Система администрации - атрибут
любого государства. Но различия между
разными системами национальной
администрации бывают достаточно
существенными, а корни таких различий чаще
всего уводят далеко в историю страны. В
одних государствах доминируют традиции
централизма и строгой административной
иерархичности, т.е. система "замкнута"
на столицу (классический пример - Франция). В
других традиционно превалируют
региональные административные учреждения,
т.е. система носит как бы полицентрический
характер (такой была на протяжении большей
части своей истории и является сейчас
Германия). В третьих администрация
вырастала из местного, коммунального
самоуправления (яркий пример такой модели
развития -США. умеренные - Англия и
Швейцария).
Россия традиционно управлялась
различными модификациями "государевой"
службы. Менялось политическое устройство,
даже общественно-экономические формации,
но не глубинные основы административной
системы. Так, с введением в 1722 году "Табели
о рангах" принцип породы был потеснен
принципом выслуги, хотя полностью и не
заменен им. После 1917 года на смену им пришел
принцип номенклатуры, что тоже вполне
вписывалось в традиции государевой службы.
И сейчас, в постсоветские времена, мы, по
существу, имеем дело еще с одной ее
модификацией, причем производящей довольно
странное впечатление в конце XX века, когда в
развитых странах в модернизации госслужбы
доминируют совсем иные тенденции:
традиционная ее иерархичность хотя и
сохраняется, но играет все меньшую роль,
количество административных ступеней
уменьшается, расширяются возможности
альтернативных путей выдвижения на
достаточно высокие посты. Да и вообще
набирающее силу интеллектуальное движение,
амбициозно именующее себя
административной или постбюрократической
революцией, ищет пути модернизации
управления совсем в иной плоскости, нежели
реставрация обветшавшей еще полтора века
назад чиновной лестницы. Мы же, как
справедливо отметил Президент РФ, "во
многом продолжаем руководить и управлять
по-старому", равняясь на
административные идеалы позавчерашнего
дня.
Комиссия по государственному
строительству сформулировала систему
принципов и мер, цель которых - впервые в
истории России создать не "государеву",
а публичную государственную службу,
которая бы отвечала критериям
эффективности, профессионализма и
соответствия потребностям формирующегося
гражданского общества. При этом мы
опирались как на мировой опыт действующей
практически во всех развитых странах "merit
system" (системы заслуг и достоинств), так
и на долголетнееизучение отечественной
специфики. Были выделены 10 принципов
построения отечественной госслужбы
|