On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Развитие социальной психологии в странах СНГ

История социальной психологии в нашей стране является частью всеобщей истории социальной психологии, и в то же время она содержит в себе качественно новые черты. Общность истории социальной психологии определяет и ее периодизацию. В отечественной литературе также можно выделить период возникновения и разработки социально-психологических идей в русле философии и общей психологии. Достаточно четко очерчивается и период эмпирической описательной социальной психологии.

Следует подчеркнуть, что ученые нашей страны были одними из пионеров применения психологического эксперимента в групповых условиях. К настояяему времени в СНГ завершается формирование социально-психологиччской науки, которая опирается на незыблемые основы классической методологии.

Развитие идей социальной психологии в русле философии в нашей стране также требует тщательного исследования. Среди мыслителей XVIII в. следует упомянуть В. Н. Татищева (1686-1750), который понимал умственное развитие человека как продукт «соучаствования», общения людей. Саму периодизацию исторического и онтогенетического духовного развития человека В. Н. Татищев связывает с уровнем развития речи; устная, письменная, печатная . Такого универсального ученого, как М. В. Ломоносов, интересовали проблемы речи в различных аспектах: преимущества русского языка, приемы и способы ораторского искусства. Исключительное значение общественно-психологическим факторам в развитии человека придавал А. Н. Радищев. Человек отличается от животных своей способностью сопечалиться, сорадоваться другим людям. Само бессмертие человека возможно через его деяния и речь, через которые человек может сохраниться в памяти потомков. Характер человека, развитие его духовных сил определяются нс столько врожденными задатками, сколько особенностями обучения и воспитания и социальными условиями.

Видное место социально-психологические идеи занимают в системе философии революционных демократов XIX в. В личности они выделяют общечеловеческие, национальные и сословные черты. Критикуя представителей механистического, вульгарного материализма, революционные демократы показывали, что человек есть не только и нс столько часть природы и продукт природной необходимости, но что он прежде всего есть продукт исторической необходимости. То, каким становится в своем нравственном облике человек, в значительной мере определяетсяяхарактером удовлетворения его потребностей, социальными условияяи. На формирование человека существенное влияние оказывают обстоятельства, ближайшая среда. В атмосфере злобы, жестокости формируются соответствующие черты характера.

Говоря об описательной социальной психологии конца XIX-начала XX в., следует прежде всего назвать работы Н. К. Михайловского, В. М. Бехтерева, А. Копельмана и др. В этот период социально-психологические явления выделяются в самостоятельный класс. Н. К. Михайловского интересуют вопросы массовидных психических явлений, взаимоотношения и взаимовлияния людей Друг на друга. Разделяя мнения западных психологов, он придавал исключительное значение подражанию и внушению. Именно подражание и внушение, по его мнению, лежат в основе массовидных психических явлений, взаимоотношений личности и толпы.

Уже на рубеже XIX-XX вв. В. М. Бехтерев выступает с рядом публичных лекций и статей, в которых страстно агитирует за необходимость изучения общественной психологии, которая имеет свой определенный предмет, структуру и методы исследования. По его мнению, общественная психология должна изучать изменения психических явлений в группах и коллективах по сравнению с индивидуальными проявлениями, а также массовидные психические явления (дух эпохи, национальные, сословные психические особенности, явления, возникающие в толпе, в аудиториях, на различных зрелищных мероприяяиях).

А. Копельман, приветствуяявозникновение повой области психологии - психологии народного духа, считал, что эта психология должна освободиться от идеализма. Проявление народного духа-это не какая-либо особая сущность, а это совокупная единая деятельность и переживания групп людей и коллективов. Поэтому новая область психологии должна быть названа коллективной психологией.

Следовательно, в нашей стране уже до Октябрьской революции выделяется специфическая область психологии - общественная, коллективнаяя социальная психология. Но как за рубежом, так и у нас в то время социальная психология еще не могла подняться на подлинно науччый уровень.

