О мероприятиях образовательного
цикла мы по названной выше причине говорить
не будем. Перечислим набор основных кадрово-организационных
мероприятий, имея в виду. что реформа должна
проводиться поэтапно, в течение достаточно
длительного периода времени, что разные
мероприятия имеют разный срок их
реализации. Нельзя, однако, затягивать с ее
началом.
1. Одобрение в целом и поддержка
на высшем политическом уровне концепции
административной реформы, признание работы
по ее подготовке и проведению одним из
государственных приоритетов и принятие
всех необходимых мер по ее обеспечению.
2. Разработка и принятие Кодекса
государственной службы (КГС), в концепцию
которого следует заложить обрисованные
здесь принципы реформы, единые стандарты
для федеральной, региональной и
муниципальной службы, а также механизмы
создания в РФ госслужбы, отвечающей
современным и перспективным потребностям
общественного развития.
3. Подготовка Указа Президента РФ
о системе управления в сфере кадровой
политики и Положения о задачах и функциях
кадровых служб, закрепляющего следующие
меры:
-создание двойной кадровой
вертикали по модели, предложенной в
следующем (4-м) пункте; - включение в состав
кадровых органов и подразделений
аналитических служб;
- образование комиссий по отбору
и аттестации кадров с включением в их состав
представителей научных и образовательных
учреждений соответствующего профиля с
трехлетним циклом их персональной ротации.
Эти комиссии должны заниматься:
разработкой общих критериев и
квалификационных требований к госслужащим
по сферам управленческой деятельности;
маркетингом персонала, кадровым
менеджментом, формированием заказов на
подготовку и переподготовку госслужащих;
проведением отборочных тестов,
организацией аттестации и квалификационных
экзаменов и конкурсов; контролем служащих,
проходящих испытательный срок; анализом
личности и деловых качеств служащих;
составлением списков кандидатов на
должности в аппарате; организацией
профессиональной переподготовки
работников кадровых служб (по
специальности менеджеров по персоналу);
анализом эффективности работы служащих на
основе учета затрат времени по видам работы.
4. Построение двойной кадровой
вертикали по возможной модели: 1) Управление
кадровой политики Администрации
Президента - Совет по вопросам кадровой
политики - Государственный Комитет по делам
госслужбы при Правительстве -кадровые
службы министерств и ведомств; 2) кадровые
службы двойного подчинения в регионах при
главах регионов и представителях
Президента.
5. Составление списков кадрового
резерва, иными словами, "демократической
номенклатуры", с разделением ее по
уровням.
6. Целенаправленное проведение
политики обновления аппарата, в частности,
за счет поощрения и организационного
обеспечения ротации кадров по "спирали"
регионы-центр-регионы, а также привлечения
на достаточно высокие должности людей из
сфер бизнеса, производства, науки,
демобилизуемых офицеров, молодых
специалистов с управленческим
образованием.
7. Создание системы материальных,
организационных и моральных стимулов для
привлечения и удержания перспективных
кадров.
8. Коренное улучшение системы
подготовки и переподготовки
управленческих кадров.
9. Ускоренное прохождение
переподготовки ведущими управленческими
кадрами, особенно политическими
назначенцами.
10 Значительное сокращение
кадрового состава госслужбы за счет
выведения из нее технических и других
обеспечивающих служб и перевода их на "хозрасчет"
с элементами конкурса.
11. Создание из числа прогрессивно
мыслящих служащих своего рода "актива
реформы".
12. Подготовка и практическое
введение в жизнь в 1999-2000 годах системы
открытых конкурсов на вакантные должности
госслужбы.
13. Проведение аттестации всех
профессиональных ("карьерных")
служащих на основе разработанных критериев.
14. Обеспечение открытости
принимаемых решений о должностном росте и
увольнении; создание апелляционных
комиссий.
15. Определение компенсаций для
увольняемых с государственной службы лиц,
занимавших политические должности.
16. Обеспечение выполнения
положений ст. 9 Закона "Об основах
государственной служб».! РФ" о правах
госслужащего.
17. Введение разрешительного
порядка для перехода госслужащего на
работу в коммерческие структуры, связанные
с его прежней деятельностью, в течение двух
лет после его увольнения с госслужбы.
18. Создание правовых и
организационных гарантий "прозрачности"
госслужбы для общества, для доступа граждан
и организаций к несекретным материалам,
связанным с их правами и законными
интересами.
19. Разработка и широкое
обсуждение проекта Этического кодекса
госслужащего, создание комиссии по
служебной этике.
20. Возобновление выпуска журнала
под условным названием "Вестник государственной
службы" с разделами: общие и отраслевые
требования (стандарты) для занятия
государственных должностей; открывающиеся
вакансии, по которым объявлен конкурс;
методические указания по приему на
госслужбу и аттестации.
21. Подготовка и постепенный
перевод госслужащих на особого рода
контрактную систему.
22. Введение в порядке
эксперимента системы учета затрат времени
и эффективности труда государственных
служащих.
23. Разработка и осуществление
программы по информации и пропаганде
реформы государственной службы.
Итак, резюмируем. Мы хотим
впервые в истории России создать гражданскую
государственную службу, в которой лица,
назначенные на политические должности,
могли бы эффективно проводить
государственную политику через
высококвалифицированный аппарат "карьерных"
служащих. Последние проходят тщательную
многоступенчатую профессиональную
подготовку и отбор, оцениваются и
продвигаются по служебной лестнице в
соответствии с их деловыми качествами и
связаны с государством особого рода
контрактами. Эти контракты призваны
максимально повысить продуктивность
работы служащих, обеспечить достойный и
привлекательный материальный статус
госслужбы, основанный в первую очередь на
прямых денежных выплатах, гарантировать
соблюдение ими дополнительных
обязательств по отношению к государству в
обмен на определенные установленные
Законом привилегии, ориентировать
чиновников на приоритетность публичной
службы, т.е. ее акцент на содействие
реализации законных интересов и прав
граждан и их объединений, а также на ее
принципиальную "прозрачность" (открытость
и доступность) информации. Словом, аппарат,
не теряя профессионализма, должен из
хозяина превратиться в слугу общества.
Реформа госслужбы, проведенная в
обозначенном направлении, несомненно,
будет иметь и немалый антикоррупционный
эффект.
Серьезной альтернативы
предлагаемой реформе не просматривается.
Необходимость перемен понимают и те, кто
их совсем не хочет либо желает повернуть их
себе на пользу, вновь подменив социальный
интерес групповым, в лучшем случае
корпоративным. С этой целью и происходит
некая кулуарная возня, имеющая целью
создать видимость перемен. Поэтому
перспективы последовательного проведения
реформы я оцениваю как довольно
неопределенные: возможно топтание на месте
с созданием видимости деятельности, а при
некоторых сценариях политического
развития не исключены и попытки "простых",
солдафонских решений проблемы. Но за все
это придется и уже приходится платить,
причем цена за каждый потерянный год будет
возрастать. Платит общество, платит и сама
власть. Одна из разновидностей этой платы -
нарастающее и уже недалекое от критической
отметки отчуждение государственного
аппарата от общества. А для государства
нетоталитарного, легитимирующего свою
власть через демократические институты,
это чревато крахом.
|