Уже
в первые недели своего губернаторства Рейган призвал на помощь “отряд особого
назначения” — более 200 ведущих бизнесменов штата, которым был официально
придан статус консультантов по вопросам разработки будущих социально – экономических
и административных реформ в штате. Но главными советниками Рейгана, особенно на
первых порах, и в том числе в период формирования будущей администрации штата,
продолжали оставаться члены бывшей “рейгановской команды”, образовавшие
“кухонный кабинет” губернатора. “Друзья Рональда Рейгана” собирались для
решения возникавших проблем и выработки единой, отвечавшей их общим интересам
линии либо в загородном клубе, либо же в гостиной или рабочем кабинете губернаторского
особняка.
Очень быстро стал ясен подход Рейгана к заполнению
административных вакансий в администрации штата, образовавшихся с приходом к
власти республиканцев. Новым руководителем управления социального обеспечения
был назначен калифорнийский адвокат, пользовавшийся репутацией убежденного
противника государственных программ в области социального обеспечения; на пост
главы управления по охране рек и лесов штата был назначен крупный калифорнийский
лесопромышленник; бывший президент Ассоциации владельцев недвижимой
собственности, неизменно выступавший против установления государственного
контроля над выплачиваемыми домовладельцам суммами за аренду жилых помещений,
получил пост руководителя управления, ведающего недвижимой собственностью и
жилым фондом штата; обязанности ответственного за вынесение решений о
помиловании преступников были возложены на бывшего окружного прокурора, всегда
настаивавшего на применении смертной казни в качестве высшей меры наказания.
Бывший член общества Джона Берча, крайне правой организации, проповедующей
расизм и социальное неравенство, был назначен директором управления
экономических возможностей, ведомства, занимавшегося проблемами нуждающегося
населения штата. Даже на должность ответственного за поддержание контактов
администрации штата с калифорнийскими промышленниками, традиционно принадлежавшую
профсоюзным деятелям, был назначен бизнесмен.
Чуть ли не на следующий день после завершения
празднеств по случаю вступления на пост Рейган объявил, что ушедшая в отставку
администрация Брауна “разворовала и опустошила” казну штата, оставив в
наследство администрации республиканцев дефицит бюджета штата, достигающий
почти 200 млн долл. (на самом деле дефицит составлял 158,5 млн долл.). “Более
мрачной картины Калифорния не видывала с суровых времен Великой депрессии, когда
наш штат был вынужден принять настолько отчаянные меры, что наш кредит
испытывал на себе их влияние в течение нескольких десятилетий, — обвинял Рейган
своего предшественника. — В прошлом году Калифорния расходовала ежедневно на 1
млн долл. больше, чем могла себе позволить”. В числе мер, призванных
способствовать “восстановлению” экономики Калифорнии и ликвидировать
“катастрофическое положение” Рейган назвал 10-процентное сокращение бюджетов
всех административных ведомств штата, замораживание численности персонала
учреждений, сокращение средств, выделяемых из бюджета штата университету Беркли
и отдельным колледжам, ликвидацию созданных после крупных расовых волнений в
“черном” пригороде Лос-Анджелеса Уоттсе центров по реализации программ
социального вспомоществования черному населению штата, закрытие психиатрических
лечебниц и ряда других медицинских учреждений, оказывавших бесплатную
медицинскую помощь нуждающимся и престарелым жителям Калифорнии.
Разговоры об экономии прекратились с внесением на утверждение
легислатуры штата бюджета на очередной финансовый год: этим бюджетом были
предусмотрены расходы в размере 5,06 млрд долл. — на 440 млн долл. больше, чем
предусматривалось последним бюджетом губернатора Брауна. (Бюджет, внесенный на
утверждение в последний год губернаторства Рейгана, превысил 10 млрд долл.)
Сославшись на необходимость изыскания средств для погашения бюджетного
дефицита, полученного в наследство от прежней администрации штата, и покрытия
расходов по существенно увеличившемуся бюджету, Рейган объявил о повышении
налогов на жителей Калифорнии — самом крупном повышении налогов за всю ее
историю. Это повышение стало первым из трех значительных и нескольких небольших
повышений налогов за восемь лет пребывания Рейгана на губернаторском посту, в
результате чего с 1967 по 1974 г. практически все категории налоговых сборов в
штате изменились в сторону повышения и составили в среднем 7,6 % личного дохода
(по сравнению с 6,6 % при Э. Брауне). В среднем налоги штата на душу населения
выросли с 426 долл. до 768 долл. За эти восемь лет общая сумма налоговых
поступлений в казну Калифорнии возросла с 3,4 млрд долл. до 9,6 млрд долл.,
т.е. в 2,8 раза, вдвое превысив темпы роста налогов в любом другом штате
страны. За этот же период в условиях роста населения штата на 10,5 % число
служащих административных ведомств увеличилось на 28,5 %. Рейган продолжал
призывать к сокращению административного аппарата и уменьшению
непроизводительных расходов на его содержание, но уже к концу своего первого
четырехлетнего срока пребывания на посту губернатора значительно повысил ставки
заработной платы служащим административных ведомств штата, включая сотрудников
своего аппарата и самого себя. (Жалованье губернатора выросло с 44 100 долл. в
год до 49 100 долл.) Значительно увеличился штат аппарата губернатора, в том
числе и за счет заметного роста количества сотрудников губернаторской охраны.
Неизмеримо выросли расходы на меблировку губернаторского особняка и установку в
нем всевозможных электронных и иных средств охраны. Одновременно губернатор
принял решение о сокращении в 10 раз (с 5 млн до 500 тыс. долл.) ассигнований
на программу выдачи школьных завтраков нуждающимся детям.
|