On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Некоторые практические мероприятия

О мероприятиях образовательного цикла мы по названной выше причине говорить не будем. Перечислим набор основных кадрово-организационных мероприятий, имея в виду. что реформа должна проводиться поэтапно, в течение достаточно длительного периода времени, что разные мероприятия имеют разный срок их реализации. Нельзя, однако, затягивать с ее началом.

1. Одобрение в целом и поддержка на высшем политическом уровне концепции административной реформы, признание работы по ее подготовке и проведению одним из государственных приоритетов и принятие всех необходимых мер по ее обеспе­чению.

2. Разработка и принятие Кодекса государственной службы (КГС), в концепцию которого следует заложить обрисованные здесь принципы реформы, единые стандарты для федеральной, региональной и муниципальной службы, а также механизмы создания в РФ госслужбы, отвечающей современным и перспективным потребностям общественного развития.

3. Подготовка Указа Президента РФ о системе управления в сфере кадровой политики и Положения о задачах и функциях кадровых служб, закрепляющего следующие меры:

-создание двойной кадровой вертикали по модели, предложенной в следующем (4-м) пункте; - включение в состав кадровых органов и подразделений аналитических служб;

- образование комиссий по отбору и аттестации кадров с включением в их сос­тав представителей научных и образовательных учреждений соответствующего про­филя с трехлетним циклом их персональной ротации. Эти комиссии должны зани­маться: разработкой общих критериев и квалификационных требований к госслужа­щим по сферам управленческой деятельности; маркетингом персонала, кадровым менеджментом, формированием заказов на подготовку и переподготовку госслужа­щих; проведением отборочных тестов, организацией аттестации и квалификацион­ных экзаменов и конкурсов; контролем служащих, проходящих испытательный срок; анализом личности и деловых качеств служащих; составлением спис­ков кандидатов на должности в аппарате; организацией профессиональной перепод­готовки работников кадровых служб (по специальности менеджеров по персоналу); анализом эффективности работы служащих на основе учета затрат времени по видам работы.

4. Построение двойной кадровой вертикали по возможной модели: 1) Управление кадровой политики Администрации Президента - Совет по вопросам кадровой политики - Государственный Комитет по делам госслужбы при Правительстве -кадровые службы министерств и ведомств; 2) кадровые службы двойного подчинения в регионах при главах регионов и представителях Президента.

5. Составление списков кадрового резерва, иными словами, "демократической номенклатуры", с разделением ее по уровням.

6. Целенаправленное проведение политики обновления аппарата, в частности, за счет поощрения и организационного обеспечения ротации кадров по "спирали" регионы-центр-регионы, а также привлечения на достаточно высокие должности людей из сфер бизнеса, производства, науки, демобилизуемых офицеров, молодых специалистов с управленческим образованием.

7. Создание системы материальных, организационных и моральных стимулов для привлечения и удержания перспективных кадров.

8. Коренное улучшение системы подготовки и переподготовки управленческих кадров.

9. Ускоренное прохождение переподготовки ведущими управленческими кадрами, особенно политическими назначенцами.

10 Значительное сокращение кадрового состава госслужбы за счет выведения из нее технических и других обеспечивающих служб и перевода их на "хозрасчет" с элементами конкурса.

11. Создание из числа прогрессивно мыслящих служащих своего рода "актива реформы".

12. Подготовка и практическое введение в жизнь в 1999-2000 годах системы открытых конкурсов на вакантные должности госслужбы.

13. Проведение аттестации всех профессиональных ("карьерных") служащих на основе разработанных критериев.

14. Обеспечение открытости принимаемых решений о должностном росте и увольнении; создание апелляционных комиссий.

15. Определение компенсаций для увольняемых с государственной службы лиц, занимавших политические должности.

16. Обеспечение выполнения положений ст. 9 Закона "Об основах государственной служб».! РФ" о правах госслужащего.

17. Введение разрешительного порядка для перехода госслужащего на работу в коммерческие структуры, связанные с его прежней деятельностью, в течение двух лет после его увольнения с госслужбы.

18. Создание правовых и организационных гарантий "прозрачности" госслужбы для общества, для доступа граждан и организаций к несекретным материалам, связанным с их правами и законными интересами.

19. Разработка и широкое обсуждение проекта Этического кодекса госслужащего, создание комиссии по служебной этике.

20. Возобновление выпуска журнала под условным названием "Вестник государ­ственной службы" с разделами: общие и отраслевые требования (стандарты) для занятия государственных должностей; открывающиеся вакансии, по которым объяв­лен конкурс; методические указания по приему на госслужбу и аттестации.

21. Подготовка и постепенный перевод госслужащих на особого рода контрактную систему.

22. Введение в порядке эксперимента системы учета затрат времени и эффектив­ности труда государственных служащих.

23. Разработка и осуществление программы по информации и пропаганде реформы государственной службы.

Итак, резюмируем. Мы хотим впервые в истории России создать гражданскую государственную службу, в которой лица, назначенные на политические должности, могли бы эффективно проводить государственную политику через высококвалифици­рованный аппарат "карьерных" служащих. Последние проходят тщательную мно­гоступенчатую профессиональную подготовку и отбор, оцениваются и продвигаются по служебной лестнице в соответствии с их деловыми качествами и связаны с государством особого рода контрактами. Эти контракты призваны максимально повысить продуктивность работы служащих, обеспечить достойный и привлекатель­ный материальный статус госслужбы, основанный в первую очередь на прямых денежных выплатах, гарантировать соблюдение ими дополнительных обязательств по отношению к государству в обмен на определенные установленные Законом привилегии, ориентировать чиновников на приоритетность публичной службы, т.е. ее акцент на содействие реализации законных интересов и прав граждан и их объеди­нений, а также на ее принципиальную "прозрачность" (открытость и доступность) информации. Словом, аппарат, не теряя профессионализма, должен из хозяина превратиться в слугу общества. Реформа госслужбы, проведенная в обозначенном направлении, несомненно, будет иметь и немалый антикоррупционный эффект.

Серьезной альтернативы предлагаемой реформе не просматривается. Необходи­мость перемен понимают и те, кто их совсем не хочет либо желает повернуть их себе на пользу, вновь подменив социальный интерес групповым, в лучшем случае корпоративным. С этой целью и происходит некая кулуарная возня, имеющая целью создать видимость перемен. Поэтому перспективы последовательного проведения реформы я оцениваю как довольно неопределенные: возможно топтание на месте с созданием видимости деятельности, а при некоторых сценариях политического развития не исключены и попытки "простых", солдафонских решений проблемы. Но за все это придется и уже приходится платить, причем цена за каждый потерянный год будет возрастать. Платит общество, платит и сама власть. Одна из разновидностей этой платы - нарастающее и уже недалекое от критической отметки отчуждение государственного аппарата от общества. А для государства нетоталитарного, леги­тимирующего свою власть через демократические институты, это чревато крахом.

Назад       Главная