On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Разъяснения по отдельным вопросам применения налогового законодательства общественными организациями

1. Должна ли вставать на налоговый учет общественная организация, которая не осуществляет коммерческую деятельность?

Согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 Об основах налоговой системы Российской Федерации налогоплательщики подлежат в обязательном порядке постановке на налоговый учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации. При этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе. Обязанность постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах установлена и пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей . Если юридическое лицо отказывается встать на налоговый учет, мотивируя свой отказ тем, что оно не является налогоплательщиком, так как отсутствует объект налогообложения, в том числе и фонд оплаты труда, то справка о постановке на налоговый учет юридическому лицу не выдается. В этом случае юридическое лицо оставляет заявление - уведомление об отказе от постановки на учет по указанным причинам.

2. Подлежат ли регистрации предприятия, созданные общественными организациями (фондами)?

Предприятия независимо от организационно-правовой формы и состава учредителей обязаны пройти регистрацию в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами, регламентирующими правовое положение юридических лиц.

3. Какими инструктивно-нормативными документами регламентирован порядок ведения бухгалтерского учета в общественных организациях?

Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.94 N 170 установлены единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации независимо от подчиненности и форм собственности (кроме банков), включая организации с иностранными инвестициями и организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета (бюджетные организации). Следовательно, и общественные организации, а также находящиеся в их собственности предприятия, должны составлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Обязательным для них является и План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 года N 56 с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 28 декабря 1994 года N 173.

4. Какую отчетность и в какие сроки должна представлять общественная организация, которая не ведет коммерческую деятельность?

Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 26.12.94 N 170) не предусмотрены особенности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности для общественных организаций, не ведущих предпринимательской деятельности. Пунктом 75 указанного Положения определен порядок представления бухгалтерской отчетности, в том числе и в налоговую инспекцию. Состав текущей отчетности и порядок ее составления регламентируется приказами Минфина России. Например, в приказе Минфина России от 19.10.95 N 115 О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год утвержден состав годовой отчетности для всех юридических лиц за исключением бюджетных учреждений, страховых организаций и банков. Кроме того, в соответствии с налоговым законодательством организации обязаны представлять в установленные для каждого налога сроки расчеты по налогам и сборам (как правило, в сроки представления квартальной бухгалтерской отчетности).

5. Общественная организация не занимается коммерческой деятельностью. Какие санкции могут быть применены налоговой инспекцией за непредставление отчетности?

В соответствии с пунктом 12 статьи 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 О государственной налоговой службе РСФСР (с изменениями и дополнениями) на должностных лиц организаций, виновных в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, налагаются административные штрафы. Кроме того, на руководителей и других должностных лиц организаций, не выполняющих требования, регламентированные пунктами 3 - 6 статьи 7 названного Закона, также могут быть наложены административные штрафы.

6. Предусматривается ли применение санкций за неуказание идентификационного номера налогоплательщика в расчетно- платежных документах?

Идентификационный номер налогоплательщика является основным показателем, используемым при автоматизированной обработке данных о налоговых платежах, поступающих как от налогоплательщика, так и от территориальных органов Управления федерального казначейства, банков и других кредитных учреждений. Задержки налогоплательщиком перечислений налоговых и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты, вызванные незаполнением или неправильным заполнением идентификационного номера налогоплательщика в расчетно-платежных документах, не освобождает его от ответственности за несвоевременную уплату соответствующих налогов.

В этом случае налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную в ст. 13 п.1 (подпункт в ) Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации . Учитывая, что работа налоговых органов по присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков была начата два года назад и проводится на постоянной основе, а также то, что совместное письмо Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России от 16.06.95 N ВГ-4-12/25н / 47 / 174 было опубликовано за месяц до введения этого порядка в действие, отсутствие сведений у налогоплательщика о присвоенном ему ИНН свидетельствует о том, что его деятельность осуществляется без постановки на налоговый учет или переучета, что является нарушением налогового законодательства. В своей работе по обеспечению полноты учета налогоплательщиков налоговые органы тесно взаимодействуют также с таможенными органами, органами статистики и Государственного комитета по имуществу Российской Федерации, а также между собой. Обобщая сведения о налогоплательщиках, поступившие из разных источников, налоговые органы принимают решение по передаче необходимых сведений в территориальные органы налоговой полиции для осуществления розыска налогоплательщиков, осуществляющих деятельность без постановки на налоговый учет, а также решения по документальной проверке соблюдения ими налогового законодательства.

