On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Стратегия и тактика предстоящих реформ

Программа действий, направленных на совершенствование системы социального страхования, основывается на том, что в совре­менных условиях в России необходимо сфор­мировать рыночную модель этой системы, в за­конодательном плане четко определить и, со­ответственно, разграничить ответственность - прежде всего финансовую - между работо­дателями, работниками и государством.

Оправданно, по моему убеждению, на­звать в качестве первоочередных следующие меры государственной социальной политики по реформированию системы социального страхования.

1. Разработка методологии формирова­ния и функционирования системы социально­го страхования. За основу здесь надо принять теорию социальных и профессиональных рис­ков, методы актуарных расчетов.

2. Расширение и углубление сферы дей­ствия социального страхования, включая не только компенсацию утраты доходов в форме выплат, но и, причем прежде всего, предостав­ление застрахованным профилактических ус­луг и разработку реабилитационных меро­приятий.

3. Воссоздание обязательного социаль­ного страхования от несчастных случаев на производстве И профессиональных заболева­ний. Система социальной защиты от профес­сиональных рисков (рисков утраты трудоспо­собности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний) сейчас крайне несовершенна. В значи­тельной мере это связано с ее нестраховым характером и законодательно закрепленным порядком, по которому предприятие непосред­ственно возмещает ущерб пострадавшим.

4. Уточнение функций фондов социаль­ного страхования и обязательного медицин­ского страхования. В данной связи надо отме­тить необходимость введения обязательных платежей из заработной платы (доходов) лиц, застрахованных по случаю временной нетру­доспособности, на паритетных началах с рабо­тодателями, а также частичной оплаты этими лицами медицинских услуг. Такие нововве­дения будут стимулировать заботу работников о своем здоровье. Еще замечу, что «Фонд со­циального страхования» хорошо бы переиме­новать: этим термином, воспринимаемым бук­вально, охватывается вся система социального страхования, а не только та ее область, что фак­тически «подведомственна» фонду.

5. Формирование Федеральной целевой программы по социальному страхованию на 1996--1997 г. и организационно-правовое обеспечение ее выполнения.

6. Разработка и принятие еще в 1995 г. Основ законодательства Российской Федера­ции о системе социального страхования, в ко­торых обосновывались бы размеры страховых взносов по всем видам социального страхова­ния (пенсионного, медицинского, по болезни, безработице) на ближайшие пять лет при спра­ведливом распределении финансового бреме­ни междуработодателями, работниками и госу­дарством, что способствует достижению соци-

ального согласия и его дальнейшему под­держанию.

7. Включение в проект Основ законода­тельства РФ о системе социального страхова­ния положения о создании автономной систе­мы социального страхования от несчастных случаев на производстве и страховании льгот­ных пенсий за работу во вредных условиях труда.

8. Включение в проект Основ законода­тельства РФ о системе социального страхова­ния и в Генеральное соглашение на 1996 г. мер по усилению «прозрачности» и самоуправляе­мости фондов социального страхования, - пу­тем передачи функций контроля за оператив­ным управлением всеми видами социального страхования основным субъектам: страховате­лям (полномочным объединениям предприни­мателей) и застрахованным (наиболее пред­ставительным профсоюзам).

9. Разработка, при подготовке проекта Ге­нерального соглашения на 1996 г., концепции и пакета законодательных актов (с участием представителей предпринимателей и трудя­щихся) по проведению реформы льготного пенсионного обеспечения.

Конечно, в условиях коренной ломки эко­номической модели хозяйствования реформу системы социального страхования проводить трудно вдвойне. Сложившиеся в сознании на­селения стереотипы по поводу социального страхования как не требующего усилий самих трудящихся объекта забот государства и проф­союзов затрудняют выработку новых подходов и, тем более, их реализацию. Требуется широ­кая разъяснительная работа в обществе (с охватом и управленческого аппарата всех уровней), показывающая природу и формы социального страхования, мобилизующая на повышение ответственности работников, на осознание того факта, что успешное осущест­вление всех социально-экономических реформ возможно лишь при достижении обществен­ного согласия по уровню и способам социаль­ной защиты работников и членов их семей.

Отвечающее современным условиям России социальное страхование должно стать одним из важнейших механизмов развития и регулирования социальных процессов, пред­назначенным не только для компенсации из­держек перехода к рыночной экономике, но и для ее укрепления, придания ей социально ориентированного характера.

Назад       Главная