Оформление социальной психологии в самостоятельную науку происходит в нашей стране одновременно с таким же процессом в Германии и США, т. е. в 20-е годы XX в. Решающее значение здесь имели исследования В. М. Бехтерева и его учеников. В. М. Бехтерев положения своей общей рефлексологии распространил на изучение рефлексов и реакций коллектива, создав так называемую коллективную рефлексологию со своим предметом и методами. Суть коллективной рефлексологии сводилась им к унаследованным и сочетательным рефлексам коллективов, групп, масс, толпы на биосоциальные раздражители. «Если рефлексология,- писал В. М. Бехтерев,- изучает проявления соотносительной деятельности отдельных индивидов, то коллективная рефлексология изучает ту же деятельность коллектива» . В коллективах кроме наследственно-органических проявлении изучается их возбудимость, коллективные настроения, наблюдательные способности, коллективное сосредоточение, творческая деятельность, суждения, решения. Данные признаки лежат в основе классификации коллективов. Коллектив (как малая группа) в трактовке В. М. Бехтерева характеризуется единством рецепций и реакций, взаимодействием членов коллектива. Толпа характеризуется как коллектив, связанный общим настроением. Наличие общего наблюдения, сосредоточенности присуще театральной, концертной аудитории и публике различных зрелищ. Общие суждения и решения специфичны для функционирования Советов, съездов.

Весьма подробно и обстоятельно В. М. Бехтерев приводит арсенал методик для исследования коллективов (наблюдения, эксперимент, анкеты), а также статистические приемы обработки собираемого материала. Значимость работ В. М. Бехтерева определяется в первую очередь новаторским исследовательским подходом к изучению социально-психологиччских явлений. Он один из первых разработал оригинальные экспериментальные методики, применил их на практике, получил достаточно падежные результаты и тем самым открыл путь для подлинно науччых социально-психологических исследований. Отмечая заслуги В. М. Бехтерева перед мировой и отечественной социальной психологией, нельзя не указать па сильные элементы механицизма и биологизаторства, которые содержатся в его методологии и теории. По пути В. М. Бехтерева в разработке проблем социальной психологии в 20-е годы шли Б. В. Беляев и А. С. Залужный.

Так, Б. В. Беляев дал весьма широкое определение предмета социальной психологии, которая должна изучать психологию коллективов, масс, групп, толпы. Он же дал развернутую классификацию социально-психологических объединений. Коллектив (в собственном смысле слова) предполагает: территориальное и временное объединение индивидов, наличие общего раздражителя, общей рецепции и реакции, взаимодействие (круговое) индивидов, непосредственную социальную стимуляцию индивидов. Группа отличается от коллектива менее тесной связью. Толпа-это большое количество людей с преимущественно инстинктивно-эмоциональными реакциями.

А. С. Залужный сосредоточил свое внимание на конкретном социально-психологическом исследовании различных детских коллективов. Он дает классификацию детских коллективов, разрабатывает подробно методику их изучения и статистические приемы обработки собираемого материала. Работа А. С. Залужного как методическое пособие в какой-то степени не потеряла своего значения и в настоящее время.

Проблемы социальной психологии в 20-е годы в нашей стране рассматривались под углом зрения различных, в том числе немарксистских, методологических установок. В биологизаторском ключе пытался построить коллективную психологию известный зоопсихолог В. А. Вагнер. Основная идея В. А. Вагнера сводится к тому, что психологию типов человека, как и его коллективную психологию, нельзя построить без учета филогенетического развития. На этой основе В. А. Вагнер выделяет следующие типы людей: стадный (подражательность, малое проявление самостоятельности); вожаческий (повышенная половая функция, эгоизм, честолюбие) , социальный (пониженная половая функция, альтруизм). Коллективная психология людей вытекает из стадной жизни животных с добавлением тех вариаций, которые возникают под влиянием экономики и культуры.

Своеобразные взгляды на социальную психологию высказывали психологи дуалистического толка Г. И. Челнанов и А. П. Нечаев.

Г. И. Челпанов полагал, что индивидуальная экспериментальная психология должна быть дополнена социальной психологией. По его мнению, внедрение марксизма в психологию должно идти по линии преодоления абстрактного, антропологического, фейербаховского человека, который изучался и изучается экспериментальной психологией. Дополнительное изучение сущности человека как совокупности общественных отношений является существенным развитием экспериментальной общей психологии. Это, безусловно, глубокая и перспективная идея Г. И. Челпанова, который на свой лад первым заговорил о внедрении марксизма в психологию в виде дополнения прежней экспериментальной психологии социальной психологией. Разумеется, что такая постановка вопроса весьма ограничена, так как на основе методологии марксизма должна разрабатываться не только социальная психология, но и индивидуальная психология, которую Г. И. Челпанов хотел сохранить в прежнем идеалистическом неприкосновенном виде.