7. За счет каких средств осуществляются расходы по содержанию аппарата управления общественной организации?

Расходы общественной организации, связанные с осуществлением управленческих и координирующих функций, выполнением других уставных задач (в том числе организация работы по пополнению финансовых средств для решения уставных задач) производятся за счет целевых отчислений по содержанию указанных организаций. Общественные организации в соответствии с Законом Российской Федерации О налоге на прибыль предприятий и организаций являются плательщиками налога на прибыль с суммы превышения доходов над расходами, полученных от предпринимательской деятельности. При этом в составе доходов и расходов не учитываются целевые средства и производимые за счет них затраты. Прибыль, оставшуюся после уплаты налога, общественная организация вправе использовать на осуществление уставной деятельности, в том числе на содержание аппарата управления.

8. Следует ли уплачивать налог на добавленную стоимость и налог на прибыль с членских взносов, полученных общественной организацией, если они полностью уходят на содержание помещений, аппарата и почтово-телеграфные расходы?

В соответствии с п. 2.12 Инструкции Госналогслужбы России N 37 от 10.08.95 О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций в составе расходов и доходов общественных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступивших от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих организаций и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно. В соответствии с пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 О некоторых изменениях во взаимоотношении бюджетов различных уровней в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, включены средства, полученные от других предприятий и организаций. Вместе с тем в соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 27.07.94 N ВС-П-12-23152 не облагаются налогом на добавленную стоимость средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих организаций, не занимающихся хозяйственной (предпринимательской) деятельностью и не имеющих оборотов по реализации продукции (работ, услуг), кроме выбывшего имущества, при условии, что данные средства учитываются на отдельном счете и об их целевом использовании представлены отчеты в налоговые органы. Данное положение учтено в Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 в пункте 10 и . Поскольку членские взносы предназначены на содержание общественных организаций, то при выполнении вышеуказанных условий, суммы членских взносов, получаемых общественными организациями от юридических лиц, не включаются в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость.

9. Следует ли уплачивать налог на добавленную стоимость и налог на прибыль с суммы благотворительного взноса, полученного общественной организацией от физического лица с формулировкой на ведение уставной деятельности ?

Законом Российской Федерации О налоге на добавленную стоимость не предусмотрено включения в облагаемый оборот денежных средств, полученных от физического лица (в том числе и благотворительных взносов). Средства от добровольных пожертвований и взносов граждан не подлежат налогообложению также и налогом на прибыль (Закон Российской Федерации от 27.07.91 N 2116-1 О налоге на прибыль предприятий и организаций (с изменениями на 31 декабря 1995 года)).

10. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость целевые отчисления на содержание общественных организаций, поступившие от другой организации (предприятия)?

Согласно решению Правительства Российской Федерации от 27.07.94 N ВС-П12-23152 не облагаются налогом на добавленную стоимость средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих учреждений, не занимающихся хозяйственной (предпринимательской) деятельностью и не имеющие оборотов по реализации продукции (работ, услуг), кроме выбывшего имущества, при условии, что данные средства учитываются на отдельном счете и об их целевом использовании представлены отчеты в налоговые органы.

11. Должны ли уплачивать налог на прибыль и налог на добавленную стоимость общественные организации инвалидов?

Прибыль общественных организаций инвалидов не подлежит налогообложению в соответствии со статьей 6 пунктом 6 Закона Российской Федерации от 27.07.91 N 2116-1 О налоге на прибыль предприятий и организаций (с изменениями на 31 декабря 1995 года). В соответствии с пунктом 1 ф статьи 5 Закона Российской Федерации О налоге на добавленную стоимость товары (работы, услуги), производимые и реализуемые общественными организациями инвалидов, освобождены от налога на добавленную стоимость.

