В настоящее время
наблюдается бурное развитие
психологической науки, обусловленное
многообразием теоретических и
практических задач, встающих перед нею.
Основной задачей психологии является
изучение законов психической деятельности
в ее развитии. В течение последних
десятилетий значительно расширился фронт
психологических исследований, появились
новые научные направления и дисциплины.
Изменился понятийный аппарат
психологической науки, непрерывно
появляются новые гипотезы и концепции,
психология обогащается новыми
эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические
и теоретические проблемы психологии»,
характеризуя современное состояние науки,
отмечает, что в настоящее время «резко
возрастает потребность в дальнейшей (и
более глубокой) разработке
методологических проблем психологической
науки и ее общей теории».
Область явлений, изучаемых
психологией, огромна. Она охватывает
процессы, состояния и свойства человека,
имеющие разную степень сложности - от
элементарного различения отдельных
признаков объекта, воздействующего на
органы чувств, до борьбы мотивов личности.
Одни из этих явлений уже достаточно хорошо
изучены, а описание других сводится лишь к
простой фиксации наблюдений. Многие
считают, и это следует особо отметить, что
обобщенное и абстрактное описание
изучаемых явлений и их связей - это уже и
есть теория. Однако этим теоретическая
работа не исчерпывается, она включает также
сопоставление и интеграцию накапливаемых
знаний, их систематизацию и многое другое.
Ее конечная цель состоит в том, чтобы
раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой
связи и возникают методологические
проблемы. Если теоретическое исследование
опирается на нечеткую методологическую (философскую)
позицию, то возникает опасность подмены
теоретического знания эмпирическим.
В познании сущности психических
явлений важнейшая роль принадлежит
категориям диалектического материализма. Б.Ф.
Ломов в своей книге выделил базовые
категории психологической науки, показал
их системную взаимосвязь, всеобщность
каждой из них и, в то же время, несводимость
их друг к другу. Им были выделены следующие
базовые категории психологии: категория
отражения, категория деятельности,
категория личности, категория общения, - а
также понятия, которые по уровню
всеобщности можно приравнять к категориям,
- это понятия «социальное» и «биологическое».
Выявление объективных связей социальных и
природных свойств человека, соотношения
биологических и социальных детерминант в
его развитии представляет одну из
труднейших задач науки.
Как известно, прежние
десятилетия психология была
преимущественно теоретической (мировоззренческой)
дисциплиной. В настоящее время ее роль в
общественной жизни существенно изменилась.
Она все более становится областью особой
профессиональной практической
деятельности в системе образования, в
промышленности, государственном
управлении, медицине, культуре, спорте и т.д.
Включение психологической науки в решение
практических задач существенно изменяет и
условия развития ее теории. Задачи, решение
которых требует психологической
компетентности, возникают в той или иной
форме во всех сферах жизни общества,
определяясь возрастающей ролью так
называемого человеческого фактора. Под «человеческим
фактором» понимается широкий круг
социально-психологических,
психологических и психофизиологических
свойств, которыми обладают люди и которые
так или иначе проявляются в их конкретной
деятельности.
Мы не будем перечислять в
реферате все задачи, поставленные в
настоящее время перед психологией
общественной практикой (их число огромно,
ибо везде, где есть люди, есть и задачи,
решение которых связано с учетом «человеческого
фактора»), остановимся только кратко на
значении психологии в понимании развития
психики ребенка. Во всех звеньях системы
народного образования (дошкольное
образование, средняя, общеобразовательная
школа, среднее специальное образование,
высшая школа) возникают проблемы,
адресованные психологии. Исследование
практически всей системы психических
явлений - от элементарных ощущений и до
психических свойств личности, -
направленное на раскрытие объективных
законов, которым они подчиняются, имеет
первостепенное значение для создания
научной базы, решения общественной задачи,
совершенствования организации обучения и
воспитания.
Осознание обществом роли
прикладных задач, решаемых психологической
наукой, привело к идее создания
разветвленной психологической службы в
органах народного образования. В настоящее
время такая служба находится на стадии ее
оформления и развития и призвана стать
связующим звеном между наукой и
практическим применением ее результатов.
|