Другой представитель дореволюционной экспериментальной психологии, А. Н. Нечаев, который в самом начале XX в. периодически проводил эксперименты в групповых условиях, продолжил свои исследования и после революции. А. П.Нечаев экспериментально исследовал особенности интеллектуального, эмоционально-волевого развития, а также умственного утомления учащихся в различных группах, в зависимости от возраста, пола, уровня образования. Экспериментально-технические приемы и статистическая обработка материала позволили А. П. Нечаеву раскрыть существующие зависимости между возрастом, полом, образованием и развитием психических качеств человека.

К подобной категории исследований в тот период можно отнести и работу В. Е. Смирнова. На основе анкетных обследований подростков и юношей, которые проведены были В. Е. Смирновым в 1920-1925 гг., он изучил интересы рабочих-подростков, мотивы их учения, особенности их идеалов (связанные с наукой-34,8%, с нравственными качествами- 15,2%, с политикой-13%, со здоровьем-17,4%, с удовлетворением потребностей--6,5%, с работой-13% и др.). При этом в анализе данных В. Е. Смирнов приводит различия между мальчиками и девочками.

Из психологов-марксистов наиболее активно за построение социальной психологии выступал В. А. Артемов. Критикуя экспериментальную (Г. И. Челпанов) и рефлексологическую (В. М. Бехтерев) социальную психологию, он намечает пути построения марксистской социальной психологии, показывает трудности на этом пути, намечает методические приемы исследования. С точки зрения марксизма и экспериментальная индивидуальная психология и психология коллектива являются социальными по сути. Поэтому не может быть каких-то особых наук о психологии индивида и коллектива, а есть единая социальная психология индивида и коллектива. Поскольку коллектив не есть сумма индивидов, а новое качество, постольку должна проявляться и психология коллектива. Каковы же причины, которые тормозят развитие социальной психологии в нашей стране? В конце 20-х годов В. А. Артемов видит следующие причины: нет достаточно сильных традиций в развитии социальной психологии; поскольку индивидуальная психология сама по себе насквозь социальна, то некоторые исследователи считают ненужной особую социальную психологию; мешает опасение психологизации исторического материализма, социологии; отсутствуют достаточно подготовленные кадры,

Особое место в развитии социальной психологии в 20-е годы занимают работы философов и журналистов М. А. Рейснера, Л. Н. Войтоловского, Н. Ф. Курманова.

Юрист и философ М. А. Рейснер уделил значительное внимание проблемам развития социальной психологии . Социальная психология, по его мнению, должна иметь дело с социально организованным поведением классов, масс, прослоек, рас, наций. Ее исходным положением является то, что развитие общества определяется производительными силами, производством идей и нервно-мозговым механизмом или психикой людей. Новое в системе М. А. Рейснера заключается в подчеркивании значения социально-исторической искусственной среды, символики, культуры, которые надстраиваются над материальным производством и, в свою очередь, влияют на формирование и развитие поведения людей. Эта социально-культурная символика, искусственная среда во взаимодействии с человеком, особенностями его психики и составляют предмет социальной психологии. Социально-культурная среда в истории выступает в различных формах: мистико-символической (религия), формально-эстетической (искусство), рациональной (наука). М. А. Рейснер не ограничился общим описанием социально-психологической проблематики, он также пытался дать конкретные характеристики психологии пролетариата, крестьянства, буржуазии, интеллигенции, деклассированных элементов, в которых раскрывается ряд верных черт этих классовых групп. М. А. Рейснер - один из идеологических предшественников «культурно-исторической» концепции в психологии, в методологическом же отношении он эклектичен, хотя и пытался использовать положения марксизма в своих работах.