12. Уплачивают ли налог на прибыль и налог на добавленную стоимость предприятия общественных организаций инвалидов?

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 последней редакции Закона Российской Федерации О налоге на прибыль предприятий и организаций не подлежит налогообложению прибыль общественных организаций инвалидов и находящихся в их собственности учреждений и предприятий. По вопросу обложения налогом на добавленную стоимость следует отметить, что льгота не распространяется на предприятия общественных организаций инвалидов в целом. Вместе с тем пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации О налоге на добавленную стоимость предусмотрены льготы по производству и реализации отдельных видов товаров, работ, услуг. В частности, подпунктом х освобождены от налога товары (работы, услуги) (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, учреждениями и организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.

13. Предприятия каких общественных организаций могут иметь льготы по прибыли, в части прибыли, направляемой на уставную деятельность организаций-собственников?

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 О налоге на прибыль предприятий и организаций не облагается налогом прибыль, направленная на осуществление уставной деятельности организаций, у предприятий, собственниками которых являются следующие организации: - общественные организации инвалидов; - творческие союзы; - религиозные организации; - объединения охотников и рыболовов (от профильной деятельности).

14. В каких случаях общественные организации являются плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог?

В соответствии с п. 21.2 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды общественные организации наряду с другими некоммерческими организациями уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в том случае, если имеют доходы от предпринимательской деятельности. Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Таким образом, если эти организации размещают временно свободные средства на депозитных счетах в банках, сдают имущество в аренду, осуществляют торговлю товарами, выполняют платные работы (услуги), то доходы, полученные от этих операций, облагаются налогом на пользователей автомобильных дорог.

15. Должна ли общественная организация, не занимающаяся предпринимательской деятельностью, платить транспортный налог?

Льгот по уплате транспортного налога, введенного Указом Президента Российской Федерации N 2270 от 22.12.93, предоставлена только бюджетным организациям. Поэтому, если в общественной организации выплачивается заработная плата либо другие выплаты, относящиеся к фонду заработной платы в соответствии с Инструкцией О составе фонда заработной платы и выплат социального характера , утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.07.95 N 89 (по согласованию с Минэкономики, Минфином, Минтруда и Центральным банком России), то она обязана платить транспортный налог на общих основаниях.

16. Облагается ли налогом на прибыль доход, полученный общественной организацией от осуществления предпринимательской деятельности и направленный на уставную деятельность этого общества?

В соответствии с последней редакцией Закона Российской Федерации О налоге на прибыль предприятий и организаций общественные объединения уплачивают налог с сумм превышения доходов над расходами, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. За исключением общественных организаций инвалидов, общественных объединений охотников и рыболовов и религиозных организаций, прибыль которых не подлежит налогообложению (статья 6 Закона), если она направлена на уставную деятельность.

17. Существуют ли какие-либо ограничения размеров прибыли, направляемой на уставную деятельность общественных организаций, объединений, союзов и фондов?

На основании статьи 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями, финансируемые собственником учреждения, благотворительными и другими фондами. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Следовательно, прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, после уплаты соответствующих налогов, должна направляться на уставную деятельность в полном объеме.

18. Подлежат ли обложению налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость доходы, полученные общественными организациями (фондами) и их предприятиями от хранения средств на депозитных счетах в банках?

Доходы в виде процентов от размещения предприятиями и организациями временно свободных средств на депозитных счетах в банках являются доходом от внереализационных операций и облагаются налогом на прибыль в установленном порядке (пункт 2.7 Инструкции Госналогслужбы России N 37). Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 1 е статьи 5 Закона Российской Федерации О налоге на добавленную стоимость не включаются в облагаемый оборот по налогу на добавленную стоимость доходы, полученные от хранения средств предприятиями и организациями временно свободных средств на депозитных счетах как операции, совершаемые по депозитным вкладам.




Литература - Общие темы - Налогообложение