем передачи функций
контроля за оперативным управлением всеми
видами социального страхования основным
субъектам: страхователям (полномочным
объединениям предпринимателей) и
застрахованным (наиболее представительным
профсоюзам).
9. Разработка, при подготовке
проекта Генерального соглашения на 1996 г.,
концепции и пакета законодательных актов (с
участием представителей предпринимателей
и трудящихся) по проведению реформы
льготного пенсионного обеспечения.
Конечно, в условиях коренной
ломки экономической модели
хозяйствования реформу системы
социального страхования проводить трудно
вдвойне. Сложившиеся в сознании населения
стереотипы по поводу социального
страхования как не требующего усилий самих
трудящихся объекта забот государства и
профсоюзов затрудняют выработку новых
подходов и, тем более, их реализацию.
Требуется широкая разъяснительная работа
в обществе (с охватом и управленческого
аппарата всех уровней), показывающая
природу и формы социального страхования,
мобилизующая на повышение ответственности
работников, на осознание того факта, что
успешное осуществление всех социально-экономических
реформ возможно лишь при достижении
общественного согласия по уровню и
способам социальной защиты работников и
членов их семей.
Отвечающее современным условиям
России социальное страхование должно стать
одним из важнейших механизмов развития и
регулирования социальных процессов, предназначенным
не только для компенсации издержек
перехода к рыночной экономике, но и для ее
укрепления, придания ей социально
ориентированного характера.
|