Своеобразные взгляды развивал Л. Н. Войтоловский. По его мнению, предметом коллективной психологии являются общие настроения, энтузиазм масс, их воля, стремления и борьба . Психологические явления, как они возникают и развиваются, прослеживаются в действиях масс, толпы-вот важнейший материал для коллективной психологии. В толпе, в массе происходит эмоциональное движение, зарождение эмоций, их концентрация и напряжение, что увеличивает энергию толпы и каждого ее члена, приводит к различным массовым действиям. Изучать эти массовидные проявления возможно посредством сбора отчетов беспристрастных свидетелей подобных событий, путем непосредственного наблюдения, а также исследуя материалы художественной литературы. Л. Н. Войтоловский выступает против примитивизации поведения толпы, масс, за учет их психологии и ее изменений в ходе общественной жизни, за тесную связь масс, партий и вождей. Таким образом, Л. Н. Войтоловский ограничивает проблематику социальной психологии лишь массовидными психологическими явлениями, забывая о других, как бы возвращается к описательному уровню социальной психологии.

Несколько с других позиций решает социально-психологические задачи Н. Ф. Курманов. По его мнению, коллективная психология должна изучать переживания, настроения, психологию и поведение индивидов с точки зрения классового подхода. С этих же позиций следует подходить и к изучению коллективной психологии. Подобно тому, как врач устанавливает симптомы и намечает меры воздействия, социальный психолог должен определить, насколько индивидуальная или коллективная психология соответствуют классовым нормам и каковы пути их развития до подлинно классового уровня. Однако Н. Ф. Курманов в своих проектах построения коллективной психологии не пошел дальше общих деклараций.

Таким образом, социальная психология в 20-е годы характеризуется в методологическом отношении значительной пестротой, наряду с которой все настойчивей пробиваются идеи необходимости построения социальной психологии на марксистской основе. Тем не менее практически социальная психология в 20-е годы начинает оформляться в самостоятельную науку со своим предметом, методами и конкретным содержанием.

Разнородность методологических подходов, разнокалиберность получаемых результатов, преимущественно декларативный характер-все это, умноженное на острейшую идеологическую борьбу внутри страны и на международной арене, настораживало ведущих психологов и философов по отношению к социальной психологии. На Западе социологи и социальные психологи все более психологизировали общественные явления, подменяли классовый анализ изучением малых групп и личности, классовую борьбу сводили к психологическим и биологическим факторам. Возникала известная опасность психологизации социальных явлений, изучаемых историччским материализмом, подмены классового анализа психологическим подходом к общественным явленияя. Так как в теоретическом плане на основе марксизма-ленинизма было всесторонне обосновано, что все психические явления от ощущений до характера являются социальными по своей сути, то у многих ведущих психологов и философов к середине 30-х годов сложилось убеждение, что особая социальная психология нс нужна и ее проблемы могут быть решены на базе общей психологии. Поэтому неудивительно, что дальнейшая история социальной психологии в СССР, начиная с 30-х годов, была связана с научной разработкой проблем общей, педагогической, военной, спортивной психологии и психологии труда.

В советской психологии в период 1930-1940 годов был накоплен богатый материал по психологическим особенностям человека нового общества, было выяснено значение различных коллективов (дошкольных, школьных, производственных) во всестороннем развитии личности советского человека, показана роль разнообразных форм общения в развитии речи и мышления ребенка и т. д. В этих направлениях вклад внесли такие психологи, как Б. Г. Ананьев, К. Н. Корнилов, А. Н. Леонтьев, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, А. С. Прангишвили и многие другие. Можно утверждать, что в этот период важнейшие проблемы социальной психологии в СССР по сути разрабатывались эффективней, чем в 20-е годы. Исключительное место в создании и в изучении психологии коллектива, как известно, принадежит выдающемуся советскому педагогу А. С. Макаренко. В СССР был накоплен богатейший практический опыт по формированию личности и разнообразных коллективов в ходе построения социализма. Этот опыт все еще недостаточно изучен современными исследователями.

Вопрос о том, был ли перерыв в развитии социальной психологии в СССР, должен решаться исходя из фактического положения дел, на основе понимания предмета этой науки. С нашей точки зрения, социально-психологические явления продолжали изучаться все время, но в рамках других областей психологии. Однако такое положение дел, конечно, тормозило развитие социальной психологии как самостоятельной науки. Поэтому в 50--60-е годы со всей остротой встал вопрос о выделении социальной психологии в самостоятельную область психологических наук. Рамки общей и других областей психологии были уже совершенно недостаточны для всестороннего изученияясоциально-психологических явлений.

Следовательно, в 50-60-е годы речь шла не о том, чтобы совершенно заново создавать социальную психологию (она фактически существовала все время), а в том, чтобы поднять социально-психологические исследования в СССР на новый уровень, соответствующий методологии марксизма-ленинизма.

К настоящему времени социальная психология в нашей стране и за рубежом прошла довольно сложный путь развития. Начиная со второй половины XIX века и до нашего времени изменялись и развивались представления о предмете и методах исследований, о социально-психологических явлениях и законах. Современная российская социальная психология в своей методологии и теории, в своей практической направленности принципиально отличается от господствующих направлений социальной психологии в странах Запада. В то же время существует и известная научная общность в методах и технике исследований, в частном понимании ряда социально-психологических явлений и закономерностей. Необходимо совершенно четко и недвусмысленно это видеть. Коренное различие российской и западной социальной психологии заключается в основных методологических предпосылках и в идеологической направленности исследований.

Современная зарубежная социальная психология строится на механистической и идеалистической основах. Социально-психологические явления обычно выводятся либо из особенностей индивида, либо из раз навсегда данной среды. Общественные социальные явления преимущественно психологизируются.

Тем не менее, отметая методологические и идеологические основания современной зарубежной социальной психологии, мы должны учитывать, проверять и использовать конкретно-научные, объективные достижения в области методов и техники исследования, некоторых частных законов групповой структуры и динамики, гностических и коммуникативных проявлений личности.

Следует также указать на нежелательность замыкать социально-психологическую науку (да и зарубежную) только кругом работ, написанных под социально-психологическими названиями. Например, невозможно не рассматривать как относящиеся к социальной психологии работы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского о коллективе. Мы обеднили бы социальную психологию, если бы не отнесли сюда труды по истории поведения, мышления и речи Л.С.Выготского, по истории сознания А. Н. Леонтьева, по чертам личности советского человека Н. Д. Левитова, по психологии педагогической оценки Б. Г. Ананьева и другие работы, выполненные в 30-40-е годы.

Особое значчние и место в социальной психологии в СССР занимала грузинская школа по психологии установки, основателем которой был Д. Н. Узнадзе.

К концу 70-х-началу 80-х годов в основном завершился процесс становления и выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину, входящую в систему психологических наук и в то же время близкую к социологии. В этом процессе важную роль сыграли выступления и работы философов и социологов: Г. М. Андреевой, Ф. В. Константинова, Б. Д. Парыгина, В. П. Рожина, В. П. Тугари-нова, В. А. Ядова и др.: психологов: Б. Г. Ананьева, В. Н. Колбановского, А. Г. Ковалева, Н. С. Мансурова, А. В. Петровского, К. К. Платонова, А. С. Прангишвили, Е. В. Шороховой и др. Формирование современной социальной психологии объясняется, конечно, не только книгами, статьями и выступлениями философов, социологов и психологов, но и всеми глубокими прогрессивными общественными преобразованиями, которые происходят в нащей стране.

В 1962 г. в Ленинградском университете организуется первая в стране лаборатория социальной психологии. Возникают многочисленные исследовательские центры в Москве, Ленинграде, Курске, Костроме, Ярославле, Киеве, Минске, Тбилиси, в республиках советской Прибалтики, где изучается широччйший круг проблем социальной психологии. В 1968 г. создается кафедра социальной психологии в ЛГУ, а в 1972 г.-и в МГУ. Результаты исследований советских социальных психологов были отражены в трудах общесоюзных съездов и международных конгрессов по психологии, а также многочисленных конференций и симпозиумов по социальной психологии, которые проходили в различных городах СССР и за рубежом в 60--70-е годы. В последние годы все ширится поток литературы по социальной психологии, в том числе монографической. В настоящее время российская социальная психология вышла на путь глубокой разработки проблем личности, малых групп и коллективов, а также более широких общностей.

Фундаментальные научные разработки позволили социальным психологам активно развернуть фронт прикладных социально-психологических исследований в области социального планирования, менеджмента и управления, банковского маркетинга и промышленности, быта, семьи, средств массовой информации, военного исскусства, спорта и медицины.

Назад       